15 января 2010, 04:21

Эржена Будаева: Дети-инвалиды должны учиться в обычных школах

Региональный общественный фонд инвалидов-колясочников вот уже свыше пяти лет занимается продвижением инклюзивного образования в Бурятии. Инклюзивное, или включенное образование - это когда дети с инвалидностью и без инвалидности учатся в одном классе, в обычном общеобразовательном учреждении, где для них создаются все условия. О том, как на сегодняшний день складывается ситуация с инклюзивным образованием, корреспонденту «Вечерки» рассказала председатель РОФ «Общество без барьеров» Эржена Будаева.

- Эржена Хышиктуевна, Дмитрий Медведев в своем последнем послании Федеральному собранию отметил, что во всех школах обязательно должна создаваться безбарьерная среда. Но даже если в школах будет безбарьерная среда, будут ли они готовы к приему детей с инвалидностью?

- Вы правы, наличие пандуса вовсе не гарантирует, что в школе появятся дети-инвалиды. Но, к сожалению, в школах республики происходят какие угодно перемены, только не поворот к инклюзии. Министерство образования и науки РБ, городской комитет образования неохотно идут навстречу новому, ведь надо менять наработанную годами, введенную еще при социализме систему. Конечно, они прямо не отказывают, участвуют  в наших круглых столах, форумах. В 2007 году напечатали и распространили по сельским школам методическое пособие «Алфавит инклюзии». Ведут учет количества детей с инвалидностью по типам образовательных учреждений. Но когда речь идет о конкретной, реальной помощи не специальным образовательным учреждениям, а школам, практикующим инклюзивные подходы, тот тут просто какой-то непреодолимый административный барьер. Например, несколько детей перешли из Улан-Удэнской школы социальной адаптации детей-инвалидов № 60 в обычные школы, в том числе одна девочка на коляске. В специальной школе на ее образование тратилось порядка 60 тыс. рублей, в обычной же школе на год выделяется 12600 рублей! Как будто ребенок перестал быть инвалидом и не нуждается в дополнительных образовательных услугах и нуждах! Нужно вводить специальный норматив обучения детей-инвалидов в обычной школе, это вполне можно сделать на региональном уровне. По данным того же Минобразования РБ, в Бурятии свыше 1000 детей-инвалидов уже учатся в обычных школах. Но никаких письменных предложений, поправок в законопроекты от Министерства образования в правительство или Народный Хурал по этому поводу не поступало. Попыток разработать норматив обучения ребенка-инвалида в обычной школе не было. Без средств массовая школа не заинтересована в их приеме и создании для них условий. Я считаю, у детей и их родителей должен быть выбор, куда пойти учиться. Судя по многочисленным обращениям родителей в нашу организацию, все больше и больше желающих отправить своего ребенка в обычную школу. Но их там не ждут, условий не создают и где-то даже побаиваются «особых» детей.

- В специальных школах работают профессионалы, создаются все условия, зачем распылять средства и кадры по обычным школам для создания условий инклюзивного образования?

- В сельских районах Бурятии нет никаких специализированных школ, за исключением коррекционных интернатов, к которым у нас очень много вопросов. Например, кого и как они корректируют, до какой степени, и где статистика перевода «скорректированных» детей из специнтернатов в обычнее школы? Что же касается городских школ № 4 и 65, там мы в порядке эксперимента создавали условия для инклюзивного образования в течение полутора лет на средства Детского фонда ООН «Юнисеф». Были построены пандусы, оборудованы специальные отдельные туалетные кабинки для детей-инвалидов, сооружены поручни на первом этаже, проведены уроки доброты для всех детей без инвалидности, семинары для учителей, оборудованы ресурсные комнаты. Если возникали вопросы психолого-педагогического характера, по методике, мы отсылали и до сих пор отсылаем их в Москву специалистам по работе с детьми-инвалидами и получаем ответы по электронной почте. Проблема в том, что по окончании проекта, никакой помощи от местных органов образования экспериментальные школы не ощутили. В настоящее время там всё держится на родителях и энтузиастах-учителях.

Насчет профессионалов, я бы тоже поспорила. Даже в коррекционных школах Республики Бурятия работает не более 10% профессионалов. Высшие образовательные учреждения по подготовке дефектологов, логопедов и других узких специалистов находятся в Европейской части России. У нас – только курсы переподготовки учителей. Надо сказать, особые дети всегда учились в обычных школах. Ведь инклюзивное образование подразумевает включение не только детей-инвалидов, но и ребят, плохо знающих русский язык, одаренных, девиантных детей и так далее. Всех, кому нужен индивидуальный подход! К нам в прошлом году приезжал эксперт инклюзивного образования Гэри Банч из Канады. Профессор с тридцатилетним опытом утверждает, что опытный и знающий учитель может обучать любого ребенка, да это так и происходит на сегодня в сельских районах Бурятии. Там же нет сети специализированных школ! Недавно мы побывали в школе села Харгана. В селе четверо детей с официальной установленной МСЭ инвалидностью, все они учатся в единственной сельской школе, и к каждому учителя нашли подход.  

