6 января 2005, 00:43

Полный текст интервью Геннадия Айдаева журналу «БОСС»

Геннадий Айдаев уже второй срок работает мэром Улан-Удэ. За это время в городе начался экономический подъем: идет увеличение объемов производства и доходов населения. Все это способствует повышению инвестиционной привлекательности Улан-Удэ; с городом сотрудничают отечественные и зарубежные инвесторы.


Политическая реформа, проводимая президентом, по мнению Айдаева, улучшит экономическую ситуацию.


— Геннадий Архипович, как вы оцениваете инициативы президента от 13 сентября о назначении губернаторов? Они сейчас вызывают множество споров.


— Оцениваю положительно, ведь я слишком хорошо знаю, как в нашей стране чаще всего проходят выборы.


— Наверное, ключевая проблема наших выборов в том, что слишком многое на них решают деньги и административный ресурс.


— На мой взгляд, самое опасное даже не это, а то, что население вовлекается в политические баталии и оказывается по разные стороны баррикад. Я всегда считал, что глав администраций субъектов Федерации и мэров нужно назначать, а не избирать. Еще лет пять назад говорил об этом.


— До назначения мэров сейчас пока дело вроде бы не дошло...


— Я думаю, и не дойдет. У нас же подписан целый ряд документов. Закон о местном самоуправлении принят, и отступать, конечно же, от него никто не будет. И в первую очередь наш президент, как человек последовательный в своих действиях.


С другой стороны, в отдельных регионах для стабилизации обстановки, прежде всего экономической, может, и стоило бы назначать мэров городов и глав районных администраций, чтобы в регионе у губернатора или первого лица республики была единая, цельная команда.


— А если не назначать, постоянно будут конфликты между губернатором и мэрами, особенно мэром областного центра?


— Были же до недавних пор примеры противостояния губернаторов и мэров. К сожалению, это происходит еще в отдельных регионах. А в результате из-за несогласованности действий страдает население.


— Но это исключения, подтверждающие правило?


— Увы. В идеале у руководителя субъекта Федерации должна быть своя команда. И политическая реформа как раз и ориентирована на это.


— Однако все руководители будут смотреть наверх и не станут считаться с интересами населения?


— Наоборот, ситуация в этом смысле улучшится — ответственность за порученную работу возрастет. У президента Российской федерации будет право снимать губернатора по результатам его работы, у губернатора — главу города или района. Это как раз сейчас, при нынешней системе чиновники не всегда считаются с интересами населения. В результате проведенная в стране административная реформа напоминает шторм в океане: на поверхности бурлит, а в глубине все спокойно. Большинство наших ведомств никак не связано с проблемами своей тематики, возникающими в регионах. В облаках витают отдельные региональные структуры, выполняя преимущественно статистические функции. Ведь реализуют правительственные решения местные органы, никак не подчиненные им, в рамках имеющихся у них финансовых и иных ресурсов. А если бы существовала в этих сферах такая же вертикаль, как у силовиков, работать было бы гораздо проще. Вертикаль — это не только метод контроля сверху, но и способ учета проблем, возникающих на местах. И аккумулирования ресурсов.


— Итак, необходимо создать вертикали управления, подобные вертикалям ФСБ, МВД, МЧС?


— Да. Мне очень нравится система, которая создана в ФСБ, МЧС и МВД. И, кстати, на местном уровне не возникает проблем взаимодействия с подразделениями этих ведомств.У некоторых руководителей возникает вопрос почему, мол, мы должны финансировать эти структуры, если они федеральные? Я таким отвечаю: вы же на своей территории возглавляете комиссию по чрезвычайным ситуациям, вы же занимаетесь данной сферой. А МЧС и МВД — просто профессиональные структуры, несущие основную нагрузку в этом вопросе. Так же нужно действовать и по всем другим направлениям. Сегодня во имя блага населения необходима концентрация исполнительной власти.


— Сейчас по-разному трактуется положение президентов национальных республик в соответствии с рассматриваемым законодательством. Одни говорят, что они будут назначаться, как и губернаторы. Другие — что назначаться будут главы правительств республик. Это зависит от положений республиканских конституций?


