Уважаемые депутаты Народного Хурала, уважаемые граждане Республики Бурятия.
Данное послание Народному Хуралу представлено в соответствии с пунктом «и» ст.74 Конституции Республики Бурятия.
В нем изложены основные направления государственной политики в социальном и экономическом развитии Республики Бурятия на текущий год и на среднесрочную перспективу до 2007 года.
Наступивший год - особенный, мы отмечаем торжественную дату - 60-летие Великой победы. Свыше 120 тысяч наших земляков воевало па фронтах Великой отечественной войны, 39 тысячам было не суждено вернуться обратно. Более 100 тысяч славных сынов Бурятии награждены боевыми орденами и медалями, 43 стали Героями Советского Союза, 11 удостоены звания полного кавалера Орденов Славы. Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу, где тысячи рабочих и крестьян республики, среди которых большинство были женщины и дети, трудились на благо Победы. 80 тысяч героев тыла награждены медалью за доблестный труд.
Этот подвиг не должен остаться без нашего внимания. Задача органов всех уровней и ветвей власти республики - со всей ответственностью подойти к подготовке и проведению праздничных мероприятий, отдать дань уважения ветеранам, внесшим свой неоценимый вклад в освобождение нашей Родины от фашистских захватчиков.
Празднование 60-летия Победы станет важнейшим событием в общественно-политической жизни республики в 2005 году.
На предыдущий среднесрочный период цели, задачи и направления социально-экономической политики были определены и закреплены в Законе РБ «О Программе СЭР РБ на 2002-2004 годы» и в одобренной Народным Хуралом Программе деятельности Правительства РБ на срок полномочий.
В эти три года экономика Республики Бурятия развивалась динамично. Валовой региональный продукт (ВРП) республики за указанный период вырос в реальном выражении в 1,2 раза, промышленное производство за это же время - в 1,3 раза, оборот розничной торговли увеличился на 40%; а внешнеторговый оборот - в 2 раза.
Динамика экономического роста прошедших трех лет стала основой адекватного увеличения денежных доходов населения республики: в реальном выражении доходы населения с 2002 по 2004 годы выросли более чем на 37%, реальная заработная плата увеличилась в 1,5 раза.
Однако, названные положительные результаты, для достижения которых мы действительно много поработали, нельзя считать достаточными. Уровень жизни населения республики до сих пор остается низким:
-39% населения республики остается за чертой бедности;
-средняя заработная плата в отраслях социальной сферы незначительно превышает прожиточный минимум, а в сельском хозяйстве составляет 1660 рублей, что ниже прожиточного минимума;
-14,7% экономически активного населения являются безработными.
На этом фоне проблема бедности населения является тормозом экономического роста, а ее ликвидация - высшей и приоритетной задачей государства.
Главная проблема на сегодня состоит в том, что работодателями предлагаются вакансии на рабочие места, где зарплата ниже прожиточного минимума или ненамного его превышает.
Другими словами, рынок труда генерирует рабочие места, уровень зарплаты которых не позволяет удовлетворить потребности работника и его семьи. Следовательно, даже получение работы еще не является достаточным условием того, чтобы "выбраться" из бедности.
За 2002-2004 годы в службу занятости республики обратилось более 120 тысяч человек в поиске работы, из них 65 тысяч человек были трудоустроены, порядка 60 тысяч человек получали пособие по безработице. При этом приходится констатировать, что с каждым годом увеличивается доля безработных, которым трудно самостоятельно найти работу из-за низкой квалификации, значительного перерыва в работе и отсутствия опыта работы.
В рамках стоящих перед Республикой Бурятия задач необходимо и далее совершенствовать программно-целевые методы управления и разумно объединять экономические интересы с социальными приоритетами. Нам необходимо сориентировать всю свою работу на человека, на результат, совершенствовать политику в области занятости и оплаты труда, адаптации «серого» рынка труда в экономику. Без этого проблему бедности не решить.
В этой связи главным направлением существенного сокращения масштабов бедности и безработицы в 2005-2007 годах является разработка и реализация комплекса мер по переходу от политики социального обеспечения к активной трудовой политике, проводимой в интересах уязвимых на рынке труда групп населения.
