На прошлой неделе закончилась регистрация кандидатов в депутаты Народного Хурала Бурятии. Опять ожидается острая борьба за два тепленьких места. А надо ли проводить дополнительные выборы, какой нам нужен законодательный орган в Республике Бурятия?
Зачем нам столько депутатов?
По Конституции РБ, Народный Хурал наш состоит из 65 депутатов, избираемых с учетом территориального и национального представительства. Если сравнить с другими регионами РФ, Бурятия намного опережает по количеству депутатов регионы, у которых природно-климатические условия, экономические и промышленные показатели идентичны нашим. Взять наших ближайших соседей: Законодательное собрание Иркутской области состоит из 45 депутатов, Читинская областная дума состоит из 42 депутатов, и это при том, что население в Иркутской области - 2581705 человек, в Читинской - 1155346 человек. Наша республика по численному составу значительно уступает нашим соседям (981238), поэтому у наших налогоплательщиков есть объективная причина задуматься над тем: стоит ли иметь такое количество депутатов представительного органа в нашей республике? Тем более, что половина его - представители бизнеса, мало думающие о проблемах простого люда.
Не пора ли народу задуматься о том, почему наша республика, располагая сравнительно одинаковыми природно-климатическими условиями с соседними регионами, имеет при этом в законодательном органе власти 65 депутатов, а не 42-45, как наши соседи? Исходя из вышеизложенного, нам следует задать вопросы самому депутатскому корпусу о возможности сокращения депутатов в целях экономии и так скудных бюджетных средств, которых постоянно не хватает на социальные нужды. А также пора задуматься всем руководящим органам Бурятии по сокращению депутатского корпуса и внесению соответствующих изменений в статью 80 главы V Конституции Республики Бурятия. До очередной выборной кампании времени достаточно, поэтому предлагаем всем заинтересованным сторонам (депутатам, руководителям органов государственной власти, представителям общественных организаций, СМИ и ученым) собраться за «круглым столом» и обсудить, в каком количестве избрать наш Народный Хурал на очередных выборах 2007 года.
Выше головы не прыгнешь
Надо иметь в виду очень важный политико-правовой фактор, произошедший в последние десятилетия в государственном строительстве Российской Федерации. Всем известно, что российский центр - Москва - ужесточил и ужесточает требования к субъектам федерации по подчинению их к вертикали власти. В чем это выражается?
Во-первых, через региональные федеральные правоохранительные органы (прокуратура, суд, Минюст) заставили все законы республик, краев, областей и округов привести в соответствие с федеральными законами (особенно Конституции и Уставы). В нашей республике пересмотрены и приведены в соответствие с федеральными более 130 законодательных актов. Даже и те, которых необязательно надо было менять. Но что сделано, то и сделано. Таким образом, делегированные сверху субъектам или же приближенные явочным путем самими субъектами РФ полномочия значительно урезаны. Словом, полномочия регионов уложены в «прокрустово ложе».
Во-вторых, принцип «кто заказывает музыку, тот и платит» с неотвратимостью вступил в силу. Речь идет об ужесточении контроля со стороны федеральных властей за целевым использованием трансфертов из федерального бюджета в республиканский. Нормативы этих денежных средств зависят, за исключением ряда показателей, в основном от численности населения, проживающего в регионах. Идет ежегодное стабильное сокращение численности жителей Бурятии, что пропорционально снижает объемы дотации (трансфертов) нашей республики. Республиканский бюджет Бурятии на 2006 год принят с дефицитом более чем 300 миллионов рублей. Вместе с тем депутаты повышают себе заработную плату. Ныне они (депутаты), независимо от того, работают или не работают на освобожденной основе, получают по 14 тысяч рублей. При повышении МРОТ автоматически будет расти эта цифра. Это без учета проездных, суточных и гостиничных, которые получают при приезде на очередную сессию. А депутаты предшествующих созывов были намного скромнее: получали в 2002 году всего 1080 рублей. Что касается депутатов, работающих на освобождённой основе, то нужно сказать, что, кроме вышеназванной цифры (14 тысяч рублей), получают зарплату, равную в соответствии своим должностям членам правительства и их чиновникам.
Расходы были скромнее
Предшествующий созыв Хурала имел 5 комитетов. Из них только в одном комитете (социальном) имелись два освобожденных заместителя председателя комитета. Ныне шесть комитетов, и в каждом по два освобожденных заместителя. Чем меньше работы, тем больше чиновников. А сколько наемных работников - специалистов, техперсонала и административных руководителей!? Это подводная часть айсберга. Также немалая доля расходов идет на содержание Народного Хурала по материально-техническому обеспечению: транспорт, оргтехника, бумага, связь, здание, канцтовары и т.д. Посмотрим динамику общих расходов на содержание Народного Хурала, не вычленяя по статьям:
ОБЩИЕ РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ НХ РБ
2003 - 42 млн. 132 тыс. руб.
2004 - 59 млн. 17 тыс. руб.
2005 - 67 млн. 653 тыс. руб.
2006 - 85 млн. 19 тыс. руб.
Выше приведенные цифры - не фактические расходы, а утвержденные в республиканских бюджетах на очередные годы. Действительные расходы бывают, как правило, выше.
Как видно, предусмотренные расходы на 2006 год по сравнению с 2003 годом возросли на 202 %, то есть в среднем ежегодно возрастает на 67%. А федеральный бюджет ежегодно утверждает предполагаемую инфляцию в пределах 8,5%. Какими разумными доводами могут оправдать эти цифры наши депутаты перед избирателями?
Не каждый житель Бурятии знает о том, что проекты сметы расходов в бюджете на содержание НХ РБ, Конституционного суда РБ и Счетной палаты РБ вносят они сами, минуя президента и правительство РБ, хотя последние сопротивляются этим непомерно высоким цифрам. Однако таков наш республиканский закон.
Второе. Планомерное, эволюционное и неукоснительное движение России к централизации власти путем постепенного сокращения полномочий регионов характеризуется укреплением вертикали власти за счет федеральных округов, которым все более и более подчиняются субъекты федерации. Кроме того, в недалеком будущем предстоит укрупнение (губернизация) субъектов федерации. Пока реальные шаги осуществились (Пермский край, Красноярский край, Камчатка, ожидается в Иркутской области). Но это только начало.
Третье. По своей сути парламенты в субъектах Российской Федерации не имеют реальной власти. Разве Народный Хурал может принять уголовный, гражданский, семейный и другие кодексы? Может ли иметь республика свои тюрьмы, полицию, прокуратуру, суды и так далее? Парламенты регионов значительно ограничены в принятии законодательных актов. В настоящее время для решения местных вопросов в рамках своих полномочий нужны дееспособные законодательные органы в субъектах федерации. Форма должна соответствовать содержанию и объему работы.
Мы высказали свои суждения на эту тему и приглашаем всех заинтересованных лиц принять участие в обсуждении указанного вопроса.
Дамба Боросгоев, депутат Верховного Совета РБ двух созывов и депутат Народного Хурала РБ I созыва, Виктор Бохиев, заслуженный экономист РБ
«АиФ в Бурятии»
↓