— Безусловно. Но у нас в Бурятии этой дилеммы нет, так как Л.В. Потапов одновременно президент и председатель правительства, глава республики и глава исполнительной власти республики.


— С 1 января 2005 года вступает в силу Закон об общих принципах организации местного самоуправления. Готов ли к этому ваш муниципалитет?


— Формально да. Создан городской округ, определены его границы, вся нормативная база — и на уровне города, и на уровне республики.
Но вот решение вопросов финансовой обеспеченности...


— По-прежнему отстает?


– К сожалению, да. И виной тому перераспределение нормативов отчислений в разные уровни бюджетов. Здесь требуется дальнейшая работа по совершенствованию межбюджетных отношений.


– Но подождите, ряд полномочий вместе с расходами должен перейти на региональный уровень, например полномочия и сфере образования?


Да, и эти нормы должны были вступить в силу еще летом. По законодательству о разграничении полномочий за нами закреплены только коммунальные услуги. Однако на практике многое из закона было выведено. Теперь и текущий ремонт, и капитальный остаются за городом, как и раньше.


– То есть правы оказались те, кто опасался, что субъекты Федерации спущенные им полномочия тут же повесят на самых слабых — муниципалитеты?


— Конечно. Так и происходит. Поясню на примере. Из 4,1 млрд руб. налоговых доходов города 1 млрд мы перечисляем в федеральный бюджет, 2 млрд — в республиканский. И всего 1 млрд руб. имеем право оставить себе.


— Меньше четверти?


— Вот именно. А в 1998 году оставляли 54%. Больше всего средств уходит в республиканский бюджет. А потом эти же деньги нам отдают как помощь. Правда, не вce. В 2005 году городской бюджет будет пополняться всего лишь пятой частью от общей суммы собираемых налогов. Наш город, как и тысячи других муниципалитетов, оказывается в трудном положении. Имея хороший налоговый потенциал, одает налоговые доходы наверх, а затем получает их в качестве дотаций, ведь остающихся доходов ему не хватает. Вот поэтому мои надежды на изменение к лучшему связаны с политической реформой, проводимой президентом РФ.


— Как складываются у вас столь проблемные для многих областных и республиканских центров отношения с энергетиками?


– Не просто. Есть нерешенные проблемы связанные и первую очередь с несовершенством законодательной базы в вопросах использования населением тепловой энергии и горячей воды. А также с одномоментным установлением экономически необоснованных таpифов на тепловую энергию. Результат — большой для нашего города долг.Летом по инициативе президента Республики Бурятии состоялась встреча с Анатолием Чубайсом. Была достигнута принципиальная договоренность по урегулированию спора, закрепленная затем трехсторонним соглашением между республикой, городом и «Бурятэнерго».Это соглашение мы уже начали реализовывать. И тут узнаем, что в Чите форсированными темпами создана региональная теплоэнергетическая компания. Теперь нужно ехать в Читу и договариваться обо всем заново.


— Несмотря на разнообразные трудности, Улан-Удэ активно строится...


— Причем целиком за счет коммерческих программ. В бюджете денег на строительство практически нет.


Знаете, я завидую мэрам тех городов, развитие которых находится под пристальным вниманием региональных властей Так развивается Хабаровск, соседний город – Чита. В этих регионах губернатор и мэр образуют теснейший тандем. Совместно решая городские проблемы. Нам же пока не удается плодотворная работа из-за отсутствия средств.


Недавно стали вовлекать наших соседей в сферу строительства жилья. Активно работает в этой области одна монгольская фирма, не отстают от нее иркутяне, а также китайские предприниматели. Очень сильная программа сотрудничества у нас с Москвой: строительные фирмы столицы России планируют построить в Улан-Удэ 500 тыс. кв. м жилья. Москвичи будут выступать как инвесторы и предоставят инженерный персонал, а строить будут местные жители.


Если говорить о некоммерческих строительных проектах, то один дом по программе сноса ветхого и аварийного жилья мы возводим для северян. Кроме того, построили дом для молодых семей и молодых специалистов.


— Закрепление молодых специалистов — больной вопрос?


— Конечно, ведь из Улан-Удэ, как из всей Бурятии, идет миграция в европейскую часть страны. Правда, отток коренных жителей компенсируется притоком китайцев и выходцев из «горячих точек» бывшего СССР.


