21 сентября в зрительном зале БГАТиО прошло собрание, посвятили которое внезапному
увольнению Аюны Цыбикдоржиевой с поста директора театра. Собралось несколько десятков людей - приглашенные СМИ и сотрудники всех цехов театра. Последние встречали своего руководителя с его обращением по поводу произошедшего продолжительными овациями.
Аюна Цыбикдоржиева подтвердила, что увольнение произошло "без объяснения причины", но такая возможность предусмотрена её контрактом.
- Огромное спасибо всем, кто сегодня пришел. Я пришла к вам семь с половиной лет назад, 1 марта 2011 года, в тот день по-моему 150-летия отмены крепостного права на Руси. Мне писали всю ночь, из Италии, Германии, Японии и Израиля, с разных городов нашей страны, хотя я не уведомила ни одного директора федеральных театров о том, что произошло. Позвонили из Большого театра и сказали, что скоро приедет Владимир Григорьевич (прим. ред. - Урин, генеральный директор Государственного академического Большого театра России, г. Москва) и там тоже хотят разобраться, - сказала собравшимся Аюна Цыбикдоржиева,- Театр мне достался после реконструкции, тогда мы прошли огромные суды с подрядчиками. Театр достался с огромными долгами. Вы все знаете, что мы вместе с вами зарабатывали деньги, чтобы их покрыть. Только в 2014 году стало полегче с зарплатами и премиями. В одной из газет недавно вышла статья, где раскрывались персональные данные. Это неприятно, но я привыкла, что говорят, очерняют, но тут задели моих коллег. К примеру, написали, что у нашего гобоиста зарплата 1 млн. 999 тысяч в год. Для Счетной палаты мы готовили таблички, где мы указывали о совмещениях, и вот у нашего гобоиста есть совмещение администратора оркестра. И он в месяц получает 1 999 рублей. А в этой статье неправда, гнусная ложь. Нужно на это реагировать. Счетная палата нас проверяла в течении трех месяцев. Я люблю проверки, это очень хорошо для любого учреждения. По результатам у нас были выявлены недостатки. Необоснованных выплатах премий за два года писали, но премии то выплачены. Ваши премии вы распределяете сами, я к ним не имею никакого отношения, какие проценты вы собравшись вместе ставите, то у вас и выходит, если есть экономия мы её распределяем по всем. Ещё нарушение было по театральной площади. Нам дали срочную субсидию, чтобы мы ко Дню города устранили провалы. Счетная палата посчитала завышенной сумму на заборы, деньги в бюджет были возвращены нашими строителями. Мелкие закупки тоже бывают, нужно то срочно обучить водителей, то ввести балерину, купить ткань. Ничего больше покупать заявленного ранее спектакля мы включать не может, не может делать "затоварку" склада, а как правило получается по другому. Просто с этим сложно. Меня обвинили, но если бы я была в чем то виновата, то не стояла бы перед вами, и меня бы уволили по виновной статье. После проверки Счетной платы зашла и проверка Министерства культуры, и проверка УФАС и МВД. Все было в порядке. Я хочу сказать, что я сделала все что смогла. Кто-то кто сможет, сделает лучше. Благодарю вас за работу!
Следующей взяла слово Дарима Линховоин. Художественный руководитель оперы выступала со слезами и волнением:
- Ужасная вся эта ситуация. Аюна Владимировна очень много сделала. Столько было сделано работы, чтобы создать условия, элементарно финансовые. Артисты, все знают, что не такие богатые. Сейчас люди берут кредиты уверенно, знают, что дирекция делает все чтобы они жили хорошо. Что было в 90-х и 2000-х годах - ужас, я тогда уехала в Китай, было трудно жить и существовать. У нас одна жизнь, мы тоже хотим хорошо пожить, а директор создает для нас условия не только материальные но и творческие. Она приглашает замечательным постановщиков, которые с нами занимаются. Я 43 года работаю в театре, и я помню постановку "Кармен", в которой артисты выходили в диких красных штанах, которые трепыхались, это был подкладочный материал, и люди тогда смеялись. Для чего нужен был Оперный театр, чтобы люди смеялись? Сейчас спектакли делают красиво и интересно. Кто это делает? Те, кого приглашает Аюна Владимировна. Да, платились большие деньги, но не такие большие в сравнении со всеми финансовыми отношениями в стране. Некоторые режиссеры получают миллионы за постановку. Конечно есть недовольные, так всегда. Но это неожиданный поворот. Если наш министр культуры слушает только одну сторону, не послушав нас огромный коллектив в 400 человек, то мы должны выразить ей недоверие. Почему мы должны сидеть молчать как мыши и соглашаться? Хоть бы нас вызвали и спросили. Нашего мнения не спросили, нас проигнорировали и опустили так, что невозможно. Мы личности, мы искренне работаем, иногда ругаемся, но ради дела. Без всякого предупреждения, раньше вызывали и спрашивали хотя бы народных артистов, сейчас без суда и без следствия. Если поставят другого человека, я уйду из театра. Я никого не пугаю, конечно, придет другой человек, но я значит буду в другом месте, заниматься с другими людьми, которые хотят творчества.
Напомним, что Дарима Линховоин за годы работы в театре подготовила более 20 программ конкурсных выступлений оперных солистов, ставших впоследствии известными мастерами оперной сцены не только бурятского театра, но и театров Санкт-Петербурга, Новосибирска, Перми, Красноярска и других. Это Эдуард Жагбаев, Бадма Гомбожапов, Ольга Жигмитова, Аюна Базаргуруева и также звезда мирового уровня Ариунбаатар Ганбаатар, который также ранее в соцстях
сообщал о своем намерении уволиться вслед за своим наставником.
Свою готовность покинуть театр подтвердил публично и ведущий солист БГАТиО и Красноярского оперного театра Михаил Пирогов, который отметил что ранее отказывался от выгодных предложений ради желания оставаться работать на родной сцене.
В целом выступило около 20 человек, артисты оперной и балетной труппы, художественный руководитель балета в БГАТиО Морихиро Ивата, работники администрации театра и технических цехов. В целом все выразили поддержку Аюне Цыбикдоржиевой и назвали решение об её увольнении "странным и неожиданным".
На сегодня и.о. директора театра является Давид Дондупов, ранее заместитель уволенного директора.
- Не знаю когда его поставят директором, или назначат другого человека. Я думаю все будет хорошо. Главное есть настрой у коллектива расти, - сказала Аюна Цыбикдоржиева.
Представителей Министерства культуры Бурятии на собрании в театре не было.
Аюна Цыбикдоржиева
Дарима Линховоин
Ведущая солистка Оксана Хингеева
ведущий солист Михаил Пирогов
Ведущая солистка оперы Галина Шойдагбаева
Морихиро Ивата, художественный руководитель балетной труппы
↓