Финансовый кризис затронул все сферы жизнедеятельности, а многих заставил и пересмотреть свои планы на будущее в пользу сохранения финансовой устойчивости. В первую очередь это коснулось инвестиционных программ – необходимость их сокращения почувствовалась и в распределительном электросетевом комплексе. Переход на систему RAB-регулирования в ОАО «МРСК Сибири» позволит избежать некоторых неприятных последствий кризисной ситуации, и заодно решить проблему с привлечением инвестиций в электроэнергетику.
Именно об инвестиционной программе филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» на слушаниях 16 апреля и шел разговор.
Итак, что же это – система RAB-регулирования, и действительно ли в текущей ситуации эта система, работающая в Великобритании уже 20 лет, будет панацеей от разнообразных проблем в отрасли?
RAB-регулирование - это система тарифообразования на основе долгосрочного регулирования тарифов, направленная на привлечение инвестиций для строительства и модернизации сетевой инфраструктуры и повышение эффективности работы сетевых организаций. Для реализации региональных инвестиционных программ сетевые компании будут привлекать средства инвесторов. Регулятор же, в свою очередь, будет формировать тариф компаний таким образом, чтобы они имели возможность постепенно возвращать инвестированные средства и проценты на привлеченный капитал. Предполагается, что тариф будет устанавливаться не на год, а на 3-5 лет.
Проблемы есть?
Введение этой системы на данном этапе обусловлено многими причинами. Достаточно высока степень износа основных средств компании, а от этого, естественно, страдает и надежность, и качество услуг. Инвестиционная привлекательность в такой ситуации тоже вызывает вопросы. Соответственно, отсутствует возможность планирования перспективного развития и прогнозирования доходности инвестиций, а достигнуть должного уровня стимулирования оптимизации операционных затрат становится все сложнее. Более того, от энергетического комплекса зависит и развитие региона, а, значит, необходимо создание надежной сетевой инфраструктуры.
Естественно, что в таких условиях стабильность, которую дает RAB-регулирование, позволяют увереннее производить стратегическое планирование. Более очевидной становится и взаимосвязь цены и качества предлагаемых услуг - уровень тарифов зависит от выполнения показателей по надежности и качеству услуг по передаче электроэнергии. Безусловно, улучшение финансового состояния сетевых компаний скажется и на надежности электросетевого комплекса. Более того, инвестиции, а значит, и повышение качества услуг, осуществляются в ближайшие годы, а потребитель платит за них фактически «в рассрочку» на 35 лет.
Количество обслуживаемых физических и юридических лиц «Бурятэнерго» составляет сейчас около 194 тыс. абонентов. Текущее состояние оборудования при этом довольно печальное: на линиях 410кВ протяженностью 23 тыс. км почти у 30% из них деревянные опоры. По подстанциям тоже изношено более 30% оборудования – около 1700 трансформаторов отработали свой ресурс. Потери электроэнергии достигают 38%, тогда как в тарифе заложено только 22%. Покупная электроэнергия обходится компании в 567 млн. руб., при отраженной в тарифе сумме в 242 млн. руб. Убытки подсчитать нетрудно – они превышают 325 млн. руб.
Кроме того, в настоящее время в ряде районов Бурятии весьма ограничены, а то и вовсе отсутствуют возможности технологического присоединения, причем речь идет о наиболее заселенных местностях: Тарбагатайский, Кабанский, Прибайкальский, Баргузинский, Иволгинский районы. Практически нельзя подсоединиться к электросетям в Улан-Удэ, Северобайкальском и Муйском районах.
В Улан-Удэ сейчас находится 16 подстанций, и 6 из них закрыты для новых присоединений. Именно по этим направлениям очень большие проблемы с присоединением потребителей, а значит, и с развитием бизнеса. Согласно предлагаемой инвестиционной программы, в центре Улан-Удэ планируется построить новую подстанцию Затон, которая и поможет решить проблему с загруженностью сетей в этом районе и повысить надежность электроснабжения центра.