В городе сегодня восемь китайских ресторанов, что для 450-тысячного Улан-Удэ очень много. Представители этой диаспоры говорят: дайте нам землю, и мы построим чайна-таун с жилыми домами, общежитием, детским садом, школой...


У нас также большая азербайджанская диаспора — уже примерно 20 тыс. человек. Это в основном беженцы из Нагорного Карабаха. Появились и чеченцы. Оно и понятно: в Забайкалье тихо, спокойно, социальная ситуация стабильная. В результате в Улан-Удэ сейчас проживают представители больше 100 национальностей! Экономически приезжие выгодны городу. Но и социально-политическом плане нужно быть очень осторожными в своих действиях...


— Я знаю, что в городе, как и в целом в республике, действует Программа социально-экономического развития в 2000—2004 годах. Как она выполняется и планируется ли продолжение?


— Мы ежемесячно рассматриваем ход выполнения программы и вполне довольны: выдерживаем все параметры и идем даже с некоторым опережением.
Сейчас в промышленном секторе города: рост составляет 113%. Но дальше — а у нас есть уже программа на 2005—2007 годы — удерживать этот уровень будет очень трудно.


Дело в том, что ресурсы роста, которые были у предприятий, практически исчерпаны. А для модернизации производства нет финансовых возможностей. Потому работаем над привлечением инвестиций. Совместно с предпринимателями из КНР построили кирпичный и лесоперерабатывающий заводы, плотно работаем с бизнесменами из Южной Кореи.


После визита дна года назад президента Монголии заметно активизировалось сотрудничество с этой страной — речь идет об обустройстве транспортной магистрали через г. Кяхту. Оно включает строительство автомобильной дороги, потому что сейчас приходится делать огромный крюк через Читинскую область, а железнодорожное сообщение не обеспечивает потребности транспортного потока; решение таможенных вопросов. Транспортная магистраль очень важна, ведь Улан-Удэ — это, по сути, восточные ворота России.


— У федерального правительства есть довольно значительные инвестиционные ресурсы — стабилизационный фонд Российской Федерации. И ресурсы эти лежат мертвым грузом…


— У нас есть много направлений в различных отраслях народного хозяйства, которые нуждаются в государственной поддержке. И на мой взгляд, нужно взвешенно подойти к ресурсам фонда, чтобы была отдача.А таких направлений, взять нашу республику, много. Например, туризм на озере Байкал. Имея такую жемчужину, мы слабо используем эту уникальную возможность для привлечения инвестиций. Нам нужно возвращаться к нашим же собственным достижениям, например к народно-хозяйственному планированию. Сегодня в Японии есть пятилетний план, почему же нашей стране — родине планирования не возродить в других экономических условиях это полезное направление работы по развитию экономики?


— Большое место в Программе социально-экономического развития занимает развитие малого и среднего бизнеса...


— Да, и это вполне естественно, потому что малый бизнес — это рабочие места, это доходы населения. Вместе с тем я не склонен преувеличивать роль малого предпринимательства — все-таки основой экономики является крупное производство. Сколько говорилось о том, что фермеры нас спасут. И что из этого вышло? В республике аграрный сектор держится, но если бы колхозы не ликвидировали, сохранили, как, например, в Татарстане, он чувствовал бы себя гораздо лучше.
Весь мир использует крупные формы предприятий. Израильские кибуцы — это те же колхозы. Крупные агрофирмы действуют и в США, и в Канаде, и в других сельскохозяйственных державах.


А вот в сфере обслуживания нужно более активно развивать предпринимательские формы. Эту сферу, я уверен, надо полностью приватизировать. И мы это делаем, предоставляем налоговые льготы, льготы по нежилым помещениям для малых предприятий. Забота о малом бизнесе была одним из факторов роста средней зарплаты в городе в 2004 году на 36%.


Впрочем, это хорошо только с одной стороны, с другой — не растет такими же темпами производительность труда. А она должна превышать рост зарплаты. Тогда не будет инфляции.


— То, что вы экономист, доктор наук, профессор, вам помогает в работе?


