В редакцию ИА «Байкал Медиа Консалтинг» поступил материал известного иркутского журналиста Виталия Камышева, уже знакомого нашим читателям по публикации «
Иркутский референдум будет сорван из-за оппозиционных ФПГ и весеннего лова рыбы на Байкале». Публикуем материал без купюр.
Многотысячный митинг протеста «Скажи «нет!» «Транснефти» прошел в субботу 18 марта в Иркутске. На митинге, который продолжался около двух часов, выступили местные ученые, депутаты, журналисты, экологи. Их мнение было единым – прокладка нефтепровода в непосредственной близости от Байкала недопустима.
Дело в том, что после недавнего утверждения технико-экономического обоснования строительства вблизи Байкала нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» Государственной экспертной комиссией компания «Транснефть» готовится приступить к реализации этого проекта. Тем временем представители научной элиты сибирских регионов констатируют, что экспертиза прошла с многочисленными нарушениями, а сам проект несёт колоссальную экологическую угрозу – нефтепровод должен пройти в 800 метрах от линии акватории Байкала. Местные учёные предлагают более безопасный маршрут в обход озера: по территории Якутии, вдоль реки Лены.
Митинг в Иркутске интересен не только тем, что стал самой масштабной демонстрацией стихийной инициативы граждан в регионе за последние 15 лет. В едином порыве в защиту Байкала объединились все политические партии и движения – от «Единой России» до НБП. На площади у иркутского Дворца спорта можно было наблюдать флаги большинства действующих в Иркутске общественных организаций. Лишь - увы! – духовных пастырей ни одной из конфессий в толпе не было. Зато руководство областного центра и региональная власть были представлены в массовом порядке, а мэр Иркутска (он же – лидер регионального отделения «Единой России») Владимир Якубовский стоял на трибуне среди организаторов. В своем выступлении он отметил: «Опять покушаются на воды Байкала. А это - 25 процентов мировых запасов пресной воды… Наша задача - не допустить загрязнения, настоять, чтобы трубу отнесли от берегов Байкала, не допустить экологической катастрофы! Я уверен, что наш митинг решит эту задачу»!
Губернатор Иркутской области Александр Тишанин предпочел раздавать интервью в гуще «народных масс»: «Я думаю, мы найдем рациональное решение и труба вблизи Байкала не пойдет. В этом я уверен».
За несколько дней до этого, 15 марта, губернатор Иркутской области Александр Тишанин и председатель Законодательного Собрания Виктор Круглов сделали совместное заявление по поводу прокладки нефтепровода к Тихому океану через прибрежную зону Байкала. В нем, в частности, говорилось: «…Сегодня ситуация вокруг строительства нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» становится критической. Под угрозой национальное достояние России, объект мирового наследия – озеро Байкал. Наш край уже не в первый раз становится полигоном для экологических экспериментов. Жителям Иркутской области хорошо известны примеры, когда уникальные природные комплексы приносились в жертву сиюминутной выгоде. Однако, каждый раз оказывалось, что выгода эта эфемерна, а последствия таких экспериментов – катастрофичны… Мы считаем, что голос жителей Прибайкалья должен быть услышан».
Ситуация, согласитесь, не вполне ординарная, а для жителей Иркутска налицо резкий контраст: прежний глава региона, Борис Говорин, был губернатором всенародно избранным, в отличие от президентского назначенца Александра Тишанина, но на организованных «снизу» митингах замечен не был, против воли мощных ФПГ, тем более государственных, как «Транснефть», шел очень редко и в кулуарах.
Однако, похоже, к роли народного трибуна нового губернатора Иркутской области подтолкнули конкретные обстоятельства. Новый всплеск «борьбы за чистый Байкал», в которой губернатор-варяг оказался в рядах защитников Священного моря-озера плечом к плечу с тысячами простых сибиряков, произошел в преддверии референдума по объединению Иркутской области с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом, назначенным на 16 апреля.
Причём всё случилось на фоне резкого обострения хода агитационной кампании. Молчавшие до поры противники объединения в последнее время активизировались. Самое неприятное в том, что процесс объединения пошел по минному полю национальных проблем, спор о необходимости или ненужности объединения регионов стал превращаться в дискуссию о том, ущемляются ли права бурятского народа.
