18 мая 2005, 12:50

Леонид Потапов сделает все, чтобы жить достойно. Интервью президента Бурятии еженедельнику «Номер один»

Россия и вместе с ней Бурятия вошли в очередную фазу разнообразных и порой радикальных реформ. Это уже отразилось на нашей повседневной жизни. Однако гораздо больше перемен сулит нам недалекое будущее. Чего нам от него ждать и как готовится к переменам? Леонид Потапов ответил нашей газете на ряд наиболее актуальных на сегодняшний день вопросов.

— В 2007 году Народный Хурал согласно новому порядку назначения глав регионов утвердит в должности Президента Бурятии. Вы, как человек, долгое время руководящий таким сложным многонациональным регионом, как наш, можете дать компетентную рекомендацию депутатам 2007 года на предмет того, чем им руководствоваться при голосовании по поводу утверждения Президента Бурятии. Ваши критики, как правило, настаивают на том, что Президент должен быть молодым и реформаторски настроенным политиком. С другой стороны, амбициозность и молодость политика могут подорвать существующую стабильность во всей сферах. Не вдаваясь в личности, каково Ваше мнение о том, какими качествами должен обладать кандидат в Президенты Бурятии?

— Он должен хорошо знать республику и видеть пути ее дальнейшего развития. Естественно, это должен быть деловой, активный, образованный человек. Но и этого мало. Еще он должен обладать такими необходимыми качествами, как честность, порядочность, ответственность, которые сегодня не менее важны для руководителя любого уровня, не говоря уж о главе целого субъекта федерации.

Кроме того, этот человек должен хорошо понимать, что он становится во главе национальной республики, где необходимо соблюдать и сохранять равновесие интересов всех национальностей и народов. Вот почему я не приемлю, например, когда какая-нибудь группа людей одной национальности начинает ставить свои права и интересы выше других. Это просто недопустимо и опасно в республике, где главным достоянием и достижением всегда были и остаются межнациональные и межкоифессиональные мир и согласие.

— Сейчас общественностью Республики Бурятия, Усть-Ордынского и Агинского округов активно обсуждается вопрос укрупнения регионов. Какова Ваша позиция по вопросу начавшегося процесса укрупнения регионов России? И есть ли будущее у идеи объединения всех регионов вокруг Байкала в один субъект федерации со столицей в Улан-Удэ?

— Я уже неоднократно публично высказывал свою точку зрения по данному вопросу. Могу ее повторить. Я считаю, что из всех существующих сегодня в мире административно-территориальных делений самое несовершенное — в России. Наша большая дробность для каждого отдельно взятого региона выливается в малоресурсность, некомплексность и экономическую несамодостаточность, то есть немногоплановостъ экономики и социальной сферы. А это уже, в свою очередь, тормозит социально-экономическое развитие, сужает и уменьшает доходную базу и приводит к ограниченности бюджетных ресурсов.

Поэтому укрупнение регионов в России назрело. Вспомним не такое уж далекое советское время. В СССР существовало такое же, как сейчас в России, административно-хозяйственное деление, но тогда в стране было еще 19 так называемых экономических районов, в рамках которых происходило все планирование. А сейчас экономических районов у нас нет, и планирования никакого между регионами тоже нет. Каждый живет и выживает как может, варится, так сказать, в собственном соку наедине с общими проблемами. И такое положение, вся эта дробность дальше просто нетерпимы. Выход я вижу в уже начавшемся укрупнении регионов России, которое может дать мощный толчок ускорения экономического развития.

Что же касается того, кто и с кем конкретно будет объединяться, то этот вопрос сейчас активно муссируется и разбирается на различных уровнях, и я вам здесь точно сейчас ничего не скажу. Хотя, конечно, и здесь у меня есть свои соображения и пожелания, Например, считаю, что Иркутская область, Читинская область, Республика Бурятия, Усть-Ордынский национальный округ и Агинский национальный округ должны быть вместе. В целом это уже более шести миллионов человек — огромный потенциал! Плюс единое экономическое пространство, единый тариф, единая политика в вопросах охраны озера Байкал и развития туризма, единый хозяйственный механизм со всеми вытекающими отсюда преимуществами и перспективами. Выгоды, как говорится, налицо.