— Экономистом меня работа и сделала. Я по первому образованию инженер-технолог. Работал на предприятии, потом — в райкоме партии, затем — в администрации Советского района Улан-Удэ. И никогда не думал, что стану экономистом. Но рыночная экономика заставила, в зрелые годы пошел учиться.


Окончил, еще будучи главой районной администрации, Российскую академию госслужбы, защитил диплом по моделям и тенденциям развития жилищно-коммунального хозяйства. Этот диплом оброс размышлениями и превратился в 1995 году в кандидатскую диссертацию по экономике РАГС.


— А докторская тоже по ЖКХ?


— Нет, докторская — по проблемам развития сибирских регионов. Через наши, местных руководителей, руки, проходят сотни цифр, которые очень интересно сопоставлять, выводить из одних другие.


— Вопрос к вам как к «остепененному» эксперту: есть ли спасение для нашего ЖКХ?


— Конечно. Это привлечение частного инвестора в эту сферу. И есть уже успешный опыт такого рода во многих городах — и в сибирских, и в дальневосточных, и в европейской части России...


Первостепенная задача — снять административные барьеры для привлечения частного инвестора и сделать сферу ЖКХ экономически стабильной, не требующей больших отвлечений бюджетных средств. По большому счету, неприватизированными остались только предприятия ЖКХ и сельхозпредприятия. Вот сейчас компании пошли и ЖКХ. Первым перспективы этого сектора увидел Анатолий Борисович Чубайс — как менеджера я его очень уважаю. С его региональной структурой мы и заключили договор о сотрудничестве.А за Чубайсом в эту отрасль двинулись и другие олигархи — Дерипаска, Потанин...


— Поскольку в ЖКХ двинулись олигархи, очень важно обеспечить конкурентную среду.


— Конечно. Очень много желающих среди небольших компаний взять дома, сети на обслуживание. Причем нужна стратегия развития отрасли, чтобы это обеспечивало не повышение, а снижение тарифов. Вообще любое дело нужно продумывать на несколько ходов вперед.


– Это слова шахматиста. Вы ведь, насколько я знаю, возглавляете Шахматную федерацию Бурятии?


— Я не очень сильный шахматист. Во всяком случае, регулярно проигрываю бывшему президенту федерации — федеральному инспектору по нашей республике Борису Данилову. Но тем не менее удалось собрать ресурсы, и уже видны результаты — впервые вырастили в республике гроссмейстера международного класса.
Шахматы я люблю за то, что они учат логически мыслить. Для меня это очень важно, потому что я больше управленец, чем политик, для меня более важен результат, чем красное словцо.


— Что, на ваш взгляд, главное в работе мэра?


— Мэр должен быть во всем порядочным. И в словах, и в своих поступках. И говорить правду, какой бы горькой она ни была. Потому что если скажешь неправду, через какое-то время это выяснится и станет хуже — тебе уже не будут верить. А начинается недоверие с маленького подозрения.


— А не было попыток перейти на менее нервную работу?


— Были. На каком-то этапе мне предложили возглавить Счетную палату республики. Я согласился, перешел в Счетную палату. Но довольно быстро заскучал. А тут — выборы мэра Улан-Удэ. Помня мой опыт городского управления, предложили принять в них участие… И вот я уже второй срок являюсь мэром. И честно признаюсь, мне эта работа нравится. Я, когда ухожу в отпуск, по пять раз на дню названиваю в мэрию. Мои заместители даже обижаются: что он, мол, думает мы без него не справимся? И когда возвращаюсь из отпуска, энергично берусь за работу. Получаю от нее удовлетворение. Вот недавно сдали детский садик на 120 мест — это просто счастье для меня. Жена говорит: «Тебя уже не исправишь». А мне и не хочется жить по другому.


Александр Полянский, «БОСС», №11, 2004

В связи с ужесточением требований к сбору и хранению персональных данных мы были вынуждены отключить возможность оставлять комментарии к материалам на сайте. Обсудить новости можно в наших соцсетях:
https://vk.com/bmk.news

© 2004-2025 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия, 

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б, помещение 3А

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: info@baikal-media.ru

Учредитель - ООО «Байкал Медиа Консалтинг». Главный редактор:

Озеров Игорь Викторович


Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^