- Дети-инвалиды бывают разные: с умственной отсталостью, с сочетанными заболеваниями. Неужели все они смогут посещать обычную школу?

- Есть небольшое количество стран, которые научились включать всех детей, в том числе и ребят с поражением зрения и слуха. Это, как правило, богатые и развитые государства. У нас же, я думаю, нужно начинать с включения детей с сохранным интеллектом. Так называемых «умных опорников». Со временем в обществе будет создана более толерантная атмосфера и подготовлены специалисты, дойдет очередь до включения детей с более сложными заболеваниями. На сегодня мы не можем отправить в школу даже детей с поражением опорно-двигательного аппарата, там просто нет безбарьерной среды. В Республике Бурятия продолжается строительство школ без малейших намеков на пандусы, расширенные двери, специальные туалетные кабинки, сглаженные пороги, не говоря уж о лифтах. По этому поводу мы намерены подать запрос в республиканскую прокуратуру.

- Вы считаете, что инклюзивное образование дает человеку жизненный карт-бланш?

- Ребенок должен быть включен в обычную среду, а не специализированную, начиная с детского сада. Общество платит очень дорогую цену за то, что отделяет огромное количество особенных детей от их сверстников. Всем знакомо понятие «маменькин сынок». Такие дети зубрят, могут быть отличниками, но они не участвуют в играх со сверстниками, не социализируются. В итоге, в жизни проигрывают тем же троечникам. Так вот, даже по сравнению с маменькиными детками, инвалиды детства втройне страдают от отсутствия полноценного общения. Надомное образование зачастую – суррогат образования. Многие предметы на дому преподавать просто невозможно, особенно это касается сельских школ. Закончив специализированную школу, человек попадает в обычное, не «специальное» общество. Я не слышала о специальных университетах для инвалидов в Бурятии, специальных рабочих местах, за исключением имеющихся в обществе слепых. Сможет человек приспособиться, выучиться, трудоустроиться – хорошо. Не сможет – все его проблемы, потребности тяжелым бременем ложатся на его семью, социальные службы. Могут быть и проблемы с созданием семьи, работой. Государство будет содержать инвалида до конца дней. Такова цена за неполноценное образование – старт жизни. На июльском образовательном форуме в Бурятии президент Вячеслав Наговицын совершенно правильно поставил вопрос об истинном значении понятия «качество образования» – нет у наших педагогов ясности по этому вопросу. Скажу кощунственную вещь – главное, не какие оценки получили ученики по окончании школы, сколько и каких медалей заработали. Главное, как они потом устроятся в жизни, смогут ли получить профессию, трудоустроиться, создать хорошую семью.

- Что, по-вашему, нужно делать, чтобы переломить ситуацию?

- Я думаю, нужно просто следовать за мировой общественностью. В соседней Монголии создан отдел инклюзивного образования в Министерстве просвещения. Армения – бывшая союзная республика – ушла далеко вперед, там принят закон о развитии этой формы обучения. В школах нет зимой отопления, а инклюзивное образование – есть. Эксперты из Америки, попав к нам, говорят, что мы как будто перенеслись на машине времени на тридцать лет назад. Не нужно ждать, пока Министерство образования РФ даст отмашку «внедряйте инклюзивное образование». Как это у нас часто бывает, разом могут закрыть коррекционные, специальные школы, и дети потоком хлынут в обычные школы. Инклюзивное образование нужно внедрять постепенно, готовить школы, учителей, детей, родителей. Настраивать общественное мнение. Мы, со своей стороны, готовы начать работу со школой № 47 в Октябрьском районе Улан-Удэ. Начиная с января 2010 года мы собираемся проводить там семинары для учителей, уроки доброты для школьников, кинопоказы, акции, искать средства для строительства безбарьерной среды, создавать ресурсную комнату. Экспериментальные школы показывают на успехах и ошибках, куда и как нужно идти. Ну и, конечно, ждем конкретных действий от Министерства образования РБ и комитета по образованию города Улан-Удэ по развитию инклюзивного образования в Бурятии. Нужна их политическая воля. Сигналов сверху достаточно. Президент России первого сентября посетил инклюзивную московскую школу. Наша страна подписала конвенцию ООН «О правах инвалидов», где в качестве приоритетной указана именно эта форма образования.
В связи с ужесточением требований к сбору и хранению персональных данных мы были вынуждены отключить возможность оставлять комментарии к материалам на сайте. Обсудить новости можно в наших соцсетях:
https://vk.com/bmk.news

© 2004-2025 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия, 

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б, помещение 3А

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: info@baikal-media.ru

Учредитель - ООО «Байкал Медиа Консалтинг». Главный редактор:

Озеров Игорь Викторович


Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^