$ 64.15
68.47
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


10 января 2007, 05:18

Как объединяются регионы

В Забайкалье стартовал процесс объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа в единый край. К референдуму 11 марта жители округа должны определиться со всеми плюсами и минусами этой проблемы и сделать свой выбор.


Хроника процесса

Формальное слияние субъектов началось в декабре 2003 года с объединительного референдума в Пермской области и Коми-Пермяцком автономном округе. Этому способствовало принятие федерального закона № 131, резко ограничившего бюджетную самостоятельность автономных округов. На самом деле процесс был запущен после того как в 2000 году к власти пришел Владимир Путин. До этого отношения между российскими регионами и центром строились по известному ельцинскому принципу: “Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить”.

Последствия этой близорукой политики выявились очень скоро, когда в апреле 2004 года российская политическая элита испытала шок - был рассекречен доклад ЦРУ, в котором говорилось, что приблизительно через 10 лет Россия может распасться на восемь государств. С тех пор укрупнение стало стратегической линией президента Путина по изменению формата Российской Федерации.

Изменения системы реализации региональной политики потребовал и переход на новые экономические рельсы. Понятно, что Москве было трудно разобраться одновременно с 89 разными по силе и весу субъектами федерации. В 2000 году губернаторы были выведены из Совета Федерации, в качестве дополнительной прослойки между ними и центром появились полномочные представители президента, возглавляющие семь федеральных округов. В последующие несколько лет шло приведение местных законов в соответствие с федеральными. Ближе к концу первого путинского срока началась работа над юридическим разграничением полномочий между центром и регионами, и одновременно был запущен процесс укрупнения регионов. 


В сентябре 2004 года было объявлено об отказе от прямых выборов глав регионов, в январе 2005 года свои посты заняли первые “назначенцы”. Инициативы президента о назначении губернаторов заставили забыть на время проблему укрупнения регионов. А затем процесс вновь вышел в активную фазу. На сегодня объединились Пермская область и Коми-Пермяцкий округ, Красноярский край с Таймырским и Эвенкийским АО, Камчатская область с Корякским АО и Иркутская область с Усть-Ордынским Бурятским национальным округом. Проект объединения Читинской области и АБАО станет уже пятым. Правда, окончательно процесс объединения завершился только в Пермской области.


По обе стороны Байкала

Большинство автономных округов, уже слившихся с “материнскими” территориями, были малы и по экономическому весу, и по численности населения, поэтому для них объединение с экономической точки зрения стало очевидным решением. Последним по времени стало слияние в Прибайкалье. Пример соседей особенно интересен для агинцев, а потому имеет смысл более детально рассмотреть историю сближения двух бурятских автономных округов с “материнскими” территориями - Иркутской и Читинской областями. Поначалу оба округа имели примерно равные стартовые условия. По структуре экономики это в основном аграрные регионы, хозяйство которых испытало сильнейший спад в 1990-е годы. Например, в Агинском округе в конце 80-х годов было 800 тысяч овец, а в середине 90-х годов - чуть более 100 тысяч голов. Небольшие пищевые и ресурсодобывающие промышленные предприятия округов также показывали отрицательную динамику. После десяти лет рыночных реформ и обладания статусом самостоятельного субъекта власти Усть-Орды не смогли серьезно переломить социально-экономическую ситуацию. В последние годы Усть-Ордынский округ самостоятельно обеспечивал свои бюджетные потребности лишь на 14 процентов. В результате в марте текущего года 99 процентов населения округа высказались за присоединение к богатой и сильной Иркутской области.


Однако в Забайкалье ситуация диаметрально противоположна - здесь “сильный” округ объединяется с пока еще “слабой” областью. В начале рыночных реформ отставание Аги было обусловлено долговременными негативными факторами развития: удаленностью и слаборазвитой инфраструктурой, отсутствием емкого рынка сбыта для сельскохозяйственной продукции, отсутствием минеральных ресурсов и сверхвысокими затратами на их освоение. Требовались огромные инвестиции, но их не могли обеспечить ни федеральный центр, ни тем более Читинская область. Тем не менее руководство округа сумело быстро сориентироваться в реалиях переходной экономики и обеспечить впечатляющий рост за счет эффективной управленческой и институциональной политики, позволившей нарастить доходы бюджета с помощью привлечения крупных налогоплательщиков. В итоге за 1999-2004 гг. уровень бедности в Агинском Бурятском АО сократился с 97% в 1999 г. до 36% в 2004 г. Успехи в социально-экономическом развитии выразились и в резком снижении дотационности бюджета, что особенно заметно на фоне других округов и Читинской области. По основным экономическим показателям за текущий год, в том числе индексу промышленного производства, строительству и инвестициям в основной капитал, Ага стала одним из лидеров в РФ. Какой же смысл в таком случае имеет для жителей округа объединение, если рассматривать проблему с рациональных позиций, а не с точки зрения голой политики?

Забайкальский вариант

Утвержденные российским правительством 8 ассоциаций (“Большая Волга”, “Северо-Запад”, “Урал”, “Дальний Восток и Забайкалье”, “Сибирское соглашение” и др.) очень велики. Они являются объединениями субъектов федерации, пытающихся вместе решать свои самые разнообразные проблемы. Однако до сих пор ни одна из ассоциаций не сформировалась в единое экономическое пространство, как нет и партнерства между соседями.


