27 апреля 2006, 11:35

«Коммерсант» о нефтепроводе ВСТО: Трубопровод чистой воды

По оценкам экспертов, изменение маршрута нефтепровода Восточная Сибирь–Тихий океан (ВСТО) может поднять стоимость проекта примерно на $1 млрд и затянуть сроки его реализации. "Транснефть" уверяет, что труба будет построена в срок, но признает, что экономика проекта меняется коренным образом.

Неожиданное решение президента о переносе трубы подальше от Байкала шокировало главу "Транснефти". "Я не могу сказать, на сколько километров удлинится маршрут и насколько это будет дороже,– сказал Семен Вайншток журналистам.– Для этого необходимы исследования". По его словам, окончательную длину маршрута можно будет определить месяца через полтора.

"Мы и раньше говорили о маршруте, который длиннее существующего на 900 км (это наиболее удаленный от Байкала и сейсмически безопасный вариант.–Ъ),– отметил глава 'Транснефти'.– Новое предложение – это не такой удлиненный маршрут". По словам господина Вайнштока, принятое президентом решение "в корне меняет экономику данного проекта" и может "несколько увеличить тарифы, которые обеспечат экономическую целесообразность маршрута". Однако на сроках реализации проекта изменение маршрута трубы, по его мнению, не скажется.

Как пояснил Ъ вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев, компания постарается уложиться в обозначенные ранее сроки строительства и согласовать новый маршрут байкальского участка, пока будут строиться остальные участки трубы. По сетевому графику строительства первый участок нефтепровода должен быть сдан к 1 ноября 2008 года.

Однако, по мнению экспертов, изменение маршрута существенно отложит окончание строительства трубы. Директор Института энергетической политики Владимир Милов полагает, что сдать ВСТО, который он назвал "вторым БАМом", к указанным срокам не удастся даже без изменения маршрута. "Наиболее близкий к реальности срок пуска первого участка – 2010 год или позднее",– заявил он Ъ. Эксперт оценил строительство километра ВСТО в среднем в $3 млн. По его мнению, в случае удлинения трассы капзатраты по первой очереди возрастут примерно на $1 млрд. "Это будет в любом случае субсидируемый проект,– считает он.– Иначе 'Транснефти' не удастся предложить приемлемые тарифы. Из этой ситуации есть два выхода: либо полное субсидирование строительства трубопровода, либо дотирование транспортировки, например, в виде налоговых льгот нефтяникам, работающим в этом регионе".

Проект ВСТО предусматривает строительство нефтепровода по маршруту Тайшет (Иркутская область)–Сковородино (Амурская область)–побережье Тихого океана. Затраты на строительство трубопровода пропускной способностью 80 млн тонн оценивались до вчерашнего дня в $11,5 млрд. Трубу предполагается строить в два этапа – на первом провести нефтепровод от Тайшета до Сковородино, одновременно построив терминал на побережье Тихого океана, куда нефть будет доставляться от Сковородино по железной дороге. Стоимость строительства первого этапа – $6,65 млрд.

Прокладке нефтепровода в непосредственной близости от Байкала пытались воспрепятствовать всевозможные организации – от экологических Greenpeace и WWF до региональных сообществ жителей Сибири и Дальнего Востока. Жители Хабаровского края и местные организации даже подавали иск в Верховный суд об отмене распоряжения о строительстве ВСТО, однако потерпели поражение. Максимум, чего удалось добиться как экологам, так и не одобрявшим проект госорганам,– это отклонение ТЭО строительства терминала в бухте Перевозная. Вопрос о конечной точке ВСТО, по словам главы Минпромэнерго Виктора Христенко, будет решен к октябрю–ноябрю этого года.

После прошлогоднего призыва Владимира Путина не затягивать с реализацией проекта его согласование проходило крайне стремительно даже в тех министерствах, которые ранее выступали категорически против предложенного "Транснефтью" маршрута трубы. Сначала прокладке трубопровода вблизи Байкала воспрепятствовало Минприроды (МПР), вынужденное в итоге снять свои возражения. Потом государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) Ростехнадзора дала отрицательное заключение по ТЭО по тем же причинам, что и ранее МПР. Однако, переформировав экспертную комиссию, руководству Ростехнадзора удалось добиться утверждения ТЭО. В начале апреля ТЭО первой очереди одобрила Главгосэкспертиза, подведя, казалось, итог под экспертным согласованием проекта. Теперь согласующим ведомствам придется провести еще одно стремительное согласование.

