17 ноября 2018, 01:20

Мнение: «Если мы сможем создать сектор экономики по обращению с отходами, тогда с населения вообще ничего не надо будет брать»

Директор компании «ЭкоАльянс» - регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Бурятии Игорь Алексеев и депутат Народного Хурала Бурятии, председатель Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по экономической политике, природопользованию и экологии Анатолий Кушнарёв в программе «Мнение» на радиостанции «Эхо Москвы» в Улан-Удэ комментируют предстоящий переход Бурятии на новую схему обращения с твёрдыми коммунальными отходами с первого января 2019 года, степень готовности регионального оператора к этой работе, ситуацию с двумя мусоросортировочными станциями в Улан-Удэ, схему работы в сельских районах республики, новые тарифы на вывоз и переработку мусора, и другие темы.

Игорь Алексеев ответил на замечание главы Бурятии по поводу не предоставления информации по автотехнике: «Не далее, как 17-го сентября и потом 17-го октября мы предоставили официальный реестр двух десятков единиц техники, которую мы будем использовать здесь в случае, если не будет хватать местной техники. Откуда такая информация у Алексея Самбуевича, мы не знаем - в минприроды мы предоставили всю информацию официально. Более того, нас попросили и впоследствии обязали разработать графики передвижения всех машин по территориям, выявить перевозчиков, по возможности оставить их работать в схеме, и, если не хватает техники, усилить своей. Проведя мониторинг территорий путем объезда, мы переговорили практически со всеми перевозчиками - кто-то отказался, у кого-то старый автопарк, и мы были вынуждены эти два десятка единиц техники раскидать по территории Республики Бурятия в 22-х районах. Город Улан-Удэ разыгрывается через конкурс - на него мы резервы не предусматриваем – тут есть комбинат по благоустройству и ещё 14 перевозчиков со своим автотранспортом».

Анатолий Кушнарёв обозначил масштаб проблемы: «К сожалению, в стране накопилось огромное количество отходов, проблема утилизации которых не решена. Нам надо развивать новую, так называемую, «зелёную» экономику с наименьшими отходами и с наименьшим влиянием на окружающую среду, но в России отсутствует такая отрасль, как мусороперерабатывающая промышленность. Пришло время нам всем серьёзно задуматься над её созданием, потому что если мы сейчас не будем ничего предпринимать на государственном уровне, то мы будем через пять лет буквально жить среди мусора. Это только кажется, что у нас в стране огромная территория - сегодня мы просто перекидываем мусор из одного места в другое, а он там разлагается, ухудшая санитарную и экологическую обстановку. В Госдуме сейчас лежит на рассмотрении ещё один закон - о раздельном сборе мусора - так что пришло время решать эту проблему».

По мнению Игоря Алексеева, «мусоросжигание - один из лучших вариантов, но, в любом случае, закон предписывает сортировать мусор – все фракции, которые можно переработать, их надо изымать. Что остаётся от сжигания – это, по сути дела, готовый почвогрунт, если его обрабатывать, это органика. Мне кажется, что сжигание мусора актуально для Бурятии потому, что нет территорий для размещения полигонов. И кроме того, чем больше у нас будет полигонов, тем меньше будет возможностей дышать свежим воздухом. Технологии на полигонах время от времени всё равно нарушаются - где-то бульдозер сломался, где-то не вовремя пересыпали инертным материалом, и так далее. Но, с другой стороны, не все методы сжигания отходов нам подходят - я против сжигания на колосниковой решётке и сжигания на средних температурах. Пусть температуры будет высокими, а фильтры – достаточными, но, то, что будет стекать с фильтров - это тоже потом надо куда-то девать, потому что это - особо опасные отходы».

Анатолий Кушнарёв считает, что «нам надо научиться разделять мусор на полезную и неполезную части. Вторую можно сжигать с целью получения электроэнергии, а первую считать вторичными отходами и перерабатывать их. Простой пример - в Джидинском районе предприниматель из полиэтиленовых пакетов начал делать тротуарную плитку. Пакеты он покупает в Улан-Удэ, и часть ему собирают в Петропавловке. Правда, бизнес у него не пошёл из-за просчётов со сбытом, но чем завозить тротуарную плитку из разных регионов, может быть, лучше поддержать его, чтобы его плитка была дешевле? Второй момент, я думаю, что мусороперерабатывающий завод должен построить не предприниматель, а государство, потому что речь идёт об огромных суммах. А в торговых сетях можно перейти на бумажные пакеты, и мы видим, что многие страны отказываются от полиэтиленовых пакетов. Есть технологии, когда из картофельного крахмала можно делать разлагающиеся, так называемые, биопакеты, но у нас нет такого закона, который бы заставил всех предпринимателей перейти на подобные пакеты».

