6 июня, 14:23

Мнение: «Голова Ленина – это неудачный в архитектурно-художественном отношении памятник, он очень несоразмерен своему архитектурному окружению – для него требуется окружение высотных зданий»

Искусствовед, член Союза художников России, кандидат искусствоведения Людмила Цыреннимаева в программе «Мнение» радиостанции «Эхо Москвы» комментирует заимствование идеи скульптуры, ставшей победителем конкурса на лучший эскиз скульптурной композиции на территории аэропорта «Байкал», удачные и неудачные примеры памятников и скульптур в Улан-Удэ, и другие темы.

О заимствовании идеи скульптуры, ставшей победителем конкурса на лучший эскиз скульптурной композиции на территории аэропорта «Байкал»

– Я 30 с лишним лет проработала в Художественном музее имени Сампилова, и на моей памяти в 2009 году была большая персональная выставка Даши Намдакова. После этой выставки он подарил музею скульптуру всадника в очень энергичном развороте – это было совершенно новое мышление! А когда был объявлен конкурс на скульптуру на площади аэропорта, то на него были выставлены 17 скульптурных композиций. Все авторы были под шифрами – я не знала, кто там под каким шифром, но я узнала эту скульптуру! Когда спросила – что, Даши Намдаков принимает участие – нет, он не принимает. Так, подождите, а вот это скульптура очень похожа на работу Намдакова! Конечно, было видно, что этот вариант хуже – у Даши Намдакова всё проработано до тонкостей, но схема была точно взята у Намдакова. Если деликатно сказать, то это заимствование – здесь явно взят этот всадник с тот же самым ракурсом. Даши Намдаков в курсе этой истории, и он в общем-то согласен – можно сказать, он подарил свою идею этим авторам – Макушкину и Бухаеву.

– Скульптура-победитель должна соответствовать названию аэропорта «Байкал», а тут опять этот конь! Я уже вообще в принципе против коней – их у нас такое множество! Причём, даже члены комиссии говорили: «Конь – это наше национальное животное, это символ Бурятии!». С какой стати? Жизнь народов всего мира строилась и проходила на конях – взять хотя бы Александра Македонского, завоевавшего полмира на конях, или римскую империю, или американских ковбоев – почему буряты решили, что конь должен быть бурятским символом? Все остальные народы почему-то не считают коня своим национальным животным, а буряты просто уцепились за этого коня! Вообще, налим, лебедь, бык, волк – это тотемные вещи, а ведь язычество – вещь не безобидная. Всё зиждется на духовной основе, но когда в первую очередь встаёт язычество и начинают вспоминать тотемы, родоначальников бурятских родов… Где-то для искусства это может быть – в этнографическом музее, для специалистов-этнографов, может, в школах рассказывать, как дополнительные знания, но когда на этом у нас концентрируется всё, то в этом проявляется наша отсталость. Я понимаю, что сейчас говорю вещи, которые люди воспримут в штыки, но когда-то это говорить надо, чтобы люди по крайней мере услышали это, а дальше пусть размышляют.

О скульптуре «Мать Бурятия»

– Это скульптура Эрдэни Цыденова – я её помню ещё в гипсовом варианте, когда она стояла у нас в музее. Я считаю, что скульптура в принципе неплохая, и если её установить в удачном месте, она очень хорошо завяжет пространство. Когда она стояла под оперным театром, то идя по улице Лениной, ты видел её только в профиль – возможности посмотреть её полностью как-то и не было. Потом её перенесли [к Селенгинскому мосту], и я считаю, что это не совсем удачное место. Я её вижу на открытом пространстве, чтобы чётко читался силуэт со всех сторон – даже как-то предложила установить её на круговой развязке у аэропорта – как раз здесь, где нет никаких построек, для скульптуры, как символа гостеприимства Бурятии, было бы подходящее место. А на нынешнем месте её и не видно – когда заезжаешь на мост, видна сначала только голова, потом ты видишь её всю, а уже потом – только постамент. И в круговую эту скульптуру там тоже не осмотришь – с задней стороны стена здания.

О памятнике Ленину на площади Советов

– Изюминка, что ли, нашего города – огромная по размеру голова Ленина. Вообще, скульптура смотрится органично, когда она не задавливает своей помпезностью и размерами. У нас на площади нормальные административные здания – КГБ, обком, мэрия – и они все невысокие, а шар головы несоразмерно огромный – он давит на эту площадь, и эта дисгармония видна сразу! Голова Ленина – это неудачный в архитектурно-художественном отношении памятник, он очень несоразмерен своему архитектурному окружению – для него требуется окружение высотных зданий.

