Премьера документальной драмы «Ваш Вампилов» состоялась ещё в апреле. С тех пор спектакль удалось сыграть всего несколько раз в месяц вплоть до закрытия театрального сезона. И так раз за разом перед зрителем оживали не только главные герои его пьес в самых ключевых отрывках своих историй, но и сам Александр Вампилов, его сыграли сразу пятеро исполнителей, разные по характеру и темпераметру, представляющие грани настоящей творческой личности. Частью спектакля стал и особый жанр вербатим - портретные монологи-воспоминания живущих сегодня малочисленных друзей и знакомых писателя, тех, кто помнит его как своего друга, коллегу, кумира. Эти материалы собрали сами актеры во время специальной творческой поездки в Иркутск.
Пьесы «Старший сын» и «Утиная охота» драматурга Александра Вампилова ныне входят в учебную программу, и многие знают его имя, «а остальное вам известно?» - звучит со сцены в самом начале.
Для Байкальского региона Александр Валентинович Вампилов – не просто писатель, он - земляк, гордость сибирского края. Уроженец Иркутской области, выпускник филологического факультета Иркутского университета, а позже Высших литературных курсов при Литинституте им. М.Горького в Москве ,свои произведения Александр Вампилов написал на родине. При жизни он не застал постановок своих пьес в столичных театрах. Несмотря на положительную оценку среди известных советских режиссеров и литераторов (Твардовского, Розова, Ефремова, Товстоногова и др.) существовавшая тогда цензура не была благосклонна к автору. Все его драматургические произведения увидели свет в местных альманахах «Ангара» и «Сибирь: «Прощание в июне», 1964; «Старший сын», 1965; «Утиная охота», 1968; «Прошлым летом в Чулимске», 1971; одноактные пьесы «Двадцать минут с ангелом», 1962, и «История с метранпажем», 1971, позже объединенные под общим названием «Провинциальные анекдоты». При жизни Вампилова спектакли по его пьесам играли только в Клайпедском и Иркутском драматических театрах, и только после смерти драматурга - в московском театре имени Ермоловой, театре имени Станиславского и ленинградском Большом драматическом театре.
Младший, четвертый ребенок в семье, сын бурята по национальности, человека высокообразованного, знающего пять языков учителя русского и литературы, но расстрелянного в 1938 году по доносу. Примечательно, что отец Александра Вампилова предчувствовал, что у него родится сын и станет писателем: «Вероятно, будет разбойник - сын, и боюсь, как бы он не был писателем, так как во сне я все вижу писателей. Первый раз я во сне с самим Львом Николаевичем Толстым искал дроби, и нашли. Второй раз я во сне пил водку с Максимом Горьким и целовал его в щетинистую щеку. Боюсь, как бы писатель не родился...», - писал в записках жене Валентин Никитич Вампилов., и потом, после рождения: «Молодец, Тася, все-таки родила сына. Мое предчувствие оправдалось... сын. Как бы не оправдал второе... У меня, знаешь, вещие сны». У самого Александра Вампилова судьба оказалась не менее трагичной, драматург погиб на Байкале в 1972 году, не дожив до своего 35-летия всего два дня.
Представленная в Молодежном театре постановка сделана по авторской инсценировке самого режиссера Артёма Баскакова. Он признается, история с этим спектаклем "очень личная". Этот текст про Вампилова Артём начал писать ещё будучи студентом ГИТИСа, а вот доработал и полноценно представил её спустя 8 лет в Улан-Удэ.
- Мне хотелось в этой работе разобраться кто такой Вампилов, ведь он - не идеальный человек, но он человек со своей болью, а как он стал тем, кем он стал, через какие преграды смог пройти, и насколько это было сложно в то время пробиться и стать востребованным драматургом. Тогда драматурги сами приезжали в Москву и предлагали, даже лично читали свои пьесы заведующим литературной частью в театрах. И даже в этом случае не факт, что пьесы могли быть поставлены, они могли навсегда остаться на «кладбище» пьес в кабинетах этих завлитов. Но именно Вампилов в итоге стал человеком, который переломил ситуацию в драматургии, до него театр считался «чеховским», а вот следующим кто принципиально изменил театр в России и вывел на сцену нового героя – это не был ни Розов или Арбузов, признанные тогда мэтры, а Александр Вампилов, - рассказывает режиссер.
К слову, прошедший показ спектакля «Ваш Вампилов» также транслировался в прямом эфире по интернет-ссылке и для зрителя по всей стране в рамках федерального медиа-проекта "ARTИСТ".
11 июня был днем фактически последней реальной возможности для улан-удэнского зрителя увидеть эту работу, поскольку занятые в постановке артисты на днях получают дипломы и разъезжаются в поисках работы. Сам Молодежный театр им её обеспечить, к сожалению, не может, напомним, это единственный профессиональный негосударственный театр Бурятии, а значит не имеющий финансирования из бюджета, штата сотрудников, постоянной труппы, выживающий своими силами, разовыми субсидиями от органов власти, преданностью зрителей и помощью неравнодушных волонтеров. Но, как и прежде, сдаваться театр не собирается.
Новую страницу уже 36-летней истории в Молодежном театре Улан-Удэ перелистнули успешными, поразительно тонко сделанными авторскими работами. Так ранее «точным выстрелом» стал и поэтический спектакль также Артёма Баскакова «Намжил Нимбуев. Стихи», один из показов которого привлек к участию
актеров сразу пяти театров города и собрал полный зал Бурятского театра драмы. За него режиссер получил специальный диплом от Союза театральных деятелей Бурятии. Не менее востребованным у зрителя стал и первый дипломный спектакль тех же студентов ВСГИКа - чёрная комедия «Палачи» по пьесе современного британского драматурга Мартина МакДонаха в переводе Павла Шишина.
Дальше больше, нужно только работать, верят в Молодежке. Свое место и статус театр завоевал уже давно, и лишь подтверждает его раз за разом.
↓