По словам Игоря Алексеева, институт регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в Республике Бурятия вводится с одной лишь целью - навести порядок в потоках мусора, понять, откуда они образуются и понять, что с ними делать: «Например, торговые сети являются производителями большого количества отходов, от них идут и пакеты, и коробки, и полиэтилен. Что мы видим сейчас на свалках - огромное количество пакетов и пластиковых бутылок! Если этот поток предотвратить, и в торговых сетях выдавать биоразлагаемые пакеты, то этой проблемы не будет. Раньше все складывали мусор в ведро, выносили ведро и мыли его, а сейчас пакет обязательно присутствует в ведре, и потом все эти пакеты оказываются на свалках, а это как спички для пожара, и, во-вторых, при горении они выделяют вредные вещества. Тут нужен формат республики - ввести запрет на использование полиэтиленовой тары. В Бурятии уже есть множество экологических ограничений, связанных с водосборной зоной Байкала – если привязать к ним и запрет на использование пакетов - может быть, такой закон и пройдёт».

Анатолий Кушнарёв поддержал идею своего собеседника: «Речь идёт о том, чтобы сделать поправки в закон о Байкале - в принципе над этим можно подумать, а законодательные инициативы можем выдвинуть мы совместно с иркутянами. Это всё решаемо, главное, что политическая воля в стране сейчас направлена на то, чтобы навести порядок и сделать страну чистой».

Игорь Алексеев обрисовал ситуацию с мусорными полигонами в Бурятии: «Сейчас один полигон есть в Гусиноозёрске, один действующий рядом с Улан-Удэ в Тарбагатайском районе, а второй находится в судебных тяжбах, и два полигона в Заиграевском и Еравнинском районах. Я считаю, что даже те полигоны, которые были заложены, быть не должны – например, в Тункинской долине, где район полностью совпадает с национальным парком по координатам, и сделать ничего нельзя. Полигона там сегодня нет, и его там не будет, поэтому мы предложили ставить там мобильную сортировку, а отсортированный мусор увозить на полигоны в Иркутскую область - это ближе. Мы готовы это делать за счёт регионального оператора, договорённость с полигоном есть - нужно только подписать с властями Иркутской области соглашение. Закладывать полигон в Окинском районе тоже нет никакого смысла - слишком маленький муниципалитет. Мы пересмотрели программу по полигонам и предложили использовать инсинератор (устройство по сжиганию отходов – ред.), особенно на северных территориях - в Муйском, Северо-Байкальском, Баунтовском, Еравнинском, Хоринском, Кижингинском, Окинском и Тункинском районах. Здесь нет смысла строить полигоны вообще, но, тем не менее, в Еравне он есть, и сейчас запущен по-особому поручению главы Республики. Что такое инсинератор? Это узаконенная печка, выхлопов у которой, по сути, нет. Инсинераторы, который сейчас прошли госэкспертизу, могут применяться на территории Российской Федерации. Они есть двух типов – стационарные, и, например, в Северобайкальске согласно закону можно использовать только их, а есть передвижные - они ставятся на базе полуприцепа и могут путешествовать. Например, в деревне кто-то складывал мусор и появилась стихийная свалка. Инсинератор, проходя мимо этой деревни, может, исходя из расхода 50 литров в час дизельного топлива, пережечь этот мусор безопасно для нашей байкальской природной территории. Именно это мы и предложили главе республики, он нас услышал и распорядился внести изменения в инвестиционную программу. Сегодня мы сдали новую инвестпрограмму для первой зоны, и внесли туда четыре инсинератора вместе с комплексами по мусоросортировке. Мне кажется, что сначала полигон надо делать в посёлке Селенгинск, потому что весь Кабанский район свозится через селенгинскую свалку, а там летом ещё и полмиллиона туристов - полигон с мусоросортировочным заводом в Селенгинске просто жестко необходим».

Представитель регионального оператора рассказал о совместной работе с городскими структурами: «Комбинат по благоустройству Улан-Удэ не запускал мусоросортировочные не потому, что им неохота, а потому что количество денег, которые они получали за вывоз мусора, было резко ограниченным, и тариф долгое время не поднимался. Почему сейчас многие говорят о резком скачке тарифа? Потому что муниципальное предприятие сидело впроголодь, им и запустить-то мусоросортировку было не на что. Сейчас мы достигли договоренности, что за комбинатом, как за собственником мусоросортировочных станций, остаётся всё, что связано с наружным контуром – отопление, крыша, стёкла, дом – а всё, что внутри - все технологические линии - всё делаем мы. Всё это двигается параллельно, а цель одна - чтобы с Нового года мы запустили две мусоросортировочных станции».

