β
μ


5 декабря, 10:29

Чита.РУ: "Дело семейное. Как связаны самые страшные ДТП в истории Забайкалья"

Унёсшая 19 жизней автокатастрофа 1 декабря стала крупнейшей в истории Забайкалья, побив печальный рекорд ДТП с паломниками в 2017 году. Две аварии связывает не только корейский автобус марки Kia Grandbird — к обеим причастна семья перевозчиков Зиновьевых-Стрельниковых. «Чита.Ру» рассказывает о семейном бизнесе и резонансных происшествиях, преследующих принадлежащие им автобусы.

Первый задержанный по уголовному делу о ДТП под Сретенском — читинский предприниматель Иван Стрельников, которого СК назвал «организатором перевозок». Как говорят источники «Чита.Ру» в силовых структурах, разбившийся автобус не принадлежал лично Стрельникову, но тот использовал машину по договору.

Следователи подозревают Стрельникова в нарушении правил безопасности при оказании услуг, которое привело к массовой гибели людей. В управлении ГИБДД по краю и управлении Ространснадзора изъяли документы, связанные с работой перевозчика. Мужчина задержан до 7 декабря — для сбора доказательств. К моменту публикации Стрельников не арестован, обвинения не предъявлены.

Иван Стрельников приходится зятем Сергею Зиновьеву — в прошлом крупному перевозчику и водителю автобуса, который летом 2017 года разбился на федеральной трассе «Байкал». Зиновьев погиб вместе с 13 пассажирами — возвращавшимися в Читу православными паломниками, около 30 человек пострадали в той аварии.

Родственную связь двух перевозчиков легко отследить через Кристину Стрельникову — жену и дочь. Она появлялась в теленовостях после трагедии с паломниками и других ДТП, на своей странице «ВКонтакте» указала фамилию «Стрельникова-Зиновьева», а в открытой базе решений российских судов содержатся документы, подтверждающие наличие совместного имущества — квартиры и машины — у читинцев «Стрельниковой К.С.» и «Стрельникова И.В.».

В разговоре с корреспондентом «Чита.Ру» 3 декабря женщина заявила, что «не имеет никакого отношения» к истории с автокатастрофой под Сретенском и отказалась от комментариев. При этом источники редакции подтверждают связь перевозчиков Зиновьева и Стрельникова, ДТП с автобусами которых стали крупнейшими в истории Забайкальского края.

Дела семейные

Семья Стрельниковых вместе с братом жены Артёмом Зиновьевым владеет бизнесом по перевозке пассажиров на междугородних маршрутах в Забайкалье. Отец Зиновьевых пришёл в отрасль в 2004 году и оставался значимым перевозчиком вплоть до своей смерти. В 2017 году, по информации краевого минтерразвития, его автобусы курсировали на шести междугородних направлениях из 71.

Каждый член семьи зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ИП), занимающегося автобусными перевозками. При этом деятельность всех Зиновьевых-Стрельниковых взаимосвязана: Иван Стрельников работал в фирме жены — в 2017 году ГИБДД оштрафовала его как должностное лицо её ИП за «выпуск на линию транспортного средства для перевозки пассажиров без технического средства контроля»; Сергей Зиновьев в день рокового ДТП на трассе «Байкал» вёл автобус, принадлежавший сыну.

По данным Единого реестра проверок, ИП Зиновьева-старшего трижды проверяли в 2016—2017 годах — поводом стали несколько жалоб и ДТП с автобусом, в котором пострадали три человека. Примечательно, что тогда же едва не случилась катастрофа на маршруте Чита — Сретенск: автобус потерял колесо на ходу, но водитель сумел остановить машину. Ространснадзор обнаружил 15 нарушений в деятельности Зиновьева, а сам мужчина получил более 50 штрафов за нарушение правил дорожного движения, в основном превышение скорости, но остался при своём.

В свой последний рейс Зиновьев выехал ночью, в недавно купленном автобусе без системы ГЛОНАСС — СК считает мужчину виновником трагедии, его родственники и некоторые пострадавшие винят в случившемся дорожников. Суд до сих пор не вынес решение по делу.

Внеплановые проверки в фирмах детей Зиновьева начались вскоре за ДТП с паломниками. Сначала управление ГИБДД инициировало проверку ИП Стрельниковой «в связи с ДТП с жертвами», в августе 2017-го инспекторы Роструда пришли к брату. В обоих случаях ревизоры выявили нарушения техники безопасности и организации рабочего процесса, оба раза проверяющие ограничились лишь предписаниями.

7 октября 2017 года в аварию на трассе «Амур» попал автобус ИП Зиновьева, арендованный ИП Стрельниковой — пострадали 24 человек, включая 12 детей, погиб 26-летний водитель встречного грузовика. Полиция назвала водителя автобуса виновником ДТП: он не справился с управлением, выехал на встречную полосу, где столкнулся с грузовиком.

После смерти Зиновьева-старшего лицензия на маршруты до Нерчинска, Сретенска, Калги и Золотореченска сгорела, но его дети продолжили возить пассажиров нерегулярными заказными рейсами. После октябрьского ДТП выяснилось, что билеты по-прежнему продавали в кассах, но перевозчик работал по договорам фрахтования — фактически каждый пассажир, сам того не подозревая, оплачивал персональную поездку.

Лишь 11 октября 2017-го краевые власти нашли официального перевозчика на рейсы до Нерчинска и Сретенска — индивидуального предпринимателя Сергея Пнёва, который тогда обслуживал маршрут Чита — Верх-Усугли. Два других направления чуть позже закрыли ИП Иванов с ИП Цыденовым.

