Визит в Бурятию представительной делегации федеральных чиновников во главе с министром экономического развития России Германом Грефом, в ходе которого министру били представлены 11 инвест-проектов, породил очередную волну эйфории о близком светлом будущем Бурятии обеспеченном средствами Стабилизационного фонда.
О том, какими били реальные цели поездки федерального министра на Дальний Восток, в Бурятию и Иркутскую область, ИА «Байкал Медиа Консалтинг» рассказал один из членов делегации, советник председателя правления РАО ЕЭС России Анатолия Чубайса, бывший генеральный директор ОАО «Бурятэнерго» Андрей Кулаков.
- Андрей Валентинович, какой, на ваш взгляд, была цель визита Германа Грефа на Дальний восток, в Бурятию и Иркутскую области?
- Как заявил сам Герман Греф, цель была поставлена президентом России Владимиром Путиным. Сформулировать ее можно так: правительство, и в правительстве за это отвечает господин Греф, идет работа над формированием пакета проектов, на которые федеральный центр готов выделять средства. Там несколько направлений. Первые проекты связаны с повышением качества жизни населения. Это, в первую очередь, проекты в сфере образования и здравоохранения. Второе направление – инфраструктурные проекты, которые дают толчок для развитий территорий. По поводу подготовки именно таких проектов на Дальнем Востоке и был разговор. Еще одна тема, связанная с выделением бюджетных средств на развитие территорий, - подготовка проектов по созданию специальных экономических зон, в частности, создание специальной экономической зоны по туризму в Байкальском регионе.
Кроме того, в Бурятии Герману Грефу были подготовлены еще несколько презентаций, связанных с проектами по развитию экономики республики, в частности, развитие аэропорта, развитие месторождений, лицензии на разработку которых недавно купила ИФК «Метрополь» и так далее.
- По каким то проектам положительное решение уже принято?
- Нет, это же была только ознакомительная поездка, которая не предусматривала принятие инвестиционных решений. Именно знакомство с территориями, рассмотрение их проблем, потенциала, который надо развивать.
- Вообще из тех 11 проектов, что представила Бурятия, в их сегодняшнем состоянии хотя бы какой-то один имеет перспективу?
- Я бы не стал сегодня критиковать качество их подготовки. Я могу сказать, что на Дальнем Востоке и в Бурятии Герман Греф много раз говорил об одном – для того, чтобы получить бюджетные деньги, нужно подготовить качественные проекты по их освоению, продуманные и просчитанные. Раньше государство могло, по большому счету, помогать только советом, и только сейчас распаковывается стабилизационный фонд, только сейчас пошел разговор о реальных деньгах, которые придут на территорию. Соответственно, территории должны конкурировать за эти деньги, и господин Греф заставляет это делать. Не будет «всем сестрам по серьгам». Проекты должны готовиться под руководством региональных властей, и во всех выступлениях министр экономического развития обращал внимание, что на них надо потратить время, приложить усилия, что на халяву деньги распределяться не будут. Если проект качественно подготовлен – это сигнал к тому, что на этой территории к этой теме относятся особенно, реализовывать и управлять этим проектом готовы.
- Получается, что кто качественней подготовит проект – тот и получит федеральные деньги?
- Да. Механизм конкуренции в рамках министерства экономического развития торговли уже существует.
- Как я вас понял, представленные Бурятией проекты необходимо дорабатывать. Проблема невысокого качества представленных инвест-проектов – это проблема только Бурятии, или большинства регионов, где была федеральная делегация?
- Да, это касается большинства регионов, кроме Сахалина, где нынешний губернатор руководил в свое время экономическим блоком в областном правительстве. В его ответственности была разработка экономических программ, презентация программ не только российскому правительству, но и международным инвесторами. Поэтому этом смысле он имеет богатейший опыт и знания по подготовке и представлению подобного рода проектов.
- Имеют ли значение сроки подготовки проектов?
