Осенью прошлого года внеочередная сессия Народного Хурала приняла беспрецедентное решение: 24 миллиона рублей, предназначенных на финансирование Закона "О ветеранах", были переданы муниципалитетам для погашения их долгов по услугам ЖКХ. Однако никто не сделал из этого никаких выводов, и в этом году ситуация с долгами муниципалитетов только усугубилась. О том, какие социально незащищенные слои населения пострадают по вине безответственных глав муниципальных образований на этот раз, а также о своем видении выхода из создавшейся ситуации, мы попросили рассказать депутата Народного Хурала, члена бюджетного комитета Игоря Бобкова.
- Игорь Александрович, напомните, что произошло на внеочередной октябрьской сессии Народного Хурала в связи с долгами муниципалитетов по услугам ЖКХ?
- К началу нового отопительного сезона в октябре прошлого года долги нескольких муниципалитетов, в которых наибольшую часть составляла задолженность Улан-Удэ и Селенгинского района, превысили 170 миллионов рублей. Чтобы погасить эту огромную задолженность, правительство республики предложило сократить финансирование ряда бюджетных статей, в том числе социального характера. В частности, урезать на 24 миллиона рублей финансирование Закона "О ветеранах" и на 10 миллионов - "О многодетных семьях". Деньги, предназначенные на поддержку многодетных семей, нам удалось отстоять, а "ветеранские" деньги решением сессии были направлены в эту бездонную дыру под названием ЖКХ. Получилось так, что из-за безответственности чиновников муниципальных образований, по вине которых накопились огромные долги, пострадала самая социально незащищенная категория населения - наши ветераны. И это в канун 60-летия Великой Победы!
- Известно, что помимо этого пострадали некоторые очень перспективные инвестиционные проекты, в частности, строительство Олимпийского центра подготовки на Байкале...
- Да, 6,5 миллиона рублей, предназначенных на подготовку проектно-сметной документации для строительства этого центра, также были направлены на погашение долгов муниципалитетов. Таким образом, фактически на перспективнейшем инвестиционном проекте, способном привлечь в республику большие средства, дать новый импульс развитию туризма, создать новые рабочие места, был поставлен крест. Сегодня митинги и обращения общественности в поддержку этого центра всего лишь отголосок тех решений. Но исправить ситуацию уже едва ли удастся - время безвозвратно упущено. И опять у нас никто не понес никакой ответственности.
- За прошедшие полгода ситуация как-то изменилась в лучшую сторону?
- С уверенностью могу сказать, что она только ухудшилась. Никто не извлек из нее никаких уроков. Так, по данным, озвученным две недели назад директором Оптовой генерирующей компании №3, в структуру которой входит наша Гусиноозерская ГРЭС, Максима Кузнецова, на данный момент задолженность Селенгинского района ГРЭС за поставленное тепло уже составляет порядка 140 миллионов рублей. И это только по одному району! Получается, что глава Селенгинского района и чиновники районной администрации все это время просто бездействовали. Иначе как объяснить появление новых долгов, которые более чем в четыре раза превышают прошлогоднюю сумму?
- Чем может объясняться такая позиция руководства района?
- Я думаю, всех, кроме простых граждан района, такая ситуация устраивает. Руководство ГРЭС выставляет огромные счета за теплоэнергию плюс так называемые "сверхнормативные" потери. Им выгодно как можно больше продать тепла Гусиноозерску, а сколько из этого тепла реально дошло до конечного потребителя - их совершенно не волнует. Видимо, устраивает это и руководство района, которое по каким-то причинам не пытается изменить ситуацию. А республиканское правительство, со своей стороны, предпочитает не вмешиваться. Никто же не спросил в прошлом году, откуда произошла задолженность в 36 миллионов рублей, которую республиканский бюджет заплатил ГРЭС за Селенгинский район.
- Но ведь известно, что глава района в прошлом году передал тепловые сети Гусиноозерска частной компании как раз с целью навести порядок в этой сфере?
- Да, такое решение действительно было принято. В конце прошлого года тепловые сети были переданы "Управляющей энергосервисной компании". Однако как только эта компания начала разбираться в ситуации, предпринимать первые шаги по наведению порядка в этой сфере, в дело по непонятным причинам вмешался районный прокурор, благодаря энергичным действиям которого деятельность "Управляющей энергосервисной компании" уже несколько месяцев фактически блокируется. Глава района практически отстранился от этой проблемы, пустив дело на самотек. В итоге ничего не изменилось: в ЖКХ Гусиноозерска творится полный бардак, а долги перед ГРЭС с каждым месяцем нарастают, как снежный ком.
- И как район будет решать эту проблему?
- Я уверен, что к осени руководство района снова придет в правительство и будет слезно умолять погасить долги района за счет республиканского бюджета. И у нас будет два выхода. Либо заморозить Гусиноозерск со всеми его жителями, либо вновь урезать финансирование различных статей. Только лично я не представляю, каких именно. В этом году в связи с перераспределением полномочий между федеральным центром и республикой нагрузка на республиканский бюджет очень сильно увеличилась. Весь бюджет носит социальный характер - это выплата зарплат работникам бюджетной сферы, денежных компенсаций различным категориям льготников, субсидии на ЖКХ малоимущим гражданам и так далее. Бюджет принят с огромным дефицитом в 888 миллионов рублей. Компенсировать этот дефицит неоткуда. Нас и без этого ждет секвестр, то есть сокращение расходных статей. И у кого мы еще будем брать деньги на закрытие этих огромных долгов ЖКХ? Опять у ветеранов или льготников? Или, может быть, урежем зарплаты учителей и врачей, чтобы в очередной раз закрыть чью-то безответственность? У меня нет ответа на этот вопрос.
- У вас есть свои предложения по выходу из создавшейся ситуации?
- Решение здесь одно - передача предприятий ЖКХ в эффективное управление, в руки предпринимателей. И чем быстрее это произойдет, тем будет лучше для всех. Уже давно очевидно, что МУПы показали свою полную несостоятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Их руководство не заинтересовано в развитии ЖКХ, их интересует только собственная зарплата. В то же время, как показывает опыт, частные компании могут навести порядок в этой отрасли, сделать ее эффективной прежде всего для самих потребителей коммунальных услуг, причем даже в рамках действующих тарифов.
А. Курбатов, «Бурятия», 28.04.2005
↓