18 июня 2008, 07:07

Президент Бурятии допросил промышленников

С начала этой недели в правительстве Бурятии начались совещания с бюджетообразующими предприятиями республики на предмет выполнения ими правительственной программы социально-экономического развития. Такие мероприятия теперь будут проводиться регулярно.


На первое заседание были приглашены предприятия, которые принято считать успешными: «Улан-Удэстальмост» и «Байкалфарм». Имидж не кризисных они подтвердили, но и у них, оказывается, есть проблемы. А у правительства к ним — вопросы.

«Улан-Удэстальмост» с 2005 года невиданными темпами наращивает объемы производства. В прошлом году предприятие установило рекорд, «выдав на гора» 36 тысяч тонн металлоконструкций. Доперестроечный рубеж был перейден. С учетом, что мощности завода позволяют выпускать 60 тысяч тонн в год, перспективы выглядят многообещающе.

Любопытно, что все последние успешные финансовые годы «Улан-Удэстальмост» планомерно рассчитывался по долгам предыдущих лет, особенно провального 2004 года, когда приходилось жить на банковских кредитах (завод полгода простоял без работы). Выплата последних долгов была успешно завершена в 2007-м, и завод впервые в новейшей истории закончил год с прибылью. Кроме того, предприятие умудрялось технологически перевооружаться — закуплено импортное оборудование.

Выдаваемые генеральным директором Анатолием Сусловым цифры высокой производительности труда, роста производства и другие показатели были увесисты. Казалось, что обсуждение «Улан-Удэстальмоста» может закончиться аплодисментами, но тут началось перечисление трудностей и проблем. Гендиректор не стал скрывать, что в 2008 году выйти на запланированные объемы в 42 тысячи тонн конструкций не получится — и стало понятно, что рукоплесканий от правительства все-таки не будет.

По мнению г-на Суслова, заводу не хватает заказов на этот год. В первую очередь это обусловлено федеральными, в том числе президентскими, выборами. Связь между волеизъявлением народа и деятельностью «Улан-Удэстальмоста» выглядит загадочной, но Вячеслав Наговицын и министры понимающе промолчали. Следовательно, причина была принята как уважительная.

Более того, как заявил гендиректор, предприятие вообще могло «встать» летом, но неожиданно повезло. Казахстан заказал несколько крупных мостов, а московская компания, близкая к «Базовому элементу» Олега Дерипаски, подрядила улан-удэнский завод на строительство нефтяного терминала в Находке. Таким образом, до конца августа работы у «Улан-Удэстальмоста» хватит. Кроме того, предприятие активно участвует в конкурсах. В частности, на строительство моста в бухте Золотой Рог во Владивостоке и там же — на мост до острова Русский.

А главной сенсацией от «Улан-Удэстальмоста» стало известие о желании руководства предприятия изменить состав собственников. По мнению Анатолия Суслова, пришло время, когда необходимо примыкать к какой-либо крупной российской финансово-промышленной группе. Таким возможным партнером был выбран уже упоминавшийся «Базовый элемент».

«Улан-Удэстальмост» в числе шести российских крупнейших мостостроительных предприятий входит в ОАО «Мостстройиндустрия». Сейчас в Москве ведутся переговоры о продаже части акций этого ОАО компании Олега Дерипаски. Но, как успокоил всех Анатолий Суслов, главным условием сотрудничества с «БазЭлом» будет существование предприятий отрасли в тех же географических местах. Иначе говоря, заводы, в том числе и наш, никуда не денутся.

Конкретно для нашего предприятия «Базовый элемент» интересен с точки зрения строительства олимпийских объектов в Сочи. Кроме того, Анатолий Суслов рассчитывает на равноправное распределение заказов среди всех участников «Мостстройиндустрии». Пока, как признался гендиректор, в связи с неудобным географическим положением завода и высокими транспортными издержками «Улан-Удэстальмост» обеспечивается заказами внутри структуры по остаточному принципу.

Но, несмотря на все трудности, деятельность «Улан-Удэстальмоста» членами правительства была признана успешной. По крайней мере, все показатели предприятия укладываются в цифры программы СЭР Бурятии. А преодоление трудностей — удел любого бизнеса.

В заключение неожиданно трогательно Вячеслав Наговицын поблагодарил Анатолия Суслова за социальные программы предприятия. «Улан-Удэстальмост» стал уже знаменит своим трепетным отношением к работникам. По крайней мере, целые улицы жилых домов для своих работников другие предприятия не возводят. Президент простым языком объяснил, что забота руководства — это рост производительности и повышение объемов выпускаемой продукции, но попросил немного времени, когда государство сможет до конца взять на себя все заботы, связанные с повседневной жизнью людей.

Вслед за «Улан-Удэстальмостом» о своей деятельности принялись рассказывать республиканскому правительству руководители «Байкалфарма». То, что алкогольное предприятие живет неплохо, догадаться было нетрудно. Но, кажется, у многих вызвали удивление темпы роста и амбиции компании.