Политика в области повышения доходов населения и реализация комплекса мероприятий по созданию рабочих мест, стимулированию роста заработной платы и доходов населения должны обеспечить к 2007 году:
- повышение размера среднемесячной заработной платы в 1,6 раза к уровню 2004 года;
- рост реальных денежных доходов населения на 26-29%;
- снижение уровня бедности минимум до 26%;
- снижение уровня общей безработицы до 8% против 15% в 2004 году.
Особое внимание при этом органы власти и работодатели должны уделить вопросам подготовки персонала на производстве. Предстоит восполнить дефицит в высококвалифицированных кадрах рабочих профессий.
В 2004 году проведена большая работа по приведению системы социальной защиты населения в соответствие с разграничением полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления.
В список получателей льгот по республике попадает более 149 тысяч человек и более 145 тысяч детей, имеющих право на получение пособий.
Всем им Законом «О республиканском бюджете на 2005 год» предусмотрены расходы на финансирование мер социальной поддержки на 2005 год в сумме более 1,8 млрд. рублей, в том числе: на социальную поддержку ветеранов труда - 340 млн. рублей, на социальную поддержку тружеников тыла - 232 млн. рублей, на социальную поддержку реабилитированных лиц и лиц, подвергшихся политическим репрессиям, - 50,0 млн. рублей, на выплату пособий гражданам, имеющим детей, - 356 млн. рублей и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг - 876 млн. рублей.
Таким образом, мы решили финансовую сторону вопроса монетизации льгот. Однако, у нас все еще существуют трудности в лекарственном и санаторно-курортном обеспечении, проезде в общественном транспорте. Я просил бы органы власти всех уровней оперативно реагировать на ситуацию, складывающуюся в решении этого вопроса.
Определяя значимость образования и выстраивая государственную политику в этой сфере, невозможно не считаться с реалиями современного мира. Особенность современного образования заключается в том, что оно не может ограничиваться рамками традиционных образовательных институтов.
Самообразование и информационные технологии становятся частью современного образования и образованного общества. Эти процессы в полной мере затрагивают и нашу республику.
Педагогическое сообщество республики является субъектом модернизации образовательной системы. Осваивается новый технологический подход, который ставит своей целью конструирование учебного процесса с использованием современных технологий.
При реформировании общего образования особого внимания требуют сельские школы, которые призваны обеспечить достаточно стабильное воспроизводство основных социальных и профессиональных групп.
В условиях быстрого изменения содержания образования, его стандартизации, развития новых информационных технологий огромное значение имеет реализация программы «Индустрия образования», позволяющая обеспечить технологическую культуру обучения и повысить качество преподавания естественно-математических дисциплин.
В этом направлении продолжается работа по компьютеризации и оснащению образовательных учреждений лицензионными программами, разрабатывается комплекс мер по обновлению компьютерного парка.
Экономический рост выдвигает задачу совершенствования системы непрерывного образования. На базе 4 университетских и академических комплексов республики целесообразно осуществить интеграцию образовательных учреждений, вхождение в вузы колледжей, профессиональных училищ по направлениям профессиональной подготовки.
Сохранение и развитие системы начального профессионального образования, переданной в ведение республики, требует самых энергичных мер для преодоления проблем их финансового и ресурсного обеспечения совместно с работодателями и другими социальными партнерами.
Сегодня очевидно, что без реализации многоканальных схем внебюджетного долевого финансирования образовательных учреждений невозможно не только их развитие, но и функционирование, Поэтому и создан Союз попечителей, модель которого одобрена федеральным министерством образования как инновационная и не имеющая аналога в России.
Здоровье населения по-прежнему остается приоритетным направлением социальной политики. Несмотря па определенные успехи, обстановка в здравоохранении в настоящее время остается сложной. Все еще остаются на достаточно высоком уровне показатели смертности и общей заболеваемости населения, сохраняется несбалансированность государственных гарантий бесплатной медицинской помощи и их финансового обеспечения.
