Уважаемые участники собрания! Уважаемые ветераны потребительской кооперации!
Наша Рабочая группа была создана 14 декабря прошлого года по Распоряжению Правительства в связи с обращениями к Президенту Республики Бурятия Л.В. Потапову депутата Народного Хурала РБ Л.А. Бляхера, ветеранов потребкооперации С.Н. Батожаповой, Г.Ф. Наталевич, M.Г. Чимитова, Б.Г. Кушеева, Председателя Правления Буркоопсоюза М.Н. Новолодского и членов правления с просьбой о даче согласия на освобождение Викулова В.Ф. от должности председателя Совета Буркоопсоюза, а также публикациями в средствах массовой информации.
В указанных материалах содержалась информация, свидетельствующая о серьезных нарушениях и даже преступлениях, наносящих ущерб потребительской кооперации в республике. По некоторым из них возбуждены уголовные дела.
Из материалов Счетной палаты РБ следует, что по кредитным ресурсам в размере 2 млн. 300 тыс руб., предоставленным в 2003 году «Производсвенно-торговому центру "Буркоопсоюз" (ПТЦ "Буркоопсоюз") для приобретения сельхозпродукции, документально не подтверждается факт поступления на склад купленной продукции (мука, говядина) и школьных тетрадей. Перечисление средств в размере 1 млн. рублей за школьные тетради ООО "Центр-Плюс" ПТЦ "Буркоопсоюз" представляет собой нарушение условия кредитного договора со Сбербанком.
ПТЦ "Буркоопсоюз" 31 марта 2004 года перечислил потребительскому обществу "Прибайкал-Союз" ресурсы в размере 4 млн. 300 тыс. рублей на оплату муки. Однако оплаченный товар на складе ПТЦ не оприходован.
Из республиканского бюджета в виде компенсации части платы за пользование кредитами Сбербанка ПТЦ "Буркоопсоюза" выделено 190 тыс. рублей, из них 93 тыс. - в 2003 году, 97 тыс. - в 2004 году. При этом допущено нецелевое использование бюджетных средств, т.к. в соответствии с законом о республиканском бюджете данная компенсация выделяется по факту закупа товаров первой необходимости и сельхозпродукции.
1 сентября 2004 года прокуратурой советского района г. Улан-Удэ, по материалам проверки УБЭП МВД РБ возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления. Данное уголовное дело возбуждено по фактам злоупотребления служебными полномочиями руководством ПО ПТЦ БКС, в результате чего предприятию причинен ущерб в сумме 1,5 млн. рублей.
Кроме этого, в ходе следствия установлено, что в 2003 году ПО ПТЦ Буркоопсоюза получило кредит в Сбербанке в сумме 2 млн. рублей, в 2004 - 4 млн. рублей. И для получения субсидий из республиканского бюджета обязано было использовать по целевому назначению указанные кредиты - направить денежные средства в районные потребительские кооперации для пополнения сельхозоборотной продукции.
По результатам Счетной палаты РБ выявлено, что кредитные средства 2003-2004 годы предприятием использованы на извлечение прибыли для себя. Тем не менее, ПО ПТЦ БКС получило субсидии из республиканского бюджета в сумме 305 тыс. рублей. В настоящее время по делу производится судебно-бухгалтерская экспертиза. Предварительное расследование по делу проводит Следственное управление при МВД РБ.
19 января 2004 года Селенгинским РОВД возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ в отношении Дондоковой Д.С. и Максимовой С.И. Предварительным следствием установлено, что в ходе ревизии товара и материальных ценностей в магазине №4 ПО "Прогресс" Селенгинского райпо, расположенном в пос. Селендума, по подотчету продавцов Дондоковой и Максимовой выявлена недостача товара, материальных ценностей и денежных средств на сумму 40 тыс. 380 рублей. По делу ведутся следственные действия.
В системе Буркоопсоюза наблюдается высокий уровень транжирования финансовых средств:
- в виде оказания, так называемой, спонсорской помощи
- невыполнения договорных обязательств.
Так Универсальная торговая база Буркоопсоюза в 2003 г. ассигновала в размере 120 тыс. руб. выборную кампанию Главы администрации Еравнинского района и многих других. Общая сумма подаренных денег по БКС 2003 г. составляет 361 тыс. руб. а 2004г. - 322 тыс. руб.
