17 августа 2019, 22:44
Фото со страницы Facebook
Мнение: «Сейчас в Забайкальском крае и Иркутской области будут перенимать наш опыт, устанавливая платные водоколонки»
Директор МУП «Водоканал» Жаргал Цыбиков
в программе «Мнение» радиостанции «Эхо Москвы» комментирует ликвидацию недавней аварии канализационного коллектора на улице Терешковой, эффективность использования роботизированного защищённого антикоррозийного восьмиколёсного комплекса для обследования внутреннего состояния канализационных коммуникаций, внедрение в Улан-Удэ платных водоколонок, ситуацию с очистными сооружениями в столице Бурятии, проблемы ливневой канализации, и другие темы.
Жаргал Цыбиков рассказал о деталях ликвидации недавней аварии на коммунальном коллекторе:
«Авария на Терешковой происходила по тому же сценарию, что и авария в 18-м квартале в ноябре 2018 года, отличаясь только масштабом - здесь диаметр канализационного коллектора был поменьше и жилмассив, который задевала авария, был поменьше. В остальном всё было один в один - обрушение свода коллектора. Авария 2018 года на улице Лебедева научила нас реагировать оперативно – мы потом неоднократно у себя в коллективе производили полный разбор той ситуации и полностью оснастили наши бригады всем необходимым, создав аварийный запас. Эта подготовка помогла и помогает нам отрабатывать аварии чётко и слаженно. На Терешковой вышел из строя стальной коллектор, опасность была в том, что этот коллектор уходил под трамвайные пути, и существовала угроза перекрытия ещё и этой улицы в придачу к уже перекрытой Трубачеева. Но, в итоге мы ликвидировали конкретный свищ, не задев трамвайные пути, и сделали всё довольно оперативно. В этом месте мы проблему сняли, но остальная часть этого коллектора 1976 года постройки и длиной примерно в 1,2 километра тоже требует замены».
Директор улан-удэнского водоканала рассказал об участии в ремонтных работах на улице Трубачеева:
«В рамках подготовки к отопительному сезону мы осваиваем 32 миллиона рублей, которые заложены в тарифе, и это в разы больше, чем в прошлые годы. На улице Трубачеева, когда тепловики вскрыли асфальт и начали замену своей теплоцентрали, рядом в нескольких метрах лежал наш коллектор. Воспользовавшись случаем, мы пошли к руководству города – с тем, чтобы два раза не производить земляные работ, мы на протяжении 200 метров заменили две 150-х трубы – теперь он будет лежать безаварийный ещё 50 лет. И самое главное, что с этой заменой мы убираем одну КНС (канализационно-насосную станцию) - если ехать из кварталов центр, то справа практически на дороге стоит эта круглая КНС. Мы убираем её, и ставим современную КНС чуть дальше от дороги в подземном исполнении, что в перспективе позволит расширить улицу Трубачеева».
Герой программы «Мнение» высоко оценил эффективность использования роботизированного защищённого антикоррозийного восьмиколёсного комплекса для обследования внутреннего состояния канализационных коммуникаций:
«После крупной аварии в 2018 году республика и город выделили деньги на приобретение этого комплекса, он приобретён, и работает по графику. Сейчас мы уже фактически обследовали все наши крупные коллекторы, и понимаем их реальное состояние. По крупным коллекторам от 300 миллиметров собран свой архив, уже порядка 70 процентов таких коллекторов обследовано, и по каждому участку мы можем дать своё заключение с приложением видеофиксации. Приобретение этого комплекса нам помогло предотвратить аварию в сорок седьмом квартале, где при обследовании было обнаружено обрушение свода канализационного коллектора, и мы оперативно его заменили – жители города этого даже не заметили. Также мы обследовали наши сети на юго-западе, и оперативно в плановом порядке заменили часть коллекторов. Мы можем с уверенностью говорить, что эта техника себя уже оправдала. Кроме того, новые технологии уже позволяют бестраншейно ремонтировать старые коллекторы. Это достаточно затратно, но когда начинаешь считать стоимость вскрытия асфальта, копки траншеи и потом восстановления асфальта - получаются те же деньги, но бестраншейный способ быстрее».
Жаргал Цыбиков объяснил, зачем нужно было на сутки отключать холодную воду в Октябрьском районе Улан-Удэ:
«Авария на Ключевской в 2018 году показала, что мы не можем локально отключать определённые районы из-за изношенных задвижек, поставленных ещё в 70-е годы. В ходе масштабного отключения холодной воды на сутки в самом густонаселённом Октябрьском районе воду держала только магистральная задвижка – благодаря этому мы шесть задвижек заменили и две полностью отремонтировали с заменой рабочих поверхностей. Сами работы по замене задвижек заняли у нас порядка десяти часов - остальные 14 часов мы ждали, когда вода сойдёт из трубы большой протяжённости, и столько же времени потом наполняли эту трубу. Но теперь, в случае аварийных ситуаций благодаря новым задвижкам мы сможем отключать холодную воду малыми площадями – надёжность нашей работы от этого значительно повысится».