На низком уровне находится материально-техническая база сельских лечебно-профилактических учреждений, недостаточно развита сеть специализированных медицинских служб. Обостряется проблема обеспеченности медицинскими кадрами.
Исполнительная и законодательная власть должны очень взвешенно подходить к рассмотрению вопросов финансирования целевых программ в здравоохранении. Необходимо создать достойные условия жизни и работы для медицинских кадров, от которых зависит здоровье граждан, и, соответственно, финансовое благополучие и экономическое процветание.
Необходимо совместно работать над созданием правовых условий для появления частных клиник и легализации платных услуг в сфере медицинской помощи.
Кроме того, в 2005-2007 годы будет реализовываться республиканская межведомственная программа «О комплексных мерах по формированию здорового образа жизни в республике Бурятия».
В настоящее время качество жизни населения республики в значительной степени определяется серьезно продуманной стратегией в сфере культуры и искусства. В целях обеспечения условий для многообразной и полноценной жизни граждан реализуется Президентская Программа «Сохранение и развитие культуры и искусства Республики Бурятия (2004-2007 гг.)».
Есть основания отметить, что в культурной жизни республики наблюдаются позитивные сдвиги. В театрально-концертных организациях осуществлен ряд новых постановок, расширилась география гастрольных поездок.
В целях сохранения объектов историко-культурного наследия проведены работы по реконструкции и реставрации Бурятского государственного академического театра оперы и балета, Воскресенской церкви, Одигитрпевского собора, Гусиноозерского дацана, Посольского Свято-Преображенского монастыря, здания Кяхтинского краеведческого музея им. академика Обручева, объектов деревянного зодчества Этнографического музея народов Забайкалья и других объектов историко-культурного наследия народов Республики Бурятия.
Расширяется система грантового финансирования творческих проектов учреждений культуры. Она позволяет поддерживать и развивать традиции народного творчества и декоративно-прикладного искусства, проводить социально-значимые акции общественных организаций, расширять книгоиздательскую деятельность. Осуществляется целенаправленная работа по выявлению и поддержке одаренных детей.
За период до 2007 года необходимо выполнить основной объем работ по реконструкции Бурятского государственного академического театра оперы и балета и Национальной библиотеки, завершить проектные работы по реконструкции Государственного русского драматического театра им. Н. Бeстужева и реставрации ряда других учреждений культуры.
Укрепление межнационального и межконфессионального согласия является одним из основных условий обеспечения стабильности общественно-политической ситуации в республике. Задача органов власти - обеспечить максимально полное удовлетворение традиционных культурных потребностей граждан в русле Концепции государственной национальной политики Республики Бурятия.
Важным моментом в повышении эффективности реализации государственной национальной политики в Республике Бурятия является разработка программ, направленных на национально-культурное развитие народов Бурятии, укрепление межнационального согласия в республике.
Успешно работает республиканская целевая программа "Изучение, сохранение и развитие культуры семейских" (2001-2006 гг.). В 2003 году было принято и реализуется Постановление Правительства Республики Бурятия от 05.05.2003 года № 165 «О Плане мероприятий по реализации Концепции государственной национальной политики Республики Бурятия на 2003-2004 годы». Распоряжением Правительства Республики Бурятия принят План основных республиканских мероприятий по реализации Закона Республики Бурятия «О языках народов Республики Бурятия» на 2005-2007 годы.
В настоящее время идет разработка Плана мероприятий по реализации Концепции государственной национальной политики Республики Бурятия на 2005-2007 годы, Программы национально-культурного развития бурятского народа.
Постоянное изучение этнополитических процессов, прогнозирование событий в межнациональных отношениях дает возможность принимать своевременные и обоснованные решения.
Большое значение имеет изучение традиционной культуры народов, тенденций их возрождения, направлений и форм развития профессиональной национальной культуры.
Одним из заметных явлений культурной жизни Бурятии стала деятельность национально-культурных центров, которые, являясь общественными организациями, ведут большую культурно-образовательную работу, проводят съезды, конференции, фестивали и праздники. Проводя мероприятия внутри своих диаспор, национально-культурные центры принимают активное участие в городских и республиканских мероприятиях.