Потерю средств по договорам продемонстрирую только на одном примере. 27 апреля 2004 г. был заключен договор между ПО "ПТЦ Буркоопсоюз" и ИП "Мункуев П.Н." в сумме 1000000 руб. на поставку мяса. Условия договора на поставку продукции Мункуевым не выполнены, при этом со стороны поставщика выражен отказ в возврате денег. Иск в суд со стороны ПТЦ Буркоопсоюза не подается, по видимости, и не будет.
На эти и на другие нарушения не могли не реагировать Президент и Правительство.
Нарушения продолжаются до сих пор.
Так. 22 марта текущего года в результате нарушения технологического процесса, на территории универсальной торговой базы Буркоопсоюза, был факт угрозы распространения по центру г.Улан-Удэ паров аммиака. В связи с тем, что аммиак и его соединения относятся к особо опасным веществам, данное нарушение уже из области антитеррористической безопасности.
Это - очень серьезно! По результатам акта специалистами Территориального управления Роспотребнадзора выдано предписание председателю Буркоопсоюза.
Есть претензии по противопожарной и санитарной безопасности.
Эти факты свидетельствуют о том, что руководством БКС слабо контролируется ситуация в системе.
Дело дошло до того, что дочерние предприятия - потребительские общества на местах конкурируют между собой и подают друг на друга иски, подведя потребкооперацию в целом к развалу. В этом преуспевает Универсальная торговая база, подминая под себя своих собратьев из Хоринска, Курумкана.
В ряду продолжающихся проверок деятельности БКС со стороны правоохранительных органов особое место занимает выявление нарушения, совершенного лично Председателем Совета Буркоопсоюза Викуловым В.Ф.
Позавчера, т.е. 20 апреля ОБЭП МВД РБ в ходе оперативных розыскных мероприятий установлено, что в октябре 2002 г. путем подлога документов он присвоил 100 тыс.руб, принадлежащих Буркоопсоюзу.
Уважаемые товарищи!
Необходимо отметить, что в 90-е годы, на фоне всеобщего развала экономики страны, Буркоопсоюз, не задетый приватизационной кампанией при переходе к рынку, обладал значительным стартовым потенциалом. В то время в резерв входило огромное количество движимого и недвижимого имущества, колбасные цеха, молочные заводы, хлебопекарни, вспомним, как Вы распределяли телевизоры, легковые автомобили и многое другое.
Безинициативность и бездеятельность руководства Буркоопсоюза привели к тому, что за короткий срок пешие и безденежные предприниматели, начинающие строить первые минипекарни, минимельницы на деньги взятые в кредит, в короткий срок смогли перехватить инициативу и оставить далеко позади такого монстра, как потребкооперация. В 168 селах республики потребительская кооперация вытеснена и торговую деятельность в них осуществляет частный бизнес. Численность обслуживаемого предприятиями потребительской кооперации сельского населения сократилась с 682 тыс. до 167 тыс. человек, т.е. на 75%.
Следует отметить, что если по объемным показателям деятельности БКС в последние годы имеется некоторый прирост, то по удельным показателям - однозначно спад. Так, сравнение показателей объемов на рубль промышленной продукции систем потребкооперации за 2003 год по регионам Сибирского федерального округа показывает следующую картину: Иркутская область - 10 руб. 90 коп, Алтайский край - 8 руб. 30 коп., Кемеровская область - 5 руб. 30 коп., Бурятия - 1 руб. 80 коп.
Видно, что использование руководством Буркоопсоюза объемных показателей деятельности осуществляется для завуалирования истинного положения районных потребобществ и БКС в целом.
Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о неэффективной работе системы потребительской кооперации в республике. Несмотря на оказываемую поддержку со стороны Правительства на протяжении ряда лет, потребительская кооперация не в полной мере решает задачи, определенные целевой республиканской программой «Развитие потребительского рынка Республики Бурятия па 2002-2006 годы», увеличения доли продукции местных товаропроизводителей и повышения уровня качества обслуживания сельской населения.