О памятнике «Ровесникам, ушедшим в бой»

– Скульптура Даши Намдакова, как часть композиции мемориала «Ровесникам, ушедшим в бой» мне нравится – она очень точно выражает скорбь матери, потерявшей своих детей на войне, но что касается самого «Чёрного тюльпана», то это очень спорная вещь. Он очень тяжело выглядит. Тюльпан – это нежный, красивый цветок, а здесь получилось много монолита чёрного цвета. Я про себя думала – если эти лепестки сделать не такими монолитными и массивными, а прорезать их, чтобы проникал свет и «гулял» воздух – он бы смотрелся намного лучше, легче и отвечал бы своему художественному назначению.

О скульптуре «Юность Бурятии»

– Когда въезжаешь в город [по улице Борсоева], то видишь огромное здание, которое само по себе хорошее, но скульптура на этом фоне теряется – её и не разглядеть. Что касается скульптора Миронова, то это очень спорная личность, как художник. Одно время у нас устанавливали чуть ли не по две скульптуры Миронова в год – это было очень подозрительное дело и очень много явной халтуры.

О памятнике Чехову на улице Ленина

– Это камерный памятник типа садово-парковой скульптуры. По-моему, он удачный, очень уютный, в месте, закрытом от ветра и солнца – кто желает, может фотографироваться – памятник Чехову здесь для этого и был поставлен.

О скульптуре «Беркут»

– У скульптуры «Беркут» всё соразмерно, и она хорошо завязывает пространство круговой автомобильной развязки.

О памятнике Гэсэру

– Это была дипломная работа скульптора Миронова, закончившего училище Мухиной в Ленинграде. Уже тогда мы отметили, что работа учебная, выглядит сыровато и очень статично. Видно было, что работал ещё студент, который боится придать скульптуре какую-то динамику – эта работа нисколько не трогает воображение и сердце зрителя. Но когда её отлили и сделали монументальной скульптурой, то для нас, работников музея, это было просто удивительно – как можно было поставить на виду у всего города такую учебную вещь?

О мемориале Победы

– На мемориале Победы представлены рельефы Героев Советского Союза, но сделаны они очень невыразительно, безлико, статично и где-то даже беспомощно. Была быстро сделана дежурная вещь, чтобы получить большие деньги – я лично вижу это так. Недавно там же был установлен памятник Рокоссовскому, но я просто не вижу в нём надобности. Он служил здесь когда-то – ну и что, что служил? Он вообще здесь не нужен, он лишний – я тоже считаю, что это для получения денег.

О скульптуре «Три стихии»

– Кони сделаны профессионально, но здесь тоже есть неувязка с окружением – недалеко стоят бараки с помойками и отхожими местами – наша отсталость и нищета бросается здесь в глаза, и мчащиеся кони выглядят здесь совершенно нелепо. Если вы поставили скульптуру, то окультурьте площадь вокруг неё. Ещё там есть храм, рядом благоустроили сквер – это неплохо, но бараки – это позор нашему городу.

О памятнике «Красавица Ангара» на Театральной площади у театра оперы и балета

– Памятник поставлен в хорошем месте, и посвящён легендарному балету и легендарным, до сих пор непревзойдённым, артистам – он сделан неплохо.

О скульптурах тигров на Селенгинском мосту

– Хотелось бы ещё сказать о скульптурах, которые стоят на мосту через Селенгу – то ли коты, то ли тигры – опять самое что ни на есть бросающаяся в глаза халтура! Я помню, когда в первом классе слепила кошку, то мне поставили пятёрку – вот примерно в такой манере исполнены и эти тигры, установленные на Селенгинском мосту. Это не художественные скульптуры, они не отвечают даже садово-парковому предназначению и показывают беспомощность автора.
В связи с ужесточением требований к сбору и хранению персональных данных мы были вынуждены отключить возможность оставлять комментарии к материалам на сайте. Обсудить новости можно в наших соцсетях:
https://www.instagram.com/baikalmedia/
https://www.facebook.com/baikal.bmk
https://vk.com/bmk.news

© 2004-2021 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия, 

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: info@baikal-media.ru

Учредитель - ООО "Байкал Медиа Консалтинг". Главный редактор:
Будаев Валерий Николаевич


Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^