В Усть-Ордынском Бурятском автономном округе была создана инициативная группа, поставившая перед собой цель агитации против объединения с Иркутской областью. Группу, в которую вошло 29 человек, возглавил депутат Думы поселка Усть-Ордынский Валерий Алексеев. То, как ведется подготовка к объединению области и округа, вызывает у Валерия Алексеева серьезные возражения, которые он озвучил в своем интервью Радио «Свобода»: «Во-первых, нам не нравится вообще, как это происходит. То есть абсолютно всем ясно, что это никоим образом не может являться инициативой народонаселения, наших субъектов. Это явное прямое желание и навязывание всех этих вещей сверху. Во-вторых, абсолютно нет нигде никаких аргументов целесообразности этой вещи. Никто не может нормально объяснить, зачем это все надо. Единственный аргумент, который такой весомый предоставляет противная сторона – это если мы объединимся, то Иркутская область станет хорошей перед Москвой, федеральный бюджет нам даст денег на строительство моста, на инвестиции на ремонт дорого. А в чем реально лучше, никто объяснить не может. Для меня это прямое посягательство на федеративное устройство государства, все эти потуги. Мне не нравится то, что моя родина лишится государственности и статусности и станет простым муниципальным районом, со всеми вытекающими отсюда экономическими последствиями».
Группа Алексеева подала документы на регистрацию в окружной избирком, однако ей было дважды отказано в регистрации. Сперва избирком отказал группе в присвоении официального статуса из-за того, что в документах она была обозначена как «иная инициативная агитационная группа», тогда как законодательство позволяет создавать только «иные группы участников референдума». Вторично представляя документы в избирком, усть-ордынские оппозиционеры учли ошибку, но комиссия нашла новый повод для отказа, обнаружив в представленных документах «несоответствие паспортных данных». Алексеев утверждает, что «несоответствие паспортных данных» заключается, например, в различных наименованиях населенных пунктов округа в паспортах членов группы и в документах, имеющихся у окризбиркома. На страницах газеты «Коммерсант» депутат заявил, что в любом случае «… Работу мы не собираемся сворачивать. Материалы верстаются, листовки печатаются…» На вопрос об источниках финансирования Валерий Алексеев ответил, что ему оказывают поддержку противники объединения из соседней Бурятии, предлагает помочь недавно созданная Ассоциация монгольских народов. Кроме того, группой противников был подан иск в окружной суд с требованием отменить решение избирательной комиссии автономии, отказавшей ей в регистрации. Господин Алексеев заявил тому же «Коммерсанту», что «уверен в том, что проиграет» этот процесс, тем не менее борьбу за суверенитет Усть-Орды он намерен продолжать в любом случае.
А в «Политической дуэли» - так назвали едва ли не единственную публичную дискуссию о референдуме, организованную иркутским отделением фонда «Открытая Россия», - по мнению местных журналистов и политологов, убедительнее выглядел не представитель «Единой России», пропагандист идеи объединения Юрий Фалейчик, а скорее его оппонент – молодой юрист из Бурятии Павел Дудин, представитель межрегиональной инициативной группы «Иркутск – Улан-Удэ». По мнению одного из лидеров этой группы, Николая Васюткина, «фактическая ликвидация национальной автономии несет в себе угрозу бурятскому этносу».
Дальше – больше. Президент Всемирной ассоциации монголов Дашийн Бямбасурен направил в адрес Президента РФ Владимира Путина письмо, в котором выразил протест «против последних событий вокруг УстьОрдынского Бурятского автономного округа». «Всемирная Ассоциация монголов, выражая чаяния всех монголов планеты, глубоко озабочена сложившейся ситуацией вокруг Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и выражает протест против попрания прав бурят-монгольского народа на единство и целостность, на сохранение и всемерное развитие национальной государственности в форме автономий в составе демократического государства — Российской Федерации», — говорилось в послании.