Важным координирующим фактором в работе с национально-культурными центрами будет создание Дома Дружбы. Правительством республики выделено здание в г. Улан-Удэ по ул. Советской, проводятся работы по его реконструкции.
В настоящее время в Республике Бурятия официально зарегистрировано 177 религиозных объединений, из них к Русской Православной Церкви относятся 63 прихода, к буддизму 44 общины, к протестантским объединениям 55 общин.
Президентом, Правительством и главами муниципальных образований Республики Бурятия оказывается материальная поддержка в восстановлении, строительстве и реставрации церквей и дацанов.
Несмотря на сложный этноконфессиональный состав населения республики, она, по мнению специалистов, остается одной из стабильных территорий России. И в достижении этой стабильности большую роль играют традиционные религиозные объединения, зарегистрированные на территории республики.
Такое утверждение вовсе не означает, что нет нерешенных вопросов и трудностей, например, в таких важных аспектах, как межконфессиональный и внутриконфессиональный диалоги. О последнем мы достаточно много говорили на заседаниях Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Республики Бурятия. Они известны членам Совета и приглашенным лицам. К сожалению, мы отмечаем, что внутриконфессиональный диалог, как в среде христианства, так и в среде буддизма развит на не достаточном уровне, что объективно играет не на пользу самих конфессий и государства.
В целом можно констатировать, что в современных условиях задача укрепления межнационального согласия и воспитания толерантности в межнациональных отношениях приобретает большую актуальность и в решении этой задачи, наряду с государственными и общественными институтами, важная роль принадлежит общественным и религиозным объединениям. Президент и Правительство Республики Бурятия, руководители национальных, общественных организаций, конфессий в Бурятии понимают и осознают эти задачи, всеми силами способствуют в их положительном решении.
Основной целью государственной молодежной политики является формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи.
Решение вопросов занятости молодежи является одним из важнейших в работе Правительства республики. 1 января 2004 года вступил в силу Закон Республики Бурятия «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних граждан». Подписаны Договоры о целевых компенсационных выплатах на выделение рабочих мест для несовершеннолетних граждан с 126 организациями.
Эффективным фактором решения вопросов занятости и трудоустройства молодежи является организация ярмарок вакансий учебных и рабочих мест. Они дают возможность молодежи самостоятельно подобрать себе профессию и работу, в том числе и по вакансиям, сведения о которых не поступают в органы службы занятости, встретиться с работодателями, получить информацию о возможностях профессионального обучения по новой специальности, а также консультацию юристов и психологов. Стало традиционным проведение межрайонных, республиканских, международных ярмарок учебных и рабочих мест для молодежи в г.Улан-Удэ, а также в районах республики.
Не менее эффективным инструментом решения проблемы занятости молодежи является организация работы студенческих трудовых отрядов. Общее количество «бойцов» студенческих отрядов в 2004 году составило 1200 человек.
Основной целью государственной политики в сфере физической культуры и спорта является обеспечение равных возможностей к занятиям физической культурой и спортом для всех категорий населения независимо от их статуса и уровня обеспеченности и формирование здорового образа жизни.
В качестве приоритетных направлений предусматривается решение следующих задач:
- осуществление мер по реализации государственной политики в области физической культуры, спорта и формирования здорового образа жизни;
- реализация гражданами Республики Бурятия конституционных прав на занятия физической культурой и спортом;
- совершенствование организационного и финансово-экономического механизма функционирования системы физической культуры и спорта;
- развитие детского и юношеского спорта;
- создание системы информационного обеспечения в области физической культуры и спорта;
- осуществление в пределах своей компетенции международного сотрудничества в области физической культуры и спорта.
Одной из важнейших задач физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди населения Республики Бурятия является реализация ежегодных единых календарных планов спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий. С каждым годом растет количество проводимых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, так в 2002 году проведено 270 спортивных мероприятий, в 2003 году - 300, а в 2004 году более 350.