И как будет называться это объединение — не суть важно. Если кому-нибудь не нравится слово «губерния», можно назвать, например, «край». И пусть у нас будет и представительный, и законодательный орган. Тогда у России образуется три уровня государственного управления: уровень государства, новоиспеченного края и уровень конкретного субъекта, к примеру, Бурятии. Вы можете спросить: а что же тогда будет с Бурятией как национальной республикой? Моя позиция здесь тоже не претерпела изменений: какие бы территориальные комбинации в итоге не были заложены в основу административно-территориального деления региона, свою государственность, свой статус Республика Бурятия терять не должна.

По идее укрупненные регионы должны стать своеобразным мощным локомотивом, на пути динамичного экономического развития России. И определенный опыт тут у нас уже имеется. Скажем, Бурятия на различных этапах своей история была то в составе Дальневосточной республики, то входила в состав Сибирского края, то числилась в составе Восточно-Сибирского края. И сегодня можно использовать этот исторический опыт, взяв из него самое лучшее и рациональное.

— В федеральных СМИ полным ходом идет обсуждение готовящихся реформ здравоохранения и образования России. И по большей части сообщения эти весьма критические. В частности, считается, что планируемые реформы сделают образование и медицину более дорогими и недоступными для населения. Готовится ли Правительство Бурятии к этим реформам, и если да, то какие мероприятия планируются для более безболезненного прохождения республикой этих серьезнейших реформ?

— Главной целью государственной политики в сфере здравоохранения последние 10 лет является улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности качественной медицинской помощи. Для этого были приняты Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации в 1997 году и Концепция развития и реформирования социальной сферы Республики Бурятия в 2001 году, включающая раздел «Охрана здоровья населения». Основными направлениями этих концепций были: перенос части объемов больничной помощи на амбулаторно-поликлиническое звено с развитием дневных стационаров, реструктуризация стационарной помощи в соответствии с интенсивностью лечебно-диагностического процесса, совершенствование финансирования и кадровой политики и др. С 1999 года ежегодно реализовывалась федеральная и республиканская программы государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью.

Несмотря на определенные достигнутые результаты, в нашем здравоохранении сохраняются нерешенные проблемы. Так, оставляет желать лучшего организация медицинской помощи, где все еще остается незначительной роль первичного звена здравоохранения, высоки объемы и, соответственно, затраты стационарной помощи, неудовлетворительно состояние материально-технического и кадрового потенциала и т.д.

Еще одна острая проблема — финансирование в части необеспеченности государственных гарантии медицинской помощи реальными деньгами, незавершенности введения системы ОМС, территориального неравенства в финансовом обеспечении прав граждан на получение медицинской помощи, отсутствия экономических стимулов у работников отрасли к эффективной работе.

Отсюда возникла необходимость в дальнейшей модернизации здравоохранения страны в целом и регионов в частности. Поэтому Минздравсоцразвития России разработало и представило в Правительство Российской Федерации приоритетные направления развития здравоохранения на 2005—2006 годы, предусматривающие реформирование экономических механизмов и повышение эффективности функционирования системы здравоохранения путем реструктуризации медицинской помощи.
Для наиболее полной реализации намеченных преобразований планируется принятие федеральных законов «Об обязательном медицинском страховании», «О государственных гарантиях медицинской помощи», «Об автономном учреждении», «Об автономной государственной (муниципальной) некоммерческой организации», «О страховании профессиональной ответственности медицинских работников» и «О частной медицинской деятельности», а также соответствующие поправки в Бюджетный, Налоговый и Гражданский кодексы РФ. Следует отметить, что принятие закона о программе государственных гарантий оказания медицинской помощи направлено на повышение ее доступности для граждан страны.

