Холдинг «Вертолёты России» госкорпорации «Ростех» в честь 80–летия Победы впервые провёл всероссийскую акцию «Бессмертный полк в небе». В разных уголках России от Дальнего Востока до Крайнего Севера в небо поднялись вертолёты с нанесёнными на них портретами лётчиков Великой Отечественной Войны.
В акции приняли участие пилоты на 15 машинах: двенадцати Ми–8, двух Ми–38 и одном Ми–26 — самом большом вертолёте в мире. На их бортах в небо вновь взмыли 26 героев военных лет. Акция прошла Магадане, Улан–Удэ, Казани, Архангельске, Нарьян–Маре,а также Подмосковье, Приморском крае и Ханты–Мансийском автономном округе.
В одном из регионов вертолётом с изображением лётчика Василия Никулина управлял его внук, действующий пилот гражданской авиации. В других регионах в акции приняли участие внук лётчика Ивана Трусова и сын испытателя Михаила Ушакова, а также внук сразу двух героев Великой Отечественной войны — лётчик–истребитель Григорий Овчаренко
и авиатехника Николая Резниченко.
Вся жизнь Михаила Прокофьевича Ушакова была связана с небом: в годы Великой Отечественной войны он — лётчик–истребитель, а в мирное время — лётчик–испытатель. Воевал в составе 165 истребительного авиаполка. Его основной миссией была фоторазведка позиций противника. В небе над позициями врага он провёл 851 час, в том числе, за штурвалом истребителей Ла–5 и Ла–7. Лётные книжк и— это характеристика его отличной работы: около 9000 часов полётов, блестяще выполненных в профессиональном отношении. За 35 лет своей лётной карьеры «Прокопыч», как уважительно называли Михаила Прокофьевича в коллективе лётно–испытательной станции Улан–Удэнского авиационного завода, освоил 24 типа самолётов и четыре типа вертолётов и их модификаций.
В Казани в полёте на вертолёте Ми–8 МЧС России участвовал сын Героя Советского Союза Михаила Девятаева, совершившего дерзкий побег из нацистского плена. В феврале 1945 года группа из 10 советских военнопленных под его руководством сбежала из лагеря при полигоне Пенемюнде и захватила немецкий бомбардировщик Heinkel He 111. Девятаев, никогда не летавший на такой машине, сумел поднять самолёт в воздух и долететь до советских позиций.
— Главная идея проекта состояла в том, чтобы почтить память лётчиков–героев Великой Отечественной войны и снова вернуть их в свою стихию — небо. Образы прославленных героев воздушных боев и операций, штурмовок и ударов по врагу вновь пронеслись среди облаков на машинах. Символично, что вертолёты были выпущены на предприятиях, которые в 1941–1945 годах поставляли самолёты на фронт. Так, Казанский вертолётный завод был крупнейшим производителем самолётов По–2, а Улан–Удэнский авиационный завод в годы войны изготавливал фронтовые истребители Ла–5 и Ла–7. Акция связала настоящее с прошлым, показав подвиги фронтовиков и тружеников тыла, — отметили в холдинге «Вертолёты России».
В Магадане на одном из вертолётов Ми–38 в небо был поднят портрет Героя Советского Союза Василия Борисова, воевавшего на дальних бомбардировщиках. Он совершил 80 вылетов в тыл врага, в том числе пять раз бомбил Берлин. Кроме того, он сражался в небе Венгрии, Румынии, Польши, сбросив на врага 600 тонн бомб. Другой герой — Леонид Дёма. Он совершил более 270 боевых вылетов на истребителях и лично уничтожил 17 самолётов противника. Также на его счету 95 ночных боевых вылетов на бомбардировщике У–2.
В Архангельске вертолёт Ми–26 поднял в небо портреты Виктора Стрельцова и Николая Гулаева. Стрельцов уничтожил девять танков, 39 машин и два железнодорожных эшелона. 28 ноября 1941 он был ранен в лицо, временно лишился зрения, но посадил машину по командам своего штурмана. С марта 1942 был переведён в Заполярье, где совершил ещё 146 боевых вылетов. Потопил три корабля противника и ещё три повредил.
Гулаев — выдающийся лётчик–истребитель, четвёртый из советских асов по числу сбитых самолётов в годы Великой Отечественной войны и третий — по результативности. На его счету 57 лично уничтоженных самолётов противника, ещё четыре он подбил в составе группы. По неофициальным данным, общее число сбитых им самолётов достигает 90 — такого результата он добился за 290 боевых вылетов и 69 воздушных боёв. В одном из боёв над рекой Прут во главе шестёрки истребителей P–39 «Аэрокобра» Гулаев атаковал 27 бомбардировщиков противника, шедших в сопровождении восьми истребителей. За четыре минуты было уничтожено 11 вражеских машин, из них пять — лично Гулаевым.
Инициатива холдинга реализована совместно с эксплуатантами вертолётной техники из регионов, МЧС России и Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) — многие машины, которые поднялись в небо, были переданы в лизинг в рамках контрактов с ГТЛК.
↓