- Да, хотя тот денежный фонд, который формируется на их реализацию, не является годовым, то есть это некая общая сумма, и если деньги не использованы в этом году, они просто переходят на будущий год. Пока денег, в общем-то, хватает. Герман Греф приводил пример, что по итогам 2004 года из определенной суммы была израсходована только половина и именно в связи с отсутствием понятных, вменяемых, просчитанных проектов. Правительство России заинтересовано в том, чтобы деньги были использованы максимально эффективно.
Сегодня речь больше идет о качестве, и это наиболее правильный подход. Конечно, территории за предыдущие годы при дефиците денежных средств разучились готовить проекты. Соответственно, чтобы добиться качества, необходимо будет привлекать внешних консультантов.
- То есть региональному бюджету придется вкладывать в разработку проектов собственные средства?
- Конечно. И Герман Греф сам приводил пример Томской области, где группа консультантов совместно с руководством региона подготовили понятный компактный документ, который отражает всю суть основных направлений по развитию территории. Этот документ был роздан всем губернаторам, чтобы его брали за основу, и делали такие же программы. Самое главное, чтобы эти концепции, социально-экономические программы долгосрочного и краткосрочного развития, а мы имеем их очень много, не оказались просто формальной бумагой, которую можно положить в стол и не обращаться к ней долгие годы. Мне кажется, что в подготовке таких проектов, программ должно принимать участие бизнес-сообщество территорий, потому что, если у кого и есть знания по организации бизнеса, то это у самого бизнеса. Нужно привлекать бизнес, консалтинговые группы, которые ориентированы на бизнес, и конкурировать качеством.
Для повышения качества проектов, где финансовой стороной выступает бюджет, правильнее привлекать на управление ими частные компании. Законодательная база под это есть – государственно-частное партнерство. Я думаю, что это тоже может являться дополнительным конкурентным преимуществом при презентации этих проектов в Министерстве экономики России. Когда предлагается не просто проект, предлагается юридическая конструкция, где управляющей компанией выступает частная компания, причем еще лучше, если она будет реально независимой. Бизнес этой независимой компании должен выходить за рамки отдельно взятого региона, возможно даже за рамки Российской Федерации.
- Насколько полезной, на ваш взгляд, был визит федеральной делегации в Бурятию, если здесь не принималось никаких решений?
- Эта поездка, безусловно, была полезной, потому что Герман Греф никогда не был на Байкале, он должен был увидеть эту территорию, увидеть озеро, природу – все то, что и должно использоваться при развитии экономической зоны туризма. Чтобы у федерального министра сложились совершенно определенные впечатления.
- Можно ли говорить, что конечной целью поездки Германа Грефа, подразумевающей в будущем реализацию неких проектов для повышения уровня жизни населения, является стабилизация демографической ситуации на Дальнем Востоке и Восточной Сибири? То есть создание экономических условий для прекращения оттока населения из этих регионов?
- Я думаю, что это как раз и есть главная цель. Развитие байкальских и дальневосточных регионов, реализация этих проектов, должны создать такой уровень жизни, который позволит людям жить и развиваться, не покидать эти территории. Это следует и из концепции по демографической политике, которая сейчас разрабатывается в правительстве. В ее разработке, кстати, активное участие принимает «Деловая Россия» (Андрей Кулаков является членом генерального совета «Деловой России» - прим. «БМК»). Так господин Юрьев – один из членов «Деловой России» - взял на себя работу, связанную с концентрацией всех знаний по этой проблеме в России, его доклад был заслушан на Совете по конкурентоспособности, который возглавляет Михаил Фрадков. Вывод из первого аналитического этапа работы простой: такие огромные территории таким малым количеством людей развивать невозможно. Речь идет об изменениях в демографической политике в масштабах всей страны и, в особенности, на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока, которые уже сейчас находятся под пристальным вниманием правительства России. Понятно, что стабилизировать ситуацию в части демографии возможно только при повышении уровня жизни и развитии экономики этих территорий. И без государственной поддержки это пока невозможно.
ИА «Байкал Медиа Консалтинг», 22.09.2005
↓