Кроме того, по инвестиционной программе будут реконструированы закрытые центры питания, которых в Бурятии 14, а 6 из них расположены в Улан-Удэ. Планируется увеличить трансформаторные мощности, что тоже позволит развиваться бизнесу и в этих направлениях.
Однако есть проблемы по отсутствию инвестиций в тарифе на передачу энергии. В 2010 году, например, утвержден тариф в 282,5 млн. рублей, но инвестиционной составляющей там попросту нет, что несколько притормаживает развитие.
Проблемы решаемы!
Для решения этих и ряда других проблем и была подготовлена инвестиционная программа на 2011-2015 гг. Последняя, при методе RAB позволит на порядок увеличить объемы инвестиций, и от этого, в конечном итоге, выиграет и потребитель. Так, если в текущем году планируется вложить 211,9 млн. рублей, то уже в следующем по методике RAB можно будет инвестировать 541 млн. рублей, вместо ранее запланированных 417,7 млн. рублей. В 2012 году эта сумма составит уже 939 млн. рублей вместо 451,1, а в 2013 – 1304,3 вместо 485,4. В 2014 году вместо 524,2 млн. рублей будет вложено уже около 2230 млн. рублей, и в 2015 – почти 2400, вместо 555,3 млн. рублей.
Предлагаемая инвестиционная программа 2011-2015 гг. – это, по сути, совокупность подпрограмм, каждая из которых направлена на отдельную сферу. Общая сумма программы составит 7390 млн. рублей.
На подпрограмму «Повышение энергоэффективности» планируется потратить 1172 млн. рублей. Среднегодовой эффект от реализации программы составит 27 млн. рублей. Планируется коплексный подход к реализации данной программы: будет происходить не только замена оборудования, но и смена системы учета.
На подпрограмму «Энергосбережение» планируется потратить 149,1 млн. рублей, а на подпрограмму «Развитие региона» - 2276,7 млн. рублей. В рамках этой программы предусмотрены строительство новых и реконструкция существующих центров питания для исключения дефицита мощностей в регионе. Таким образом, будет достигнуто создание технической возможности для присоединения потребителей, в том числе по г. Улан-Удэ, а также по Байкальскому и Южному направлению. Среднегодовой эффект от реализации этой программы составит 230 млн. рублей.
Подпрограмма «Инновационное развитие» в целом потребует 3792,2 млн. рублей. Финансирование этой подпрограммы будет производиться по направлениям: на Улан-Удэ придется около 300 млн. руб. Реализация этой целевой подпрограммы по реконструкции и модернизации основных фондов приведет к повышению производительности труда, снижению уровня износа оборудования, повышению качества предоставляемых услуг. Среднегодовой эффект может достигнуть порядка 100 млн. рублей.
Таким образом, фактически произойдет смена всего оборудования, зачастую произведенного в 50-60 гг. прошлого века, на современную, модернизированную технику. Отказ от старого, изношенного оборудования, на которое зачастую не хватает запчастей, мероприятия по замене опор значительно снизят затраты на ремонт, и позволят значительно уменьшить системные риски.
Снижение износа электросетевого оборудования, таким образом, может составить 54% против текущего показателя в 72%, а потери электроэнергии по уровню напряжения 0,4 кВ снизятся с 36,6% до 27,6%. Эксплуатационные расходы могут упасть до 12%. При этом создается резерв электрических мощностей плюсом 250 МВА. Объем инвестиций же вырастает с 211,9 до 2378,4 млн. рублей. Реализация запланированных мероприятий приведет к увеличению надежности энергоснабжения, в том числе и сокращение числа аварийных отключений, существующих потребителей и позволит обеспечить возможность технологического присоединения новых потребителей на всей территории республики. Это, в свою очередь, позволит обеспечить выполнение основных индикаторов Программы социально-экономического развития Бурятии на 2008-2010 годы и на период до 2017 года.
↓