По словам руководителя водоканала, в нижней части города все канализационные коллекторы заполнены на 99,9 процента:
«Туда, кроме прочего, приходят стоки с проспекта Победы и Батарейки. Решение этой проблемы – в строительстве коллектора до Виадука с увеличением его диаметра и пропускной способности, а также строительство канализационно-насосной станции в районе набережной. Здесь другого пути у нас нет, потому что сейчас даже многие частные дома подключаются к городской канализации. В данное время идёт проектирование здания театра «Байкал» - они запросили очень большие мощности по техническим условиям, как по канализации, так и по воде. И если, дай бог, там ещё будет построен Национальный музей Бурятии, и на эти два объекта мы разбросаем мощности канализации и воды, то вопрос для этого района по этому виду коммуникаций мы снимем. Главы республики целиком и полностью поддержал эти проекты с целью развития всего исторического центра города».
Внедрение в Улан-Удэ платных водоколонок герой программы «Мнение» считает перспективной задачей:
«Что касается платных водоколонок, у нас на сегодняшний день их установлено четыре – две на Левом берегу, одна на улице Столбовой, и у четвёртую ставим в районе Аршана. Самую первую платную водоколонку мы установили в Солдатском, и этот опыт показал, что сами жители остались довольны. У них исчезли люди, которые мыли машины возле водоколонки, те, кто набирал воду цистернами. Кроме того, вода не льётся зря, и возле неё не образуется льда. Жители сами смотрят за сохранностью платной водоколонки – одной женщине хватило 180 рублей, чтобы пользоваться водой целый год. Когда вандалы сожгли кнопку на водоколонке, жители сами позвонили нам – приедьте и наладьте. Этот опыт мы будем распространять, но немного удерживает его стоимость – одна платная водоколонка с её установкой обходится в 120-130 тысяч рублей, в то время как обычная – в 13-15 тысяч рублей. Окупаемость платной водоколонки – порядка пяти-семи лет, но когда мы учитываем снижение потерь, то ситуация выглядит лучше, и, самое главное, люди привыкают к платёжной дисциплине. У нас сейчас Иркутский водоканал и читинцы запросили справку по работе платных водоколонок - как они пережили зиму с сильными морозами? Сбоев оборудования у нас не было, и мы дали положительные отзывы – сейчас в Забайкальском крае и Иркутской области будут перенимать наш опыт, устанавливая платные водоколонки».
Возникающие конфликтные ситуации между водоканалом и управляющими компаниями по поводу воды для полива придомовых территорий Жаргал Цыбиков прокомментировал так:
«Конфликты если и бывают, то, понятно, из-за денег. Те поливочные системы, которые управляющей компании устанавливают во дворах с выводом из подвала, соответственно, ложатся на общедомовые нужды по холодной воде. Но в общедомовых нуждах нет полива зелёных насаждений! Здесь управляющей компании вместе с жителями надо определиться - кто будет оплачивать этот полив? Если переводить в деньги, то за год в среднем на придомовую территорию тратится порядка кубометра воды, даже если площадь с цветами большая - это 21 рубль за поливочный сезон. Надо просто установить отдельный водосчётчик – это может сделать управляющая компания или сами жители. Сейчас основная масса управляющих компаний идёт на заключение договора именно по летнему водопроводу, потому что канализация в этом случае не начисляется – оплата идёт только за потребление воды. Например, ТСЖ на улице Терешковой установило на каждый дом по нескольку отводов с водосчётчиками – это выгоднее, чем придумывать какие-то другие схемы. Один водосчётчик сейчас стоит порядка 300 рублей».
Ситуацию с очистными сооружениями в столице Бурятии, проект которых подорожал практически вдвое, директор водоканала считает сложной, но решаемой:
«Первоначальный проект очистных сооружений Улан-Удэ продолжает исполняться - в 2018 году был сдан первый пусковой комплекс, сейчас заканчивается второй этап - всё идёт по плану. Но, по проекту разместить аэротенки – огромные бетонные ванны ёмкостью пять тысяч кубометров каждая, в которых происходит аэрация и насыщение кислородом полезных бактерий, которые и очищают строки, необходимо на твёрдых грунтах, а при строительстве выяснилось, что там три-четыре метра насыпного грунта. Эта ошибка в проекте значительно увеличила количество земляных работ, поменялась также и вся инженерия. Подрядчик совместно с министерством строительства Бурятии начал сигнализировать о том, что проект за запланированные деньги просто неисполним. Глава Бурятия здесь отработал чётко - строить надо качественно и надёжно. Понятно, что можно было построить согласно проекта, но потом мы бы получили ещё больше проблем. Сейчас на втором этапе у нас запускается ультрафиолет, новая приёмная камера и новые песколовки, и сейчас уже проходят гидроиспытания».
Герой программы «Мнение» считает, что до 2000-х годов ливневая канализация в Улан-Удэ справлялась со своими задачами:
«Но после того, как город начал интенсивно застраиваться, значительно увеличилось количество площадей, на которых собирается и скатывается вниз вода – это крыши и заасфальтированная территория. У нас нет централизованной ливневой системы, а локальная уже не справляется. В городе существует две системы канализации - центральная канализация и ливневая канализация. В центральную канализацию нельзя пускать ливневые стоки, потому что их общий объём сразу увеличивается в два-три раза, и бактерии, которые чистят стоки, очень быстро вымоются из системы. Кроме того, ливневая канализация должна быть оснащена локальными очистными сооружениями, которые потом выводятся в реку. Сейчас город поднимает старую проектную документацию, и планирует строить единую централизованную систему ливневой канализации. Необходимо вместе с масштабным строительством дорог сразу строить и ливнёвку – тогда мы точно уйдём от этих потопов и заплывов».
↓