Рабочая группа, куда входили также депутаты Нaродного Хурала, аудитор Счетной палаты и другие, работала на основе программы, разработанной в рамках Федерального закона "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" и по материалам и документам, представленным работниками Буркоопсоюза, назначенными ответственными по взаимодействию с рабочей группой.
Выработка предложений по вопросам развития потребительской кооперации в республике была основана на результатах стратегического анализа ее деятельности.
Наша рекомендация выработать политику, основанную на стратегии развития конкурентных преимуществ, предусматривает создание у потребкооперации системного подхода к организации сети потребобществ, который позволит стать лидером на рынке услуг. Имеется в виду усиление специализации в тех областях, в которых БКС обладает наилучшей технологией, товаром или возможностью организации производства с более низкими издержками. На сегодняшний день во многих областях бизнеса важнее обладать господствующей технологией или стандартом и быть центральным звеном в процессе предоставления ценности для покупателей, чем иметь ценовое преимущество, основанное только на масштабе и доле рынка.
Вдобавок к конкурентным преимуществам, созданным стратегиями каждой бизнес-единицы, необходимо использовать корпоративное преимущество, обеспечивающееся многопрофильностью БКС.
Буркоопсоюзу, как корпоративному центру, следует развивать "родительские навыки", основанные на политике защиты общих интересов и отказаться от той, которая заключается в бесконечной реорганизации районных обществ, представляющей собой уход от административного ареста имущества и никоим образом не направленной на их развитие.
Одной из причин перманентного ухудшения положения потребкооперации в РБ является работа по Планам и Программам, разработанным в понятиях былого народнохозяйственного планирования, не адаптированным к современным быстро меняющимся условиям. При этом для формирования синергетических эффектов не используется такой мощный рычаг, как самоорганизация.
Руководство БКС до сих пор не осознает, что управление потребительской кооперацией в специфических рыночных условиях становится интеллектуально сложной, требуются глубокие знания из области менеджмента, маркетинга, социологии и психологии, чтобы на равных работать с коммерческими структурами. При этом необходимо срочно изменить продолжающуюся политику закрытости, которая привела БКС к полной изоляции от окружающей среды.
Вектор заключаемых соглашений между Буркоопсоюзом и Правительством, потребобществ и Местным самоуправлением должен быть принципиально изменен от государственной и муниципальной поддержки потребкооперации в сторону повышения социальной значимости проводимых мероприятий. В связи с тем, что частный бизнес в сельской местности проник намного дальше от районных центров, принятая в расчетах государственного и муниципального возмещения затрат потребобществ точка отсчета, начиная с расстояния 11 км от районной базы, также должна быть изменена. Таким образом, пришла пора прекратить злоупотребление доверием власти и нецелевое использование бюджетных средств. Государству отныне предпримет меры по поддержке БКС исключительно на взаимовыгодных условиях.
Далее в качестве конкретного предложения, которое просит руководство БКС, рекомендуем срочно провести совершенствование технологии управления, на основе внедрения геоинформационной системы (ГИС).
Эта система позволит руководству БКС выйти на современный уровень управления и все три классические фазы управления:
планирование,
учет и сбор данных,
контроль и анализ
перевести в динамический режим.
При этом:
- в оперативном планировании ведущее место отводится бюджетированию
- в учете и сборе данных - управленческому учету,
- в проведении контроля и анализа - контроллингу.
Требования к информационному обеспечению становятся основой для создания единой интегрированной системы автоматизации управленческих функций.
Только в таком формате возможно сравнение фактических показателей с плановыми и оперативное управление экономической и социальной эффективностью деятельности ПО и БКС в целом.
Опыт преуспевающих компаний, включая "Титан", "Бурятзолото", "МВ-маркет" и др. показывает, что внедрение интегрированной автоматизированной системы управления позволяет не только стремительно развиваться, но и увеличивать стоимость управляемого бизнеса, что принципиально повышает инвестиционную привлекательность предприятия.
В заключение, подтверждая .выводы, приведенные в Справке Рабочей группы, хочу выразить надежду, что сегодня удастся нам конструктивно обсудить кризис в руководстве Буркоопсоюза и принять то единственное правильное решение, которое выведет потребительскую кооперацию республики на достойный уровень развития.
В противном случае следующее собрание может оказаться последним, ликвидационным.
Спасибо за внимание!
22.04.2005
↓