И в этом ее нужность. Да, обсуждать эти вопросы необходимо, так как переход к устойчивому развитию возможен лишь в глобальном масштабе. Нужны согласованные действия государств и народов, позволяющие перейти на новую ступень цивилизации.
Идея выше сегодняшнего благосостояния народа, занятости и бедности.
«Мы не выглядим «просителями денег»
"У нас новый подход к проблемам развития", - утверждает правительство РБ и представляет участникам Консультативного совещания научный проект: «Инновационная модель устойчивого развития БПТ на примере Республики Бурятия». Он разработан Международным государственным университетом природы, общества и человека «Дубна» и Институтом устойчивого развития ВСГТУ. Он ориентирован на увеличение ВРП РБ до 3 раз до 2010 года и на привлечение инвестиций в общем объеме 3 миллиарда долларов США. Надежды возлагаются на создание особых экономических зон (ОЭЗ). Проект Закона РФ о таких зонах проходит обсуждение в Госдуме РФ.
Государство за счет своих средств создает наукограды, технопарки для реализации мегапроектов. Куда приходит частный бизнес и будет работать над высокими технологиями «в формате» стратегического партнерства между правительством, крупным бизнесом и международными организациями. «Московская область уже 15 лет с трудом идет по этому инновационному пути», - заявил один из авторов проекта. Но это Московская область, где только прикладных научно-исследовательских учреждений более 100. В Республике Бурятия вообще отсутствует сфера прикладной науки, не говоря уже о фундаментальных исследованиях в материальном производстве - металлообработке, машиностроении. Именно эти отрасли, их предприятия составляют основу экономического потенциала республики, занятости городского населения, доходной части бюджетов.
Лабораторию резки металлов лазерным лучом в рядах нашей академической науки вряд ли можно считать «высокими технологиями». Хозяйственное освоение БАМа, приграничное сотрудничество также далековаты от «высоких». Что же тогда составляет основу ускоренного развития? Кто его будет финансировать? Куда и откуда в Бурятию «придет» частный бизнес? Проект предлагает создать Международный Фонд Байкала. Мобилизация финансовых ресурсов мирового сообщества и России для охраны и устойчивого развития БПТ. «При этом мы должны понимать, что помощь мирового сообщества может выступать лишь как катализатор развития нашего региона. Устойчивое развитие любого общества возможно только на основе развернутого внутреннего потенциала», - утверждает другой автор проекта. В чем он состоит, как, где и кто его будет развертывать? На них ответов нет. Надо поднапрячься и ответить на них правительству РБ, но оно не желает, просто не умеет это делать. А просить деньги, облекая свою просьбу в околонаучную межпланетарную оболочку, умеет. По крайней мере, старается. Но ведь Москва слезам не верит.
Будущее Байкала не определено
Более десяти лет назад была разработана Комплексная Программа землепользования бассейна оз. Байкал, носящая региональный характер. Совместный проект был подготовлен «Дэвис Ассошиэтс» (США), Международным центром социально-экологических проблем Байкальского региона (РФ), Российской Академией наук, Центром гражданских инициатив (США) по просьбе правительства РБ, администраций Иркутской и Читинской областей. За два года работы для такой значительной географической территории была предложена научно-обоснованная модель экологически безопасного стабильного экономического развития - комплексная политика землепользования. Хотя предлагалось эту программу начать реализовывать без промедления.
Российская Федерация, Республика Бурятия, Иркутская и Читинская области и международное сообщество должны вступить в беспрецедентное партнерство, отказавшись от политических и административных прерогатив.
Для всеобщего блага политические разногласия в бассейне оз. Байкал должны уступить место интеграции.
К созданию совместной Программы устойчивого развития с упором на международный туризм, переработку лесной продукции, добычу полезных ископаемых и сельское хозяйство. Развитие которых будет осуществляться с учетом ландшафта и необходимой защитой окружающей среды. Было предложено, чтобы решения принимались политическим органом, имеющим границы полномочий, совпадающих с границами БПТ. Решения, принятые на уровне любого местного правительства Бурятии, Иркутской и Читинской областей, будут фрагментарными и несбалансированными, поскольку будут относиться к отдельным частям единой территории бассейна. Республика Бурятия в рамках своего натурального хозяйства не может наметить разделение труда, специализацию.
"Чтобы хлопнуть в ладоши - надо иметь две ладошки", - так говорят китайцы.
Об этом умолчали участники Консультативного совета. Да и кому говорить, если на Совете отсутствовали представители, к примеру, Иркутской области - главный экономический движитель БПТ. Понимают соседи, что Консультативный Совет - политический маневр правительства РБ. Экономикой, тем более экологией здесь только пахнет. «Правительства и народы Республики Бурятии, Иркутской и Читинской областей понимают, что столкнувшись с приватизацией земель и рыночной экономикой, они оказались перед лицом больших опасностей и больших возможностей», - так утверждается в предисловии Комплексной Программы политики землепользования для российской территории бассейна оз. Байкал.
Предприятия, являющиеся причиной движения и серьезного загрязнения воды и атмосферы воздуха бассейна, выкупают землю, становятся владельцами земли, получая права продажи, передачи прав землевладения. Конфликты, финансовые риски для них и деградация окружающей среды - вот результат, который может быть следствием пренебрежения особенностями земельной собственности территории бассейна. Установление ясных прав собственника земли должно сопровождаться выявлением, установлением их экологических обязательств. Это окажется важнейшим вкладом в достижение устойчивого развития БПТ. Уже сегодня это должно учитываться в разработке стратегии развития.
Потому, может хватит говорить о «светлом будущем», надо уже начать делать?
В последние годы экономика республики превратилась в объект политической спекуляции. То тарифы на энергию нам необходимо уменьшить - ведь «наша вода» крутит турбины Ангарского каскада станций. То пусть энергетики Иркутской области оплачивают нам факт понижения уровня оз. Байкал от установленного. А теперь вообще - содержите нас. ООН нам поможет. Реализация принципа: «долги в обмен на природу».
Но экономика равнодушна к подобным политическим оценкам. Очевиден разрыв между провозглашенной задачей достижения устойчивого развития и достаточно случайным и вольным набором средств решения этой задачи. Устойчивое развитие - это комплексная проблема, и решать ее можно только на базе интеграции экономики, экологии и культуры.
Хотя в Республике Бурятия есть культура, но нет цивилизации, т.е. нет материальной культуры.
Когда основное усилие направляется на то, чтобы вовремя обосновать и доказать объемы очередного бюджетного трансферта и под этим флагом и вовремя его получить. Занять в долг и разделить. Создана уникальная, аморальная модель экономики.
Республика Бурятия пятится в свое будущее задом.
Юрий Кравцов, «Правда Бурятии», 28.07.2005 (Начало
здесь)
↓