4 мая 2005, 11:50

Федор Трифонов: Бурятии катастрофически не хватает собственных доходов

На прошлой неделе в Кемерове состоялось совещание с участием министра финансов России Алексея Кудрина. Республику Бурятия представляли президент РБ Леонид Потапов, председатель НХ РБ Александр Лубсанов, зам. министра строительства Владимир Баранников, зам. председателя бюджетного комитета НХ РБ Федор Трифонов. Тема совещания животрепещущая: ситуация с жилищным строительством и анализ итогов первого квартала 2005 года на предмет того, кому и сколько добавить из федеральной казны. Для дотационных регионов, к каким относится Бурятия, - вопрос важнейший. Тем более, что в 2005 году впервые после долгого перерыва республиканский бюджет был принят с большим дефицитом - 888 млн. рублей.

Федор Трпифонов в самом начале интервью для еженедельника «Молодежь Бурятии» заявил, что принятие дефицитного бюджета - не отход от ранее декларированного принципа, а вынужденная мера. Тем не менее даже этот, дефицитный бюджет, не предусматривает какого-то развития, это - «бюджет проедания».

Корр.: Федор Павлович, какие вопросы обсуждались на совещании и долетел ли до стен кремлевских плач сибирских регионов?

Ф. ТРИФОНОВ: Одной из целей совещания был анализ итогов первого квартала 2005 года. На предмет того, кому и сколько «добавить». Я имею в виду финансовую помощь из центра. То, что добавить нужно, всем ясно, но они не могут дать деньги просто так. Существуют определенные правила, нормативы.

Корр.: На 2005 год республиканский бюджет был принят с дефицитом. Что это: отход от ранее декларировавшейся позиции о бездифицитном бюджете или временная флуктуация?

Ф. ТРИФОНОВ: Нет, и Правительство республики, и Народный Хурал остаются приверженцами идеи бездефицитного бюджета. Это, как в семье: если вы имеете ежемесячный доход в 6 тысяч рублей, вы же не можете планировать свои расходы в 10 тысяч. Если же планируете, то рассчитываете где-то занять недостающую сумму.
Но заемные деньги придется отдавать… с процентами. Поэтому занимать не всегда целесообразно, хотя бывают случаи, когда другого выхода нет. В 2005 году мы приняли бюджет с дефицитом 888 млн. рублей. Это не перемена политики, а вынужденный шаг. Дело в том, что в связи с проводящейся в стране административной реформой многие полномочия, переданные с федерального уровня на региональный, просто не «закрывались» финансово.

Так, вначале остались без финансирования учреждения начальной профессиональной подготовки (профтехучилища). Сегодня не решен вопрос по техникумам.
Этот вопрос Кудрину задавали губернаторы. Причем остроту вопроса спровоцировала недоработка самого Правительства России: распоряжение о передаче техникумов было подписано 31 декабря, а в регионы оно поступило только в марте. В результате на эти три месяца учебные заведения оказались без финансирования вообще.
Кроме того, мы настаиваем на выделении средств для повышения зарплаты бюджетникам (30% в течение 2005 года), милиции общественной безопасности. Как я уже говорил, не хватает 888 млн. рублей. И это, несмотря на то, что в бюджете практически нет денег на развитие. Это - «бюджет проедания».

Главная наша беда в том, что Бурятии катастрофически не хватает собственных доходов. Снизилась налогооблагаемая база, потому что произошло перераспределение поступления налогов (с перекосом «в плюс» для федерального центра) и еще потому, что на 2005 год центр предусмотрел меньше финансов на помощь республике. Вероятно, наше правительство не сумело обосновать все свои требования - что нам положено.

Корр.: Довольно странно слышать такие вещи на фоне громких заявлений о чудовищных размерах «стабилизационного фонда» - 1,5 триллиона рублей. Что он «стабилизирует»? Нашу бедность?

Ф. ТРИФОНОВ: По идее, фонд стабилизирует инфляцию. Резон в этом есть. При высокой инфляции развитие невозможно. Не работает институт кредитования, невозможно инвестировать капитальное строительство, развивать промышленность. Инфляция «съедает» любое повышение зарплаты.

Корр.: Есть и неинфляционные способы вливания денег в экономику - строительство инфраструктуры, техническое оснащение школ и вузов, строительство дорог и инженерных коммуникаций, снос ветхого жилья...