По заявлению генерального директора «Байкалфарма» Михаила Матханова, в течение четырех лет рост компании составляет от 40 до 60 процентов ежегодно. Сейчас «Байкалфарм» контролирует 80 процентов рынка алкоголя в Бурятии и 25 процентов в Чите, успешно продвигается в Иркутске. Продукция компании уже стоит на прилавках в 60 регионах России. В рейтинге производителей алкоголя России «Байкалфарм» сейчас на 11 месте и на втором за Уралом. Цель — стать ведущей компанией в Сибири и на Дальнем Востоке. Для этого всего лишь надо обогнать омский «Винпром». Судя по тону выступления г-на Матханова — это лишь вопрос времени.

По мнению руководителей «Байкалфарма», основными слагаемыми успеха компании в Сибири стали удаленность главных российских «игроков» — «Москва не дотягивается» и грамотное позиционирование продукта. Водки в стране много, но связанная с Байкалом, да еще и приготовленная на озерной воде, продается хорошо. Бренд, видимо, становится узнаваемым не только в Бурятии. Конечно, не обошлось без обнародования проблем.

Главная из них, по мнению Михаила Матханова, — недостаток оборотных средств. Есть чисто техническая проблема: за акцизы, спирт и другое надо платить по срокам раньше, чем приходят деньги за товар. С теми гигантскими суммами, которыми оперирует «Байкалфарм», это, видимо, действительно серьезная проблема. Кроме того, затраты на продвижение продукции компании в другие регионы гендиректор назвал «просто сумасшедшими». По его словам, каждый небольшой магазин в том же Новосибирске знает как такое мудреное понятие «листинг», так и простонародное «входной билет на поляну». Подвинуть с прилавков водку в других регионах стоит многих миллионов рублей. Также легко используется и административный ресурс на уровне правительств регионов, например, в том же Новосибирске или Красноярске. А в Москве уже долгое время идет волокита с организацией логистичекого центра «Байкалфарма»".

Внутри Бурятии у «Байкалфарма» есть идея сделать замкнутый производственный холдинг. Собственно, и правительство Бурятии уже несколько месяцев говорит о подобных холдингах. Компания может взять 50—60 гектаров земли, сеять пшеницу, загрузить работой несколько деревень, а затем перерабатывать ее на Николаевском спиртзаводе. Его необходимо восстановить, и «Байкалфарм» считает, что сможет поднять некогда «убитое» предприятие. Таким образом, в республике в перспективе образуется полный цикл производства спиртных напитков, с оставлением в казне вообще всех налогов, вплоть до самых больших — спиртовых акцизных.

Для этого, как объяснил Михаил Матханов чиновникам и Президенту РБ, необходимые средства на холдинг в размере 1,5 миллиарда рублей в виде банковских кредитов неплохо бы получить под гарантии правительства. И тут случилась неувязка.

В отличие от предыдущего оратора — «Улан-Удэстальмоста», «Байкалфарм» не предложил программу развития предприятия до 2017 года, ограничившись лишь 2010-м. Как объяснило руководство компании, такие длинные сроки слишком нереалистичны, а «Байкалфарм» серьезно относится к обещаниям, поэтому пока только до 2010-го. Позиция «водочников» по-житейски понятна — законы и конъюнктура в этой сфере меняются по нескольку раз в год, рынок высококонкурентен, и гадания о том, что с ним будет через 5- -10 лет — удел астрологов.

Однако Вячеслав Наговицын отреагировал мгновенно. Похвалив за инициативу создания холдинга, президент, тем не менее, заявил: «До 2010 года успеть можно немного. Поэтому вы предлагаете нам действовать в темную». Далее Вячеслав Наговицын пояснил, что республика должна знать, что она получит от деятельности «Байкалфарма» в долгосрочной перспективе, в том числе в цифрах и рублях. Тогда будет уместно говорить и о гарантиях правительства. Глава Бурятии недвусмысленно попросил программу до 2017 года, иначе «Байкалфарм» может двигаться самостоятельно, а руководство Бурятии всего лишь не будет мешать ему в его успешном бизнесе.

Договорились тут же за столом. Михаил Матханов пообещал президенту подготовить в кратчайшие сроки программу до 2017 года, в свою очередь представители минсельхоза Бурятии выступили с инициативой более предметно рассмотреть создание холдинга. Видимо, уже потом будут торговаться и обсуждать вопрос по существу. На том и порешили.

Виктор Золотарев, «Номер один»

В связи с ужесточением требований к сбору и хранению персональных данных мы были вынуждены отключить возможность оставлять комментарии к материалам на сайте. Обсудить новости можно в наших соцсетях:
https://vk.com/bmk.news

© 2004-2025 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия, 

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б, помещение 3А

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: info@baikal-media.ru

Учредитель - ООО «Байкал Медиа Консалтинг». Главный редактор:

Озеров Игорь Викторович


Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^