По словам Игоря Алексеева, региональный оператор может нанять операторов на территории, но с основным условием - у него должна быть система навигационного контроля: «Все машины с навигаторами будут выведены на пульт регионального оператора – мы будем видеть каждую машину, которая вывозит мусор. Если он повезёт его по дороге Улан-Удэ - Заиграево и по дороге решит вывалиться, мы увидим отклонение от маршрута. Поэтому ввод регионального оператора позволит контролировать процессы перемещения мусора. Есть постановление, где указано, что все машины должны быть оснащены системы спутниковой навигации. В этом году мы в порядке эксперимента закупили мусоросортировочную станцию, которая в круглосуточном режиме способна сортировать до 600 кубов мусора. Приходя в какой-то муниципалитет, мы можем поставить её на подготовленную площадку с твёрдым покрытием и имеющую санитарную зону, и пересортировать мусор, находящийся в местах его временного хранения на срок до 11-ти месяцев. Это позволяет мобильной станции присутствовать в нескольких маленьких муниципалитетах, и это удобно, но самый положительный эффект в том, что 10 человек обслуживающих станцию, и производящих сортировку - это местное население, для которых это рабочие места. А всё, что мы сможем отсортировать, пойдёт в возмещение, чтобы со следующего года не повышать тариф. Накопленный экологический ущерб (это, так называемые, существующие свалки) должен ликвидироваться за счёт собственника земельного участка. А если будут образовываться новые свалки, это будет нашей проблемой - это уже плохо организованные потоки».

По мнению депутата Народного Хурала, тариф на вывоз и переработку мусора – это самый болезненный вопрос: «По первой зоне для многоквартирных домов тариф предварительно составит 110 рублей рублей с человека в месяц, для частных домов -125 рублей. Вторая зона - 147 рублей и 168, и, наконец, третья зона - 94 и 107 рублей. Тарифы разные, потому что разные и ситуации, и расстояния, и даже мусор разный. Мы уже получаем отрицательные сигналы от населения, хотя «Экоальянс» сделал уже несколько публикаций на эту тему, а также ездит по республике и всё объясняет. Может быть, попробовать убрать из тарифа НДС, а также обязательно должны быть льготные категории – многодетные семьи, пожилые люди, Инвалиды, для которых тариф должен быть снижен. И особенно это касается сельской местности – семья из шести-семи человек будет платить, допустим, в Баргузине 800-900 рублей в месяц, а сегодня они платят всего 100-150 рублей. В сельской местности население у нас зачастую не имеет постоянных источников дохода, и социальное напряжение чувствуется. Но, с другой стороны, многие депутаты говорят - когда человек увидит, что территория вокруг него становится чище, то он сам пойдёт платить».

Игорь Алексеев пояснил, насколько реально вырастет тариф и рассказал, почему важно в ближайшее время начать решать «мусорную» проблему: «Сегодня для квартир существует тариф в размере от полутора до четырёх рублей с квадратного метра. В среднем семья из трёх человек, проживающая на 60-ти «квадратах», сегодня платит около 200 рублей. Наш новый тариф для них будет 330 рублей - вот повышение, о котором мы говорим. За это люди получают более качественный вывоз мусора и перспективу, что у нас появится мусороперерабатывающий завод. Я считаю, что наших жителей можно призвать только к сознательности и пониманию ситуации. Если мы будем продолжать жить, как сегодня, то дальше у нас просто пропасть. Нужно переломить менталитет людей и создать инфраструктуру, способную перерабатывать отходы. Это должен быть кластер – если мы отсортировали полиэтилен, то из него надо дальше делать изделия. Если мы сможем создать сектор экономики по обращению с отходами, тогда с населения вообще ничего не надо будет брать. Я думаю, что те, кто сегодня владеет полигонами, со временем будут владельцами больших энергетических ресурсов, а пока мы говорим о тарифе и о том, что нам нужно создать структуру по обращению с отходами по всей стране и в Бурятии – тем более, у нас рядом Байкал».

Анатолий Кушнарёв посоветовал всем отнестись к этой проблеме на более высоком уровне: «Мы все хотим жить на чистой территории, и нам всем надо поменять своё мышление. Время, когда по стране и в республике мы где попало разбрасывали мусор, закончилось. Кроме того, надо поменять сознание и в том, что начать называть мусор отходами. Второй момент – тарифы не должны обременять человека, но, в тоже время надо понимать, что бизнес, заходящий в эту сферу, тоже должен иметь какую-то прибыль, а пять процентов - это минимальная рентабельность, у нас в Бурятии конкурсы прошли с трудом из-за того, что не было желающих. Каждому человеку, а также бизнесу и власти надо понять - другого пути по работе с отходами у нас нет, если мы хотим жить в чистой республике».


В связи с ужесточением требований к сбору и хранению персональных данных мы были вынуждены отключить возможность оставлять комментарии к материалам на сайте. Обсудить новости можно в наших соцсетях:
https://vk.com/bmk.news

© 2004-2025 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия, 

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б, помещение 3А

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: info@baikal-media.ru

Учредитель - ООО «Байкал Медиа Консалтинг». Главный редактор:

Озеров Игорь Викторович


Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^