В Москве прошел круглый стол «Объединение Усть-Орды и Иркутска: опасные мифы и реальность», организатором которого выступили представители московской бурятской диаспоры. Как было сказано в пресс-релизе, «собравшиеся поставили под сомнение соблюдение демократичного характера процедур предстоящего референдума. По их мнению, отсутствует социальная и экономическая целесообразность изменения статуса национально-государственных автономий в России. Кроме того, была подвергнута критике возможность реализации права граждан РФ на сохранение своего языка и культуры в планируемом объединении. Представители общественных организаций привели многочисленные факты административного давления на противников укрупнения в Республике Бурятия и в Усть-Орде».
Дошло до того, что в кулуарах Международного форума «Гражданская восьмерка-2006», прошедшего в Москве, координатор коалиции «Мы, граждане» Светлана Бурашкаева заявила корреспонденту агентства «Регнум» буквально следующее: «Буряты - единственный этнос в России, который разделен на три субъекта Федерации - Республику Бурятия, Усть-Ордынский Бурятский автономным округ и Агинский Бурятский автономный округ. Сейчас в результате объединения Усть-Орды с Иркутской областью может быть фактически потеряна одна из территорий, где исконно живут буряты… В течение длительного времени жители уезжали из Усть-Ордынского округа, причем уезжали они не в Иркутскую область, а в Бурятию. А теперь тем более те 20 процентов бурятов, которые там проживают, в ближайшие 20-25 лет тоже переедут, и эта исконно бурятская территория останется практически без носителей этноса».
После этого стоит ли удивляться, что всем шаманским общинам и организациям Бурятии, по информации агентства «Байкал Медиа Консалтинг», предложено выступить против объединения Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и Иркутской области. «В ходе общебурятского тайлгана мы будем просить богов, чтобы буряты не теряли своих родовых мест, чтобы не произошло нивелирования статуса самого слова «бурят», которое исчезнет в названии нового региона», - сообщила агентству известная шаманка Надежда Степанова. По словам Степановой, на обряд приедут все, кто хочет «постоять за себя», выступить за сохранение автономии, потому что «за Усть-Ордой может быть Ага (имеется в виду Агинский Бурятский автономный округ, входящий в состав Читинской области – В.К.), а потом – Бурятия».
Напряжение вокруг грядущего референдума нарастало. Похоже, команда Тишанина поняла - настал ключевой момент. И тогда было принято (отдадим все-таки должное как новому иркутскому губернатору, так и его политконсультантам) рискованное, но смелое и эффективное решение: вывернуть ситуацию в свою пользу.
У Г.К. Честертона есть замечательная новелла «Сломанная шпага». Её герой развязывает крупное – «на всю Европу»! – сражение с единственной целью: спрятать в громыхании великой битвы свой личный «скелет в шкафу». И замысел генерала Сент-Клера блестяще срабатывает…
В общем, так: была одна острая, тяжелая, трудноразрешимая проблема – как провести референдум, не спровоцировав «сибирский Карабах», как оправдать фактическую ликвидацию национальной автономии, ссылаясь на вовсе не очевидную экономическую целесообразность…. И вдруг на повестке дня появляется еще одна болезненная проблема – новый непопулярный проект большого бизнеса, ставящий под угрозу благополучие и сохранность, а может даже само существование Байкала, этого символа Восточной Сибири.
Закон массового сознания таков, что сразу двумя глобальными тревогами оно жить не может. Выведешь на авансцену одну – «Защитим родной Байкал!», и вторая уйдёт в тень… Пусть на время, только до 16 апреля.
И вот Тишанин решительно заявляет: «Пока я - губернатор, нефтепровода на Байкале не будет!», и приходит на митинг, и стоит в толпе «неформалов» как простой инженер…
Интересный вопрос: согласовал ли Тишанин свой переход к «политике Майдана» в регионе с федеральным Центром и даже, быть может, с руководством той же «Транснефти»? Точный ответ на него мы вряд ли получим, по крайней мере, в ближайшее время. Но то, что многие другие вопросы этим, бесспорно, смелым и нетипичным для современного российского чиновника жестом иркутский губернатор с политической повестки дня региона снял, уже совершенно ясно.
↓