В этой ситуации целесообразнее выделить новые крупные районы - нечто среднее между ассоциациями и отдельными субъектами федерации. При этом потребность в укрупнении областей, краев и республик ощущают как федералы, так и территориальные органы управления.

Вопрос о выделении Забайкалья в качестве самостоятельного экономического района стал актуальным сразу после распада СССР и перехода страны на рыночные отношения. Здесь, в отличие от Прибайкалья, другие проблемы, а значит, и способы их решения. Не случайно забайкальские субъекты федерации принимают участие в работе межрегиональных ассоциаций и Сибири, и Дальнего Востока. А само Забайкалье как регион включено и в уже принятую президентскую программу “Дальний Восток и Забайкалье”, и в подготовленную программу “Сибирь”. Забайкалье может и должно стать форпостом в развитии внешних связей России со странами Юго-Восточной Азии. Это же географическое положение Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа может стать и уже становится сферой специализации в экономике страны. На территории области будут реализованы четыре российско-китайских проекта стоимостью 625 млн. долларов. Планируется построить два комбината по глубокой переработке древесины и два - по разработке месторождения железных руд. Сельскохозяйственный сектор также должен претерпеть изменения и превратить район в основную базу овцеводства Сибири. Кроме того, Читинской области нужно укрепить свой топливно-энергетический комплекс и завершить хозяйственное освоение зоны БАМа.

Приграничная специализация

Забайкалье займет совершенно определенное значимое место в экономическом пространстве России, обусловленное его геополитическим положением. Но независимо от изменения статуса связи между Прибайкальем и Забайкальем не только сохранятся, но и усилятся. Залогом будет четкое определение места Забайкалья в экономике России и в целом в экономической системе Азии. Приграничное положение региона учитывалось всегда, но основное внимание при этом уделялось его роли с точки зрения укрепления обороноспособности СССР, а в отдельные годы и укрепления безопасности сопредельных государств - Китая и Монголии. При этом выполнение приграничной роли не имело особенных экономических последствий. В постсоветские годы обстановка принципиально изменилась. Определяющим стало геополитическое и, прежде всего, экономическое значение приграничного положения Забайкалья. Однако его многолетнее вхождение в состав Восточно-Сибирского экономического района пока затрудняет вхождение региона в новую роль. Приграничная экономическая специализация Забайкалья в современных условиях имеет два взаимосвязанных, но принципиально различных аспекта. Это развитие экономики самого Забайкалья за счет интенсивной внешнеторговой и сервисной деятельности. А также укрепление роли России за счет повышения конкурентоспособности транссибирского транспортного коридора, связывающего страны Азиатско-Тихоокеанского региона с Европой.

Объединение Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа в единый Забайкальский край значительно усилит экономику региона, а в перспективе превратит его в самодостаточный экономический район. В настоящее время через Забайкалье проходит до 60% всех грузов между Россией и Китаем. После создания международного транспортного коридора Чита - КВЖД - Владивосток должно формироваться направление Улан-Удэ - Монголия - Китай - Вьетнам и другие страны Юго-Восточной Азии. И вот здесь большое преимущество получает Забайкалье - Читинская область и Агинский округ, объявившие о намерении объединиться в единый Забайкальский край.

Для этого с помощью федерального центра создан благоприятный фон. Во-первых, появились обеспеченные деньгами проекты развития Сибири. Во-вторых, упор в региональной политике центра делается на крупные, объединенные регионы, способные выступить локомотивами экономики. В-третьих, сейчас Читинская область и Агинский округ находятся перед альтернативой: или при поддержке федеральных властей приступить к крупным преобразованиям, строительству инфраструктурных объектов, или ничего не делать и оказаться на обочине и смотреть как уходят вперед другие регионы, хотя вместе они не уступают им ни в ресурсах, ни в кадровом потенциале.

Впрочем, большинство населения округа думает не о перспективах глобальной экономики, а о собственных насущных проблемах. Между тем федеральный центр и руководство округа гарантируют сохранность достигнутого уровня жизни жителей. В переходный период сохранится бюджетное финансирование в сегодняшнем виде, все выплаты, направленные на социальную защиту населения, будут сохранены с учетом инфляции, а в перспективе по окончании переходного периода обещают новый “большой скачок”, когда примерно с 2010-11 годов начнут приносить результаты крупномасштабные инвестиционные проекты, реализуемые ныне на территории Читинской области. Это освоение богатейших минеральных ресурсов, осуществляемое компанией “Норильский никель”, разработка Удоканского месторождения меди, Новоширокинского и других месторождений минеральных ресурсов Забайкалья. К их числу относится создание современного цементного завода на территории округа, освоение Уронайского полиметаллического и Боржигантайского рудных полей, где идут геологоразведочные работы. Округ будет иметь особый статус в составе нового субъекта, предполагающий максимум самостоятельности в важнейших вопросах социально-экономической и культурной жизни. Все это позволяет прогнозировать успех объединительного процесса в Забайкалье. Надеяться на это позволяет и такая особенность Аги, как огромный авторитет и высокий рейтинг доверия у населения главы округа Баира Жамсуева. Сейчас именно этот наработанный за годы успешных реформ “репутационный капитал” способен решить исход голосования на мартовском референдуме.

Борис Крянев, доцент Бурятского государственного университета, кандидат исторических наук, "МК в Бурятии"

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^