В сентябре 2025 года вступили в силу новые правила, облегчающие процесс прикрепления к новой поликлинике и смены врача.
Современный ритм жизни делает затруднительным для многих личное посещение медицинских учреждений, если только речь не идёт о непосредственно лечебном (диагностическом) процессе. В частности, такая вроде бы удобная и пациенториентированная возможность, как прикрепление или замена поликлиники в течение многих лет большинству желающих была доступна лишь при личном визите. Жители лишь нескольких российских регионов ранее могли позволить себе такую роскошь, как замена медицинской организации или врача через портал «Госуслуги».
Не выходя из дома
С первого сентября 2025 года вступил в силу новый приказ минздрава России, который устраняет это неравенство и обязывает все регионы предоставить своим жителям возможность прикрепляться к поликлинике и менять выбранного доктора как в привычном бумажном виде непосредственно в медицинской организации, так и через личный кабинет на «Госуслугах». «Личное посещение поликлиник для оформления прикрепления часто становится препятствием к получению своевременной и качественной медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (ОМС). Новые правила и сервисы «Госуслуг» направлены на повышение доступности медицинской помощи для каждого застрахованного», — отмечает председатель фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) Илья Баланин.
По действующим правилам каждый гражданин РФ имеет право на замену поликлиники один раз в год. «Благодаря этой норме можно прикрепиться не только к поликлинике по месту жительства (по месту регистрации), но и к любой другой, удобной для вас — рядом с работой или там, где работает врач, который нравится вам», — подчёркивает заместитель генерального директора страховой медицинской организации «Капитал–МС» Антон Устюгов. Но, есть важные ограничение — такая поликлиника должна оказывать первичную медико-санитарную помощь и в выбранной вами поликлинике не должны быть превышены нормативы по количеству прикреплённых пациентов.
Алгоритм замены
Зарегистрировать заявление на «Госуслугах» совсем несложно. Всем гражданам России старше 14 лет нужно будет указать данные паспорта, медицинского полиса и СНИЛС (при наличии). Для онлайн–прикрепления к поликлинике ребёнка потребуется предоставить данные свидетельства о рождении, номер полиса ОМС и СНИЛС (при наличии). Отдельно новый приказ минздрава детально регламентирует, какие документы нужны для прикрепления людям со статусом беженца, иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Что потом
Медицинская организация должна рассмотреть ваше заявление в течение двух рабочих дней. Затем в личный кабинет на «Госуслугах» вам придёт уведомление о подтверждении (или обоснованном отказе) вашего запроса. В случае, если будет принято положительное решение, вам больше ничего делать не нужно — специалисты поликлиники сами направят все необходимые документы в соответствующие службы для внесения изменений в регистр застрахованных лиц и снятия вас с учёта в предыдущем медучреждении.
С этого момента вы можете наблюдаться в новой поликлинике столько, сколько захотите (но не менее года).
Менять прикрепление можно и чаще одного раза в год — в случае изменения места жительства. При этом не важно, произошёл переезд между районами одного города или между регионами. «При переезде в другой регион важно помнить, что меняется территория страхования. Если ваша страховая медицинская организация, выдавшая полис ОМС, представлена в новом месте проживания, то достаточно выбрать для обслуживания нужный филиал. Но, если она не работает в этом регионе, нужно выбрать новую. Никуда ходить не нужно, уточнить территорию страхования или выбрать новую страховую компанию можно на портале «Госуслуги». Какие страховые медицинские организации работают в регионе, можно узнать на сайтах федерального фонда ОМС, территориальных фондов ОМС, либо обратиться за консультацией к своему страховому представителю. После того как полис ОМС будет зарегистрирован в новом месте проживания или будет выбрана новая страховая компания, можно заняться прикреплением к поликлинике», — отмечает Антон Устюгов.
Есть проблемы — обращайтесь в СМО
При любых сложностях в получении медицинской помощи, в том числе при отказе в прикреплении к поликлинике, вы можете обратиться в свою страховую медицинскую организацию (СМО). Эксперты ОМС напоминают, что, если выбранная вами медицинская организация уже перегружена или регион прикрепления по полису ОМС отличается от региона проживания или прошло меньше года со дня последнего прикрепления (при отсутствии смены места жительства), то, к сожалению, вам может быть отказано в прикреплении. Отказ в таком случае правомерен, но при этом должен быть официально подтверждён.
Если же вы считаете, что отказ неправомерен, обращайтесь в страховую компанию, выдавшую вам полис ОМС. Её сотрудники проверят документы на правомерность отказа. Алгоритм обращения в СМО прост. Для того чтобы связаться со своей страховой компанией, посмотрите её название (в личном кабинете на «Госуслугах» или на вашем полисе ОМС — там же, как правило, указаны и необходимые контактные данные, либо их можно уточнить на сайте страховой компании). Далее необходимо позвонить по телефону контакт–центра и изложить проблему. После вашего звонка страховой представитель предпримет все необходимые действия — свяжется с медицинской организацией или с органом управления здравоохранением для решения вашей проблемы.
↓