Наконец, согласно рекомендациям ВОЗ, необходимо увеличение расходов на здравоохранение до пяти процентов от ВВП против 2,8% в 2004 году на уровне страны и до 20 процентов в бюджете субъектов Федерации. Кстати, в Республике Бурятия в 2000—2004 годах расходы на здравоохранение составили 12—14 процентов.
Естественно, к предстоящим преобразованиям в системе здравоохранения готовится и Правительство Бурятии в лице министерства здравоохранения. Заключен договор на 2004—2006 годы об оказании организационно-методической помощи с Центральным НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздравсоцразвития России. На основе проведенного научного анализа состояния здоровья населения и системы здравоохранения будут разработаны основные направления деятельности Правительства Бурятии по организации методической помощи. Модернизация республиканского здравоохранения будет осуществляться постепенно, поэтапно, при тщательной проработке мероприятий, разъяснительной работе среди населения и медицинских работников, системности преобразований и поэтапной и последовательной их реализации. Иначе говоря, безболезненно как для населения, так и для самой отрасли.

Говоря о реформе в сфере образования, следует подчеркнуть, что сегодня общемировые тенденции обуславливают необходимость пересмотра ряда традиционных характеристик, устоявшихся в течение десятилетий норм и форм образовательной деятельности, прежде всего, содержания, технологий и методов, принципиальные подходы которых предусмотрены в концепции модернизации российского образования до 2010 года.

Базовые общецивилизованные тенденции последнего десятилетия также учитываются в Республике Бурятия в процессе становления и развития национально-региональной системы образования.

Сегодня страхи перед единым государственным экзаменом (ЕГЭ), так старательно раздуваемые среди общественности, рассеялись. Сегодня уже пора думать о том, что должны сделать органы местного самоуправления, чтобы снять те трудности, которые приходится переносить детям в условиях эксперимента, Ведь все мы прекрасно понимаем негативное влияние двойного экзаменационного стресса на ребенка, трудность для детей из «глубинки» попасть в хороший университет тоже очевидна. Проект ЕГЭ предполагал замену выпускного школьного и вступительного вузовского экзаменов единым экзаменом, результаты которого школьники могут направлять сразу в несколько высших учебных заведений. Правительство Бурятии делает все возможное для минимизации организационных трудностей, И если коснуться вопроса о дороговизне и недоступности образования для населения, то необходимо сказать, что сдача ЕГЭ выпускнику нашей республики обходится бесплатно.

На территории Бурятии в настоящее время действует целостная образовательная сеть, в которую входят более 200 дошкольных и образовательных учреждений, реализующих образовательные программы с опорой на инновационные виды деятельности. На сегодняшний день шесть образовательных учреждений стали лауреатами грантового конкурса «Авторские экспериментальные школы», с 2002 года Российский фонд развития образования вручил им 7 миллионов 300 тысяч рублей, в том числе в 2004 году — 1 миллион 300 тысяч рублей.

Значимым событием инновационного движения в республике стало межрегиональное сотрудничество педагогических сообществ Республики Бурятия и г. Усть-Илимска Иркутской области.

Доброй традицией стало участие школ Бурятии в конкурсе «Лучшая школа России»: в прошлом году республиканская гимназия №29 вошла в тридцатку, а сейчас этот коллектив мечтает попасть в двадцатку лучших школ России.

В современных социально-экономических условиях целесообразно создание попечительских советов именно в форме самостоятельной некоммерческой организации.
В зависимости от целей, ставящихся перед попечительским советом, возможны различные организационно-правовые формы.

В настоящее время совместно с Институтом образовательной политики «Эврика» реализуется сетевой проект «Разработка и реализация программы «Развитие попечительской деятельности Республики Бурятия». В ноябре 2003 года прошел учредительный съезд Союза попечителей Республики Бурятия, подготовленный совместно с Институтом образовательной политики «Эврика» (г. Москва). Делегатами съезда стали более ста представителей всех районов республики. На съезде создан фонд поддержки и развития попечительской деятельности «Союз попечителей Республики Бурятия» в составе 23 человек. В ноябре 2004 года состоялся первый съезд попечителей Республики Бурятия, принят Устав Союза попечителей Республики Бурятия. Реализуется сетевой проект «Разработка и реализация программы «Развитие попечительской деятельности в Республике Бурятия», рассчитанный на три года. Ведется разработка механизма принятия совместных государственно-общественных решений в области образования. В настоящее время в республике 75% образовательных учреждений имеют попечительские советы.