В ходе реализации программных мероприятий в 2002-2004 гг. за счет привлечения средств республиканского и местного бюджетов, а также внебюджетных источников, увеличилось количество спортивных сооружений и спортивных залов с 413 до 437, спортивных площадок с 378 до 457, плавательных бассейнов с 7 до 10.
За 80 лет существования Госкомспорта Республики Бурятия не было инвестиций по линии Госкомспорта России на строительство спортсооружений. В данное время такая возможность есть. Это строительство Центра олимпийской подготовки сборных команд России на озере Байкал.
Одним из важных аспектов физической культуры и спорта является развитие спорта высших достижений. Это позволяет усилить конкурентоспособность спортсменов республики на межрегиональном, всероссийском и международном уровнях. В 2004 году спортсменами республики на чемпионатах, первенствах, Кубках Европы и Мира было завоевано более 100 медалей различного достоинства.
2005 год объявлен «Годом спорта и здорового образа жизни в Республике Бурятия».
Обеспечивая преемственность социально-экономической политики, мы продолжаем и в среднесрочной Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005-2007 годы политику экономического роста как материальной основы адекватного повышения уровня и качества жизни населения.
Концептуальные подходы по удвоению Валового регионального продукта республики, ставшие целью экономической политики органов власти, были сформулированы нами еще в 1999-2000 годах.
Главная задача органов власти на настоящем этапе развития республики - достичь поставленных целей путем использования имеющихся ресурсов через рыночные механизмы, минимизировав свое участие в экономике, оставив себе только строго определенные в соответствии с Конституцией Республики Бурятия функции. Органы власти сегодня имеют четыре основных ресурса. Первый ресурс - все то, что связано с природными богатствами.
Республика Бурятия входит в двадцатку регионов, имеющих наибольший природный потенциал. Более 70 процентов предприятий республики косвенно или прямо сказаны с добычей и переработкой природных ресурсов.
Однако, в силу несовершенства законодательства именно добывающие предприятия наиболее уязвимы к недружественным поглощениям.
Поэтому в Правительстве усилен блок управления природопользованием, и уже в ближайшее время будет внесен пакет правовых актов в области регулирования природопользования и охраны окружающей среды.
Второй ресурс государства, за который оно несет ответственность, - инновации. В первую очередь, здесь подразумеваются фундаментальные и прикладные науки, которые относятся к полномочиям Федерации. На республиканском уровне принята Концепция инновационного развития и задача органов власти - это создание системы управления и использования знаний, формирование региональной инновационной инфраструктуры по внедрению в производство научны; разработок.
Третий ресурс - сами граждане, их образование и здоровье. Государство обязано финансировать эти направления, но подход должен быть другой — нужно пepeстраивать систему финансирования бюджетных учреждений и обеспечивать предоставление государственных услуг для граждан на рыночных принципах.
Четвертый ресурс - это инфраструктура. В первую очередь, транспортная, энергетическая, а также ЖКХ и связь.
Ключевой задачей дальнейшего динамичного экономического развития является повышение конкурентоспособности местных товаропроизводителей, создание условий для эффективного роста экономики предприятий и муниципальных образований, развитие внутриреспубликанской промышленной кооперации.
Подавляющее количество предприятий машиностроительного комплекса располагают полным циклом производства. Это позволяет обеспечить высокий уровень надежности их работы, но не совсем подходит для работы на открытом рынке.
Наличие недозагруженных производственных мощностей (в особенности на нижних переделах - заготовительное, литейное производство) не позволяет добиваться конкурентоспособных цен на конечную продукцию предприятия. Недостаточная концентрация усилий на ключевых направлениях не позволяет предприятиям своевременно обновлять модельный ряд.
Соответственно работа по повышению конкурентоспособности (в первую очередь по ценам) должна быть напрямую связана с проведением реструктуризации существующих крупных предприятий (выделением непрофильного бизнеса с использованием аутосорсинга, оптимизацией численности работников).