Ф. ТРИФОНОВ: Меня в этом убеждать не надо. Я и сам так считаю И многие губернаторы Кудрину примерно то же говорили. Думаю, что часть стабилизационного фонда все же будет пущена на самые неотложные дела. Другой вопрос, в каких суммах это будет выражаться и сколько получит, например, Бурятия. Это будет зависеть от того, как поработают наш Минфин и сам министр финансов. Как он докажет необходимость наших расходов.

Возможно, часть фонда будет направлена на изменение ситуации со строительством жилья в стране. Совещание в Кемерове еще раз доказало, что ситуация, сложившаяся на сегодня, никого не устраивает.

Государство фактически самоустранилось от решения этой проблемы. Не в идеологическом смысле (здесь все в порядке: продекларировано намерение обеспечить малоимущих дешевым «социальным жильем»), а в финансовом. Ведь «социальное жилье» еще надо построить - за счет федеральных источников или местных бюджетов (что сегодня звучит как фантастика).

С другой стороны, тезис о том, что бесплатного жилья быть не должно, нашел выражение в ипотеке. Но, положа руку на сердце, для кого создана ипотека? Она доступна сегодня людям со средствами, с высоким, стабильным доходом. Думаю, богатым людям даже ипотеки не надо: они и так себе жилье построят.

Для бюджетника же кредит на 27 лет да под 15% годовых - это непосильное бремя. Поэтому губернаторы очень жестко заявили, что необходимо серьезное снижение процентной ставки. Без этого ипотека не получит широкого развития. Кроме того, должна быть поддержка государства отдельным категориям граждан на внесение первого взноса.

Кудрин заявил, что для этого надо серьезно стабилизировать инфляцию. Чтобы давать кредиты под 4% годовых, инфляция должна быть еще меньше.

Губернатор Томской области Кресс предложил вообще закрыть все федеральные программы, кроме программы реформирования жилищно-коммунального комплекса. Его правота заключается в. том, что тарифы на услуги ЖКХ будут расти. И в корне изменить эту ситуацию нельзя без реконструкции тепло- и водопроводов, систем отопления и канализации.

Как бы государство ни контролировало уровень тарифов, но уголь, мазут и бензин никто не будет продавать по себестоимости. А как складывается «рыночная» цена на нашем сверхмонополизированном рынке, вы знаете. То же самое - трубы, арматура и т.п.

В соответствии с законом о федеральной жилищной политике государство регулирует цены, причем тарифы утверждаются при наличии независимой экспертизы фактических затрат. А кто проводит эту независимую экспертизу?

После принятия этого документа сразу народилось множество фирмочек, которые этим занимаются. Это их бизнес. Они создавались, чтобы зарабатывать деньги, а не защищать интересы государства.

Два бизнесмена всегда договорятся на взаимовыгодных условиях, чтобы тариф позволял им жить безбедно. В данном случае - за счет потребителей услуг ЖКХ.
Поэтому, я считаю, что все, что входит в состав затрат на тот или иной вид услуг, должно регулироваться государством. Нам от СССР осталась в наследство система ЖКХ с теплоэлектростанциями, теплосетями, канализацией, станциями и подстанциями. Поэтому полностью полагаться на рыночные механизмы здесь нельзя. Мы же не можем вместо одной ТЭЦ строить сотни котельных! Кто с кем здесь может конкурировать и какой выбор есть у потребителя?

Корр.: Потребитель даже не может отказаться от «услуг» ЖКХ; о каком «рыночном подходе» можно рассуждать в таких условиях?

Ф. ТРИФОНОВ: Строительство принципиально нового жилья (с автономным отоплением и водоснабжением) - дело на многие десятилетия. Поэтому государству еще долгие годы придется контролировать этот сектор экономики.

Есть и другой выход - повышение благосостояния граждан. Чтобы человек мог оплатить свои жизненные потребности. По крайней мере, жилье, питание, бытовая техника, одежда, обучение должны быть доступны всем, кто трудится или уже вышел на пенсию.

Корр.: Государство может повысить зарплату бюджетникам. Но сейчас все большее число граждан работает в частном секторе. Их доля в общем количестве трудящихся будет увеличиваться и дальше. Как может государство повысить их доходы?

Ф. ТРИФОНОВ: Через увеличение минимальной зарплаты. Во всех развитых странах законодательством определено, что работодатель не имеет права платить своим работникам менее определенной ставки в месяц. Больше - может.

Другой вопрос: как при этом сохранить низкую инфляцию? Вот тут государство должно принять комплекс антиинфляционных мер. Но нельзя же все время сдерживать инфляцию за счет ограничения естественных потребностей человека.