Среднее и высшее профессиональное образование в республике сегодня работает в рамках реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, что выражается в дальнейшей интеграции образовательных учреждений разных ступеней в рамках четырех университетских и академических комплексов.
В текущем году предполагается включение передаваемых из федерального подчинения в управление республикой учреждений начального и среднего профессионального образования в состав действующих образовательных комплексов и, возможно, как один из вариантов — объединение колледжей и профессиональных училищ по направлениям подготовки (технические, сельскохозяйственные, социально-экономические и другие). Укрупненные колледжи могут осуществлять подготовку бакалавров.
В связи с участием Российской Федерации в Болонском процессе (интеграция в европейское образовательное пространство) ожидается введение в 2005—2006 годах двухступенчатого высшего профессионального образования — бакалавриат и магистратура. Вузовская общественность в настоящее время добивается сохранения в системе подготовки традиционного «специалитета».

В ближайшее время обострится проблема оптимизации сети учебных заведений среднего профессионального образования в связи с передачей техникумов и колледжей федерального подчинения в управление Республики Бурятия.

В 2005 году из девяти учреждений среднего профессионального образования федерального подчинения два (Улан-Удэнский индустриальный техникум и Иволгинский аграрный техникум) переданы в управление республики, что потребует финансирования в размере 29,6 миллиона рублей, не предусмотренных в республиканском бюджете текущего года. А с 2006 года процесс децентрализации примет массовый характер.

В последнее время в республике усилиями руководства ВСГТУ, БГСХА, Улан-Удэнского колледжа железнодорожного транспорта введены в строй культурно-досуговый центр и новый учебный корпус в технологическом университете, пристрой к административно-учебному корпусу сельскохозяйственной академии и лабораторно-производственный корпус колледжа. Готовы к сдаче здания Байкальского филиала Гуманитарного института (г. Москва) и Байкальского экономико-правового института. Ведется постоянная работа по укреплению материально-технической базы, оснащению современным лабораторным оборудованием и приборами, расширению библиотечного фонда.

В системе высшего профессионального образования с апреля этого года произведена надбавка к академическим стипендиям в размере 100 рублей (с коэффициентом это составит 120 рублей), и очередное повышение ожидается в сентябре.

Решение поставленных задач позволит обеспечить доступность профессионального образования для населения, повысить качество образования, сохранить учебные и рабочие места в данной сфере, что в конечном итоге положительно отразится на социальном климате в республике.

Несколько слов о начальном профессиональном образовании. С 1 января 2005 года в ведение Республики Бурятия передано 31 учреждение начального профессионального образования, где обучается 13,5 тысяч человек. В профессиональных училищах и лицеях продолжается стабильный учебный процесс. Ведется работа по предстоящему выпуску, трудоустройству и закреплению выпускников.

— Сейчас многие задаются вопросом о том, что же нас ожидает в будущем. Надежды людей связаны, прежде всего, с экономическим состоянием республики. Каковы на Ваш взгляд приоритеты в развитии экономики Бурятии, каким отраслям хозяйства нам, как региону, связанному с огромным экологическим риском, следует отдавать приоритеты? Какие отрасли могут и должны стать локомотивами экономического роста республики?

— Республика Бурятия в настоящее время является динамично развивающимся субъектом Российской Федерации. За последние четыре года рост валового регионального продукта составил 31,6% против 24,6 % в целом по Российской Федерации.

Несмотря на положительную динамику, уровень развития экономики еще не достиг дореформенного. Существенными факторами, сдерживающими ее развитие, являются устаревшая технологическая база большинства предприятий, высокие цены на энергоносители, ограничение вида деятельности и удорожание продукции, связанные с деятельностью в охранной зоне озера Байкал, отставание в развитии социальной инфраструктуры. Этим вопросам Правительство Бурятии уделяет большое внимание, осуществляя планомерную работу по их решению.