Рассматривая развитие промышленности и инфраструктуры, необходимо отметить, что несмотря на стабильно продолжающийся в последние годы рост объемов промышленного производства и платных услуг, остается еще достаточно нерешенных проблем.
Это высокая степень изношенности и отсталости основных фондов у значительного числа предприятий, низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции, трудность получения долгосрочных кредитов па инвестиционные цели и пополнение оборотных средств.
В этой связи основными направлениями деятельности являются: содействие техническому перевооружению и модернизации действующих производств, стимулирование производства новых видов продукции, увеличение доли продаж продукции местных товаропроизводителей на внутреннем рынке, содействие формированию связей промышленного комплекса с кредитными учреждениями, повышение качества управления.
Необходимо продолжать поддерживать приоритетные виды экономической деятельности, содействовать продвижению продукции на внутреннем и внешнем рынке, развитию выставочно-ярмарочной деятельности, повышению качества выпускаемой продукции, внедрению на предприятиях международных стандартов качества.
Перспективы развития республики в значительной степени связаны с эффективным использованием запасов минерально-сырьевых ресурсов. В ближайшие годы появятся новые производства на базе Хиагдинского месторождения урана, Озерного и Холоднинского месторождений полиметаллов, Никольского месторождения каменного угля и Нижнеорловского золоторудного месторождения.
На нынешнем этапе потребуется активная государственная поддержка по расширению геологоразведочных работ по воспроизводству запасов золота, совместному развитию инженерной и социальной инфраструктуры.
В 2004 году впервые за последние 5 лет, отличавшихся крайне засушливыми климатическими условиями, начался выход агропромышленного комплекса республики из кризисного состояния и возобновился рост производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Прирост продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах к уровню прошлого года составил 4,9%, Произведено зерна к уровню 2003 года на 30% больше, картофеля - на 16%, овощей - на 12,5%, яиц - на 2,2%. Объемы производства мяса и молока остались на уровне прошлого года.
Главными задачами аграрного сектора на сегодня являются: рост уровня занятости и доходов сельского населения, повышение уровня развития сельской социальной и инженерной инфраструктуры, сохранение плодородия сельскохозяйственных земель, техническое перевооружение сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций.
Для этого необходимо создать правовые условия, обеспечивающие эффективность государственной поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, ускорить работы по кадастровой оценке сельскохозяйственных земель.
По численности запятых сельское хозяйство находится на втором месте (14,1% от численности занятых в экономике) после промышленности (18,7%), а по вкладу в ВРП - на четвертом месте (9,7%) после промышленности (27,6%), транспорта и связи (16,3%), торговли и общепита (11,4%).
Главной проблемой сельского хозяйства является низкий уровень производительности труда (160 тыс. руб. на человека в год) в сравнении с другими секторами экономики. Производительность труда в сельском хозяйстве отстает от промышленности втрое, и вдвое от строительства, транспорта и связи.
Аграрный сектор находится в заведомо неравных условиях по инвестиционной привлекательности, возможностям привлечения квалифицированных кадров и достойной оплаты труда работников.
Единственный способ повысить уровень оплаты труда в аграрном секторе - это обеспечить более высокие темпы развития по сравнению с промышленностью, транспортом и связью. Задача сложная, но реалистичная.
В органах власти и среди специалистов сельского хозяйства сегодня существуют два подхода для ее решения: одни считают более перспективным развитие коллективного сектора, другие - ратуют развитие личных хозяйств. Это вызвано и различием природно- климатических условий районов республики, и сложившимся менталитетом населения.
Наша задача - создать равные условия доступа к государственной поддержке сельского товаропроизводителя независимо от организационных форм, а также стимулировать специализацию районов на производство наиболее выгодной для них продукции.
Настала пора разделить функции и в существующей системе государственного управления аграрным комплексом: разделить правоустанавливающие и распределительные функции. А также четко разделить полномочия в сфере агропромышленного производства между республиканскими и местными органами власти.
Постепенно акцент в деятельности республиканских органов власти должен смещаться в сторону развития сельской инфраструктуры, обеспечивающей эффективное функционировал сельскохозяйственного производства.
↓