1 июня 2005, 15:07

«Такая бюджетная сфера нам не нужна». Интервью Александра Налетова еженедельнику «МК в Бурятии»

Министр финансов Александр Налетов не обнадежил. «2006 год для республики тоже будет сложным», - заявил он корреспонденту «МК», отвечая на вопрос о перспективах Бурятии в ближайшем будущем. Казалось бы - куда еще сложнее? Как и обычно, свинью подложили российские законодатели.

- Вступает в силу федеральный закон №31, согласно которому на местах появится еще один уровень бюджета - четвертый. В поселках и селах района будут избраны сельские советы и главы местных администраций. Выборы местных советов, которые по всей России должны состояться осенью 2005 года, - это только верхушка айсберга. Сегодня мы ставим вопрос: какая зарплата будет у главы сельского поселкового совета, а какая - у освобожденных сельских депутатов? Какими должны быть аппараты управления и структурные подразделения на местах? И прочее и прочее. Начнется дележка средств и земель, оформление заявок, распределение полномочий. Процесс запущен, а правила не прописаны. А если нет правил игры, начинается паника, многократно усиливающая отрицательный эффект. На мой взгляд, этот закон еще более не продуманный, чем ФЗ-122 о «монетизации льгот».

- Александр Юрьевич, есть мнение, что проблемы республиканского бюджета непосредственно связаны с федеральным законом №122.

- Так называемый закон о «монетизации льгот» коренным образом вмешался в наш бюджет. Россия наделила субъекты большими и очень затратными полномочиями. По логике, должна была оказать и соответствующую помощь. Но наши надежды не оправдались: Москва не помогла, а денежные льготы людям вынь да положь. Вот и получилось, что закон о «монетизации» обошелся бюджету Бурятии в 3 миллиарда рублей. Тогда как финансовая помощь для республики на 2005 год оказалась обычной - в пределах предыдущих лет. Это немногим более 5 миллиардов рублей.

- Какими соображениями руководствуется федеральный центр при определении размера финансовой помощи?

- Расчет суммы финансовой помощи производится на основании сложившейся в регионах налогооблагаемой базы. Она всегда примерно одинаковая.

- Получается, что методика эта одна на всех, и она не учитывает, скажем, высокие энергетические тарифы, пресловутый байкальский фактор...

- Учитывает, но опосредованно. Если говорить простыми понятиями, то из-за байкальского фактора прибыль наших предприятий маленькая, потенциал маленький. Соответствующие и налоги. Методика как раз и учитывает размер налогов.

- Но ведь не хватает же!

- Почему же не хватает? Хватает. Мы выполняем все наши социальные обязательства. Выплачиваем и зарплату, и льготы в том объеме, который принимает правительство России. Катаклизмов нет. Другое дело, что мы, в отличие от ряда регионов, звезд с неба не хватаем - не доплачиваем из своих средств к пенсиям, пособиям, зарплатам, льготам. Но это уже другой вопрос.

- То есть Бурятия выполняет свои обязательства, но по минимуму.

- Да, по минимуму.

- Известен объем трансферта на будущий год?

- Достоверно - нет. Сейчас идет работа над формированием бюджета-200б. Срок подачи заявок в правительство России - июль-август. Но могу с определенной долей уверенности сказать, что объем трансферта для республики будет примерно такой же, может быть, чуть больше - до 6 миллиардов рублей. Это сумма, в пределах которой мы и будем «плавать» еще ближайшие 3-4 года, если, конечно, не произойдет экстраординарных событий, например, наводнений.

- Реально сколько нужно Бурятии, чтобы выполнять свои обязательства не по «минимуму», а по максимуму?

- Если по «максимуму», то чем больше, тем лучше. Во всяком случае, ежегодно наши основные кредитополучатели - министерства, ведомства - формируют заявки на общую сумму более 20 миллиардов рублей.

- И все-таки федеральный центр не слышит голоса регионов...

- Это уже политика, и вы втягиваете меня в полемику. Видите ли, по уровню бюджетной обеспеченности на душу населения Бурятия занимает 31-е место среди российских регионов. Я предвосхищаю ваш вопрос, дескать, такая высокая обеспеченность, а такая жизнь... Здесь другая беда: структура расходов бюджета. Из 11 миллиардов бюджетных средств 6 идет на заработную плату, примерно 2,5 - на ЖКХ, а все остальное - на все остальное: и на культуру, и на образование, и на здравоохранение, и на спорт, на прочие социальные цели. Про развитие вообще молчу. Получается, что у нас очень затратный жилищно-коммунальный комплекс в Сибирском федеральном округе. О том, что с ним делать - вопрос не для финансиста.

- Но вы хотя бы можете объяснить - почему?