В промышленности в качестве приоритетных рассматриваются направления, способные обеспечить устойчивый экономический рост на перспективу. Среди отраслей — это машиностроение и металлообработка, а также ряд современных производств деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, легкой и пищевой промышленности. Свою перспективность доказали электроэнергетика, топливная промышленность и цветная металлургия, превысившие по объемам производства дореформенный уровень.

О перспективах развития промышленных предприятий можно судить исходя из намерений, продекларированных в Соглашениях организаций с Правительством Бурятии об участии в реализации Программы социально-экономического развития республики на 2005—2007 годы. Так вот, практически все крупные промышленные предприятия планируют в ближайшие три года увеличить объемы производства и размер прибыли.

А о том, насколько оптимистично оценивает предприятие перспективы своего развития, свидетельствует объем инвестиций в расширение и модернизацию производства. В течение 2005—2007 годов планируется резкое увеличение инвестиций в производство макаронных и кондитерских изделий (до 110—120 млн рублей в каждую под-отрасль), авиастроение (до 700 млн руб. за три года), производство целлюлозы и картона (более 300 млн рублей), деревообработку (140 млн рублей), электроэнергетику и теплоэнергетику (более 1100 млн руб.), 450 миллионов рублей будет направлено в золотодобычу, около 300 — на ремонт электровозов и вагонов.
К 2007 году предусматривается масштабное освоение значительной части минерально-сырьевой базы. Планируется поэтапное освоение Хиагдинского месторождения и доведение доли республики в общероссийском производстве металла до 25%. По Озерному и Холодненскому месторождениям ввод в эксплуатацию горнорудного предприятия планируется осуществить в течение пяти лет.

Добыча золота в республике возрастет к 2007 году до 10157 кг, для воспроизводства запасов этого драгоценного металла опережающими темпами будут осуществляться геолого-разведочные работы.

В сфере развития транспорта будет продолжена работа по совершенствованию транспортной инфраструктуры, созданию условий для развития местных и международных транспортных маршрутов, оптимизации тарифов на грузовые и пассажирские перевозки. Будет осуществляться модернизация всего комплекса международного аэропорта г. Улан-Удэ для повышения его конкурентоспособности, создание на его базе грузового терминала на маршруте Азия — Европа (как альтернативный «Великий шелковый путь»). Будут проводиться работы по обновлению парка воздушных судов, в том числе по их получению в лизинг.

На среднесрочный период запланировано произвести работы по реконструкции пограничной станции Наушки, по развитию сортировочной станции Тальцы, строительству нового вокзала на станции Заудинский.

Приоритетным направлением в агропромышленном комплексе республики на долгосрочную перспективу останется животноводство с развитым зерно- и кормопроизводством.

Крупные сельскохозяйственные организации будут заниматься выращиванием зерна (более 90% от производимого по республике), кормов (более 45%), производством свинины (более 35%), яиц {более 70%). В личных подсобных и крестьянских фермерских хозяйствах будет производиться 85—90% картофеля, овощей, мяса, молока.
Намечается увеличить процент обеспеченности собственными продуктами питания в 2007 году к уровню 2004 года по продовольственному зерну — на 49,2%, овощам — на 3,6%, мясу — на 3,2%, молоку — на 4,9%.

В области туризма основным приоритетом является развитие внутреннего въездного туризма, т.е. привлечение все большего количества российских и иностранных гостей в Республику Бурятия с целью повышения доходности сферы туризма. На ближайшую перспективу планируется разработка генеральной схемы размещения объектов туризма в Бурятии, строительство туристического комплекса с конференц-залом в п. Горячинск Прибайкальского района, строительство горнолыжных центров. Особое внимание будет уделяться развитию экологического туризма.

В. Самбуев, «Номер один»
Комментарии для сайта Cackle

© 2004-2020 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия, 

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: [email protected]

Учредитель - ООО "Байкал Медиа Консалтинг". Главный редактор:
Будаев Валерий Николаевич


Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^