Зиновьев-младший и Стрельниковы не попали в обновившийся Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок. В течение 2018-го и 2019-го годов ни Ространснадзор, ни УГИБДД, ни Роструд больше не проверяли бизнес семьи внепланово.

Зима пришла

Около 14.00 в воскресенье 1 декабря автобус Kia Grandbird отправился с автовокзала города Сретенска. Салон был полон — 43 пассажира. Автобус сразу поехал в Читу, не сворачивая в соседний посёлок Кокуй.

В 15.07 служба «112» получила первое сообщение о вылетевшем с моста автобусе — время уточнил глава Сретенского района Алексей Закурдаев.

Если учесть необходимость выехать из города, сбавить ход в двух сёлах и сделать три остановки на маршруте до Нижней Куэнги, то средняя скорость автобуса при пройденном расстоянии в 60 километров окажется равна 65-70 километрам в час.

Версию о превышении скорости опроверг один из выживших — Александр Чернявский. По словам мужчины, водитель Сергей Кубасов «ехал не спеша, километров 70 в час». При этом потерявший в аварии двух детей Владимир Воробьёв, наоборот, утверждает, что «водитель гнал в гололёд».

На мосту через реку Куэнгу автобус резко затормозил и, потеряв управление, вылетел за ограждение. Источники редакции говорят, что отлетевшее на ходу колесо — среди главных версий случившегося. Очевидцы аварии указывают на низкие бетонные отбойники моста, которые не смогли остановить потерявшую управление машину — проблему признал и глава района, отметивший в комментарии «Чита.Ру», что мост капитально не реконструировался со времён СССР, когда действовали другие нормы безопасности.

Технические эксперты и следователи официально не комментировали причины аварии. Уголовные дела возбуждены по трём статьям: о халатности, о ненадлежащем оказании услуг и о нарушении ПДД.

«Мы организовываем перевозки по данному направлению [Сретенск - Чита], но перевернулся не наш автобус, а заказной. Все лицензии были, страховка была, водитель опытный, машина проходила все процедуры по техрегламенту: технический, медицинский, регулярный технический государственный осмотры», — заявил ТАСС перевозчик Пнёв вскоре после автокатастрофы, и его посчитали организатором рейса.

Его слова, растиражированные федеральными и краевыми СМИ, не позволяют однозначно заявить о причастности Пнёва к роковому рейсу — с одной стороны он прямо говорит, что автобус не рейсовый, а заказной, но одновременно сам отзывается о техническом состоянии машины.

3 декабря региональное отделение «Единой России», членство в которой ошибочно приписали Сергею Пнёву, в своём опровержении подчеркнула, что, по данным «достоверных источников партии», разбившийся автобус принадлежал другому предпринимателю, а полупустой автобус Пнёва ехал следом и «довёз пассажиров до пункта назначения в целости и сохранности».

Сам перевозчик планировал 2 декабря прокомментировать ситуацию «Чита.Ру», но неожиданно отказался от комментариев.

По данным краевого министерства строительства и транспорта, в начале года Пнёв заявил на рейсы до Сретенска семь автобусов, один из которых квалифицирован как «большой» — к этому классу относится Kia Grandbird. По договору с властями, перевозчик обязался ежедневно выполнять два рейса из Сретенска: в 6.00 и 14.00.

Согласно официальному маршруту рейса (.xls), посёлок Кокуй — обязательная остановка для автобусов Пнёва. Значит, 1 декабря либо машина с нарушением отклонилась от курса, либо разбившийся автобус действительно работал на нерегулярных перевозках.

Задержанный предприниматель Стрельников, которого СК называет «организатором перевозки», получил автобусную лицензию лишь в апреле 2019 года — его супруга получила такую в 2012 году, младший Зиновьев — в 2015-м.

Источники расследовательского издания Baza утверждают, что Стрельников обслуживал маршрут именно как подрядчик Пнёва. Но, если верна версия о двух двухчасовых автобусах — заказном и рейсовом, — то перевозчик работал методом фрахтования. Так уже было в 2017 году — после гибели Зиновьева-старшего и до прихода Пнёва на маршрут.

Номинальным владельцем автобуса числился водитель Кубасов, также имевший статус ИП в сфере пассажирских перевозок. Он погиб вместе с 18 пассажирами в аварии 1 декабря.

Сретенск подсел на колёса

Рейсовые автобусы — безальтернативный вид общественного транспорта, связывающий 8-тысячный город Сретенск и 7-тысячный посёлок Кокуй с краевым центром. «Забайкальская пригородная пассажирская компания» с 2013 года перестала обслуживать 60-километровую железнодорожную ветку, по которой ежедневно курсировал прицепной вагон.

«Во время одной из предвыборных поездок [летом 2013-го экс-губернатор Константин] Ильковский признался, что содержать вагон невыгодно, и пообещал, что все мы будем ездить в Читу на комфортабельных автобусах», — вспоминает глава района Закурдаев.

Но чаще на маршрут выходили ПАЗы. Один такой — им владел Зиновьев-старший — в августе 2016 года потерял колесо в 20 километрах от Сретенска, вынудив пассажиров пешком добираться домой.

Ближайшая станция Транссибирской магистрали — Куэнга, в полукилометре от которой и произошла автокатастрофа. Только там сретенцы могут сесть на проходящих поезд.

На следующий день после трагедии с рейсовым автобусом администрация Сретенского района обратилась к забайкальскому филиалу РЖД и правительству края с просьбой восстановить железнодорожное сообщение между Сретенском и Читой.

Источник: "Чита.РУ".

Комментарии для сайта Cackle

© 2004-2019 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия, 

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: info@baikal-media.ru

Учредитель - ООО "Байкал Медиа Консалтинг". Главный редактор:
Будаев Валерий Николаевич


Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^