- Это отдельная тема для разговора. Я условно делю Россию на три зоны. Первая зона имеет сбалансированную экономику. Например, Иркутская область. Там есть все - и легкая, и тяжелая, и пищевая промышленности, и соответствующая численность экономически активного населения. Область в меру вывозит и в меру завозит. Третья зона, где, условно говоря, нет ничего. Скажем, Агинский округ, где тоже все сбалансированно: нет производства, но нет и избыточного населения. Бурятия отнесена ко второй зоне. У нас тяжелая промышленность, оборонка. И практически нет легкой и пищевой промышленности, хотя людей в свое время завезли, чтобы все это создать. Но не создали. А то, что было - не выдержало конкуренции. Характерный пример. Закончился БАМ, а люди остались, людей никто никуда не позвал. Их надо кормить и одевать, предоставлять работу. Работы нет, бюджет берет на себя обязательства им помогать. Бурятия - ввозящая республика, все, что мы здесь потребляем, поступает к нам из других регионов России.

- То есть наши деньги не задерживаются в Бурятии?

- Фонд заработной платы в республике (в бюджетной и во внебюджетной сферах) ориентировочно составляет около - 11-12 миллиардов рублей. Почти все деньги утекают в другие субъекты, где производится покупаемый нами в магазинах товар, и здесь не закрепляются. У нас нет таких финансовых рычагов, чтобы их привязать к экономике Бурятии, заставить работать на развитие нашего региона. Если хотя бы оставалось 2 миллиарда в год, мы бы имели потрясающий мультипликативный эффект. А если бы половина?

- Очевидно, нам нужно развивать свой потребительский рынок.

- Об этом и речь... В Бурятии около 300 тысяч экономически активных граждан. Почти одна треть из них - бюджетники, которые не производят материальных ценностей, представляя собой гигантскую нагрузку на бюджет. При этом далеко не все из оставшихся 200 тысяч работают, о чем я говорил выше. Безработные получают пособия, что тоже ложится бременем на казну. Иными словами, реальный продукт (добавленную стоимость, определяющий фактор развития экономики) производить некому. Хотя бы все 200 тысяч были заняты...

- Республиканский бюджет считается социально ориентированным. По всем социально важным направлениям приняты и действуют программы. Насколько эффективно их исполнение?

- Такая бюджетная сфера, как у нас, очень обременительна для республиканской казны. Ее нужно реформировать, реструктуризировать, сокращать. Весь мир к этому идет, а мир не обманывает. Действительно, целевые программы мы принимаем по всем видам деятельности. Программ много, а денег мало, соответствующее и финансирование. Я считаю, для нас жизненно важно наконец определиться, кому именно давать и что именно развивать. В том числе исходить из принципа размещения производительных сил, перспектив развития той или иной территории. Ведь у нас масса депрессивных сел и поселков, где живут люди, где осталась социальная сфера, но нет производства, а, значит, нет перспектив развития. Вкладывать в такую бюджетную сферу невыгодно, затратно и, наконец, губительно. Такая бюджетная сфера нам не нужна.

- Бюджет Бурятии принят с дефицитом в 880 миллионов рублей. Дефицит консолидированного бюджета - вдвое больше. Есть ли планы снизить бюджетный дефицит? И вообще, зачем нужно было принимать такой бюджет, если известно, что денег на все не хватит?

- Трудно сказать. Осенью прошлого года мы разработали бездефицитный проект бюджета. Не знаю, на что рассчитывали. Возможно, правительство и депутаты надеялись, что Москва поможет, а также на дополнительные доходы. Федеральный центр надежд не оправдал, а собственные доходы Бурятии по итогам первого квартала действительно выросли. Но, конечно же, не на столько. Не на 880 миллионов. Ошибка будет исправлена. Минфин Бурятии планирует сделать это на июньской сессии Народного Хурала. Весь дефицит ликвидировать не удастся, останется примерно 230 миллионов. Но это тоже результат. Снижение произойдет за счет продажи госсобственности, в частности, акций «Байкалбанка» и «Русьбанка». Мы планируем дать органам местного самоуправления 179 миллионов на зарплату и 60 миллионов - на коммуналку. Деньги будут: по нашей заявке Москва должна выделить на социальные цели ориентировочно 330 миллионов рублей. Точная сумма станет известна после заседания правительства России.

- Проблем с выплатой зарплаты в бюджетной сфере не будет?

- Нет. Была временная задержка, связанная с переводом исполнения бюджета на федеральное казначейство. Сейчас ситуация приходит в норму. Свои отпускные учителя получат вовремя и в полном объеме.

Станислав Белобородов, «МК в Бурятии»
Комментарии для сайта Cackle

© 2004-2021 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия, 

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: [email protected]

Учредитель - ООО "Байкал Медиа Консалтинг". Главный редактор:
Будаев Валерий Николаевич


Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^