Что такое МРОТ (минимальный размер оплаты труда)? Сейчас это единица, от которой устанавливают размер штрафов. Жить на эти деньги месяц может разве что... кошка. Я считаю, МРОТ должен хотя бы соответствовать прожиточному минимуму. А для сносной жизни МРОТ должен превышать прожиточный минимум, по крайней мере, в два раза. Представьте себе одинокую женщину с ребенком...

А ведь она не может отказаться от услуг ЖКХ, чтобы потратить деньги на другие цели. Поэтому предложение Кресса заслуживает хотя бы обсуждения.

Корр.: В последнее время, о чем бы ни шел разговор, рано или поздно он сворачивает на ЖКХ. Коммунальщики уже всех «достали» регулярным повышением тарифов.

Ф. ТРИФОНОВ: На совещании были приняты рекомендательные (для Правительства РФ) решения. Будем надеяться, что в ЖКХ порядок все же образуется с помощью этих рекомендаций.

Корр.: Давайте вернемся к бюджету. Что показал первый квартал 2005 года?

Ф. ТРИФОНОВ: Как нам объясняют, в первом квартале были «поприжаты» федеральные деньги с целью посмотреть, как регионы будут выкручиваться самостоятельно. Чтобы определить, какая помощь нам действительно необходима.

В итоге получилось, что регионы в первом квартале начали «проедать» деньги вперед. Закрыв таким способом свои потребности. Если изменений в сторону увеличения не будет, то 4-й квартал для многих может оказаться совсем пустым.

Обсуждалось и «строительство» бюджета 2006 года с учетом реализации 135-го закона о трехуровневой бюджетной системе. То есть, наряду в федеральным, региональным и районным уровнем будут формироваться бюджеты местных самоуправлений.

Предполагается, что местному самоуправлению будут переданы многие полномочия. В том числе - содержание ЖКХ. Повторяется история с передачей федеральных полномочий на региональный уровень. То, о чем мы говорили выше. Как получилось с профтехучилищами. Их передали, а источники финансирования - забыли. Где местное самоуправление возьмет деньги на строительство или ремонт котельной, к примеру?

Взять в самой структуре ЖКХ невозможно в силу сезонности работы. Платежи, в идеале, поступают ежемесячно, а затраты в ЖКХ максимальные в период подготовки к зиме (лето-осень). Даже при рентабельности 5% это крайне затруднительно.

Для местного самоуправления предлагается закрепить следующие налоги: на землю, на имущество физических лиц. Не говоря о размере этих налогов, зададимся вопросом: а в состоянии ли местная администрация собрать эти налоги?

Ведь до сих пор даже не произведена кадастровая оценка земли. Не оформлено право собственности на земельные паи. Похожая ситуация с налогом на имущество физических лиц. В деревне почти ни у кого нет свидетельства о праве собственности на имущество. И как с них собирать налоги? Есть опасность, что местное самоуправление просто физически не сможет исполнять свои функции.

Есть ведь еще проблема кадров. Кто на селе будет заниматься бюджетом? Здесь нужны подготовленные специалисты. Не говоря о том, что в стране разрушена система подготовки кадров, даже те, кто уехал учиться в город, домой не возвращаются. Такого понятия, как «распределение», сегодня нет.

На совещании были приняты решения об увеличении штатной численности специалистов для кадастровой оценки земель. Соответственно будет финансирование. Но быстро это сделать не удастся: работы непочатый край.

Я считаю, что в местном самоуправлении целесообразно было бы оставить налоги на доходы физических лиц (подоходный). А также - налог на имущество юридических лиц. Эти предложения Кудрину были высказаны главами регионов.

Корр.: Завершая разговор о бюджете - вызывает ли он у вас чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы? А если нет - почему?

Ф. ТРИФОНОВ: Удовлетворения нет. Прежде всего потому, что бюджет не предусматривает средств на развитие. Не может экономика развиваться, не вкладывая средств в капитальное строительство. Надо строить школы, больницы, жилье.

Обещанные 35 млрд. рублей на 89 регионов в итоге вряд ли покроют дефицит бюджета республики.

С. Болотов, «Молодежь Бурятии»
В связи с ужесточением требований к сбору и хранению персональных данных мы были вынуждены отключить возможность оставлять комментарии к материалам на сайте. Обсудить новости можно в наших соцсетях:
https://vk.com/bmk.news

© 2004-2025 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия, 

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б, помещение 3А

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: info@baikal-media.ru

Учредитель - ООО «Байкал Медиа Консалтинг». Главный редактор:

Озеров Игорь Викторович


Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^