История проекта ВСТО

В начале декабря 1999 года глава НК ЮКОС Михаил Ходорковский провел с представителями Китайской национальной нефтяной компании (CNPC) переговоры по поводу строительства нефтепровода из России в Китай. На переговорах была названа предварительная стоимость проекта – $1,7 млрд.
17 июля 2001 года премьер РФ Михаил Касьянов и председатель КНР Цзян Цзэминь подписали соглашение "Об основных принципах разработки технико-экономического обоснования нефтепровода Россия–Китай". Сам проект Ангарск–Дацин разработали ЮКОС, "Транснефть" и CNPC. Официальные лица РФ и КНР заявили, что стоимость нефтепровода составляет $1,7 млрд. СМИ оценили проект в $2,9 млрд.
2 апреля 2002 года "Транснефть" представила альтернативный проект нефтепровода, по которому труба должна была идти из Ангарска в Находку. Представитель "Транснефти" Анатолий Безверхов объявил, что проект будет стоить $4 млрд. 21 января 2003 года премьер Японии Дзюнъитиро Коидзуми назвал сумму $5,5 млрд.
В мае 2003 года проекты объединили под общим названием "Восточная Сибирь–Тихий океан": основная труба должна идти из Ангарска на Находку и иметь ответвление на Дацин. Однако 27 июля экологическая комиссия Минприроды дала отрицательное заключение по проекту. В феврале 2004 года "Транснефть" сменила отправную точку трубопровода с Ангарска на Тайшет, а конечную – с Находки на бухту Перевозная. К этому моменту СМИ оценивали стоимость нефтепровода в $10 млрд. 22 июня президент "Транснефти" Семен Вайншток заявил на пресс-конференции, что первоначальная цена проекта – $13 млрд. 13 июля представитель компании Александр Лобынцев назвал цифру $14,9 млрд, а 15 ноября господин Вайншток "поднял" цену до $16 млрд.
31 декабря окончательный проект ВСТО утвержден премьером Михаилом Фрадковым. 26 апреля 2005 года министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко подписал приказ "Об определении этапов строительства ВСТО". Тогда же в беседе со СМИ он подтвердил сумму $16 млрд. 27 сентября "Транснефть" передала в правительство ТЭО первой очереди нефтепровода, в котором указало общую стоимость строительства ($11,5 млрд) и стоимость первого этапа Тайшет–Сковородино ($6,6 млрд). По мнению Минпромэнерго, стоимость первого этапа из-за инфляции может составить $7,9 млрд. 28 февраля 2006 года Госэкоэкспертиза дала положительное заключение на ТЭО.

Где еще не обойтись без президента?

Олег Морозов, первый зампред Госдумы:
– По Конституции вмешательство президента предусмотрено в любой сложной ситуации. Кроме Байкала я знаю еще одну проблему, на которую президент смотрит пристально. Это жилье. Думаю, Путин вцепился в него не на шутку и не отпустит до тех пор, пока не раскрутит эту тему.

Виктор Данилов-Данильян, директор Института водных проблем РАН:
– Это работа его пиарщиков. Теперь им нужно искать нового дурака вроде Вайнштока, который задумает что-нибудь преступное, а президент скажет "нельзя" и останется в белом. Я убежден, что "Транснефть" была готова к такому повороту и только ждала команды сверху. И сказали бы ей отвести трубу не на 40, а на 200 км – за этим бы дело не стало.

Олег Митволь, заместитель главы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования:
– Не мне указывать президенту, куда ему вмешиваться. Нам президент помогал не раз. Например, вопрос о распродаже леса был решен только после его вмешательства. А насколько окончательно решение о переносе трубы на 40 км, сказать сложно. По плану труба должна была пройти там, где природа испорчена антропогенным вмешательством, а теперь речь идет о нетронутой земле. Нужно дождаться мнения специалистов.

Владимир Юрашко, председатель "Всенародного экологического общества – Зеленые 3000":
– В экологической экспертизе законов о воде, о лесе и о недрах. Тогда бы мы все были безмерно счастливы. Россия без царя – это уже не Россия. Замечательно, что он обратил на Байкал свое внимание.

Виктор Отт, первый вице-президент компании "Стройтрансгаз":
– Хочется верить, что с его помощью уже все решили, а остальное сумеем решить и без него. Надо хоть что-то делать самим. Надеюсь, что конкретные решения о переносе трубопровода ответственные лица теперь примут сами.

Борис Немцов, член политсовета СПС:
– Без царского повеления у нас уже ничего не решается. Да и здесь решение было принято только потому, что Путин почувствовал личную угрозу. До Путина в Иркутске побывал Касьянов, который обещал защищать Байкал от безумства властей и не позволить превратить его в новый Чернобыль. А так как власть неадекватно относится к бывшему премьеру, то и решение было принято быстро. Я не сомневаюсь, что оно будет выполнено: то, что у нас делается пафосно и громогласно, как правило, реализуется.

Вячеслав Володин, секретарь президиума генсовета партии "Единая Россия":
– Многие вопросы не могут решаться без президента. Без Путина переговорщики могут и передраться. А президент вмешивается – и все остаются довольны. Это нормально. Мы еще раз убеждаемся, что гарант Конституции работает эффективно. Он всегда всех рассудит и решит все вопросы.

Владимир Кашин, зампред комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию:
– Байкал отстояли, но остались другие российские озера. По новому Водному кодексу водоохранная зона уменьшилась в десять раз, и это грозит загрязнением всем остальным водоемам. А ведь не только иркутяне хотят пить чистую воду.

«Коммерсант»
В связи с ужесточением требований к сбору и хранению персональных данных мы были вынуждены отключить возможность оставлять комментарии к материалам на сайте. Обсудить новости можно в наших соцсетях:
https://vk.com/bmk.news

© 2004-2025 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия, 

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б, помещение 3А

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: info@baikal-media.ru

Учредитель - ООО «Байкал Медиа Консалтинг». Главный редактор:

Озеров Игорь Викторович


Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^