«Нынешний год будет тяжелым, - сказал в интервью «МК» министр финансов Бурятии Александр Налетов.
- Мы втягиваемся в период революционных изменений в правовой, территориальной, административной и управленческой сферах деятельности государства. И мы не знаем, как эти реформы будут двигаться и к чему они реально нас приведут».
- Пойдем методом проб и ошибок?
- Да. Как это уже было не раз, в том числе в 2005 году с реализацией федерального закона о монетизации льгот. Сколько дров было наломано, сколько болевых точек так и не смогли закрыть. Федеральный центр перекладывает социальные проблемы на регионы и, естественно, иногда мы вынуждены принимать непопулярные, а зачастую необдуманные решения. А потом - исправлять.
- То есть ясности никакой?
- Всегда нужна ясность, тогда все и всем понятно, что делать и как делать. Отсутствие представления о том, что будет завтра - самое плохое. Люди должны знать, что будет завтра. А что будет завтра - неизвестно. Думаю, в течение первого квартала многое прояснится.
- Вы говорите об отсутствии ясности или об отсутствии целей?
- Нет, цели как раз определены, и слава Богу! Это четыре национальных проекта в области образования, здравоохранения, жилищного строительства и сельского хозяйства. Сколько нужно Бурятии, чтобы эффективно вписаться в проекты, тоже пока неизвестно. Министерства считают, защищают, продвигают.
- Наш бюджет тоже будет задействован?
- Конечно, на условиях паритета. Республиканский бюджет сформирован из двух частей - из текущей, обеспечивающей бюджетные учреждения в соответствии с нормами и нормативами, и так называемого бюджета капитальных расходов, что составляет всего 600 миллионов рублей из 14 миллиардов. В этих 600 миллионах заложены средства на софинансирование четырех национальных проектов.
- Более чем скромно...
- Минфин - это не орган, который определяет политику. Наша задача сбалансировать расходы и доходы. Сколько можем, столько и даем.
- А сколько не хватает?
- На одной из ближайших сессий Народного Хурала мы должны сформировать два фонда - поддержки отдаленных территорий и муниципальных образований. С начала года у нас появился четвертый, поселковый уровень власти. А это более 270 поселенческих бюджетов и свыше 2 тысяч человек, избранных в прошлом году в местные советы и администрации. Сельские советы будут утверждать свой бюджет, исполнять его и следить за тем, куда тратятся деньги. Для осуществления полномочий часть денег советы должны получать в виде финансовой помощи, а часть зарабатывать самостоятельно. Чтобы не загубить народовластие на этапе его возрождения, нам нужно изыскать для поселковых бюджетов не менее 800 миллионов рублей. Есть порядка 500 миллионов. Где взять еще 300? Такая же сумма требуется и для фонда поддержки отдаленных территорий. Еще 800 миллионов не хватает районам Бурятии. К этому прибавьте 300-миллионный дефицит республиканского бюджета, который надо чем-то покрывать.
- Пишите письма в Москву...
- Писали, пишем и будем писать.
- А как же мы сами?
- Я бы не сказал, что наша республиканская экономика стагнирует. Она работает и ежегодно дает свои 12-15 процентов роста. Из 14 миллиардов бюджетных доходов 9 миллиардов - это помощь из Москвы, остальные 5 миллиардов - наши.
- Насколько можно судить, власти Бурятии только тем и озабочены, чтобы развивать местный потребительский рынок, создавать реальное производство.
- К сожалению, мы до сих пор не имеем четкого представления о том, какие ниши реального сектора экономики свободны и что мы могли бы производить сами, не рискуя быть задавленными конкуренцией извне. Еще несколько лет назад я предлагал создать в Бурятии маркетинговый центр, который бы проводил постоянный мониторинг ввоза и вывоза продуктов питания и товаров народного потребления. Мы должны были понять: из ввозимого к нам что мы в состоянии производить сами? Первые результаты лаборатории выявили 5-6 беспроигрышных позиций. Знаете что оказалось на первом месте?
- И что же?
- Майонез. Тогда, пять лет назад, выяснилось, что жители республики просто в гигантских количествах потребляют майонез. Мы его почти не производим, хотя технология его изготовления проста и экономична. Если бы меня тогда поддержали, мы многие возможности смогли бы реализовать. Я дважды предпринимал попытку создать такой центр, готовил проекты указов.
- Третья попытка будет?
- Трудно сказать. Это большая беда республики и наша большая вина: мы не говорим людям что надо и можно производить. Между тем предприниматели вкладывают капитал в строительство офисов, коттеджей, жилых домов, торговых комплексов, покупают дорогие машины. Не научились они еще делить свои средства на «личные», которые можно тратить на машины, и на капитал, который должен работать.
- Стало быть, ничего обнадеживающего?
- Ну почему же! Бюджетники получат надбавку. Тоже приятно. В этом году я хочу создать своеобразный стабилизационный фонд. Может быть, он будет называться как-то по-другому. Неважно. Например, какое-то предприятие в течение года должно выплатить столько-то налогов. Условно говоря, 1 миллион рублей. Если предприятие перечисляет 1,5 миллиона налоговых платежей, то половина «сверхпоступлений», то есть 250 тысяч, возвращается к нему обратно - на развитие. Коль скоро мы не можем говорить о создании новых реальных производств, есть настоятельная необходимость поддержать хотя бы тех, кто сегодня еще работает. Деньги от «сверхпоступлений» как раз и будут аккумулироваться в стабилизационном фонде и оттуда же идти на счета товаропроизводителей.
- Не могу не спросить вас о ходе расследования уголовного дела, возбужденного в отношении вас в конце минувшего года по ч. 2 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»).
- Правоохранительные органы подозревают меня в том, что еще в 2003 году я подписал договор на выделение бюджетных кредитов четырем золотодобывающим предприятиям, якобы в нарушение действующего законодательства. Сейчас выясняется, что действующее законодательство я не нарушил. Ну еще что-нибудь найдут. К тому же моя подпись на договоре, хотя и придающая документу юридическую силу, не единственная. Прежде чем подпишу я, документ проходит тщательную экономическую и юридическую экспертизу. А у меня нет оснований не доверять сотрудникам министерства и нет возможности самому проверять готовящиеся на подпись документы. Хотя бы потому, что за все время нахождения в должности министра финансов я подписал более 700 кредитных договоров. А при желании можно придраться к каждому...
Станислав Белобородов, «МК в Бурятии»
↓