$ 63.3
67.21
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


21 января 2009, 06:37

Бюджетная вырубка

Проверка Счетной палатой Бурятии хода реконструкции автодороги Улан-Удэ - Курумкан пролила свет на механизмы «распила» государственного леса под будущей трассой.


Проверка расходования бюджетных средств на реконструкцию дороги Улан-Удэ - Турунтаево - Курумкан, проведенная Счетной палатой РБ, показала, что только на вырубленном государственном лесе бизнесмены сколотили многие миллионы, а республиканская казна осталась при своих интересах. Итальянская мафия еще в 30-е годы прошлого века доказала, что доходнее государственных подрядов на строительство дорог могут быть только торговля оружием, наркотиками, алкоголем и проституция. Жителям Бурятии для того, чтобы убедиться в аксиоме дона Карлеоне, достаточно проехаться по байкальской трассе в направлении Максимихи. С 1998 года вот уже 10 лет “реконструируют” эту дорогу, но воз и ныне там.

Каждый год мы, налогоплательщики, терпим неудобства, объезжая колдобины и ремонтные участки в грязи и пыли. Ощущения от отдыха портятся изрезанными об камни протекторами и сломанными подвесками, не говоря уже об излишнем расходе топлива.

Дорожники, объясняя черепашьи скорости ремонта, традиционно кивали на нехватку средств. В действительности же деньги выделялись, но использовались они крайне неэффективно, а проверки носили разовый и неглубокий характер, не выявляя очевидных вещей.

То, что дело даже не в количестве денег, а в неспособности элементарно освоить средства, показали не только местные дорожники, после которых новая трасса уже пошла трещинами, но и иногородние генподрядчики. В 2006 году в Улан-Удэ прилетал министр экономики Герман Греф. Его страстный поцелуй с министром экономики Татьяной Думновой в аэропорту принес региону более 2 млрд. рублей на ремонт дороги к будущей турзоне.

Но это было лишь прелюдией, ведь вслед за Грефом в Бурятии высадился директор ООО “Балтийская строительная компания” (г. Москва) с портфелем, в котором лежал госконтракт на эту сумму и печать с ручкой.

Причем проблема была даже не в отсутствии у московской фирмы в период тендера собственной техники и специалистов на территории Бурятии, а лишь в желании освоить федеральный миллиард. Насчет освоения вопрос особый, а вот в Прибайкальском районе, как выяснила Счетная палата, в 2007 году “балтийцы” не работали из-за необходимости изменения контракта в связи с требованиями усилить полотно дорог. В том же году контракты на сумму около 2 миллиардов рублей на реконструкцию восьми участков трассы Улан-Удэ - Курумкан получает московское ЗАО “Корпорация “Согласие стройинвест” (фактически сменилась лишь вывеска, а участники освоения остались те же). Но и эта компания затягивает сроки, в связи с чем ее штрафуют на мизерную (по сравнению с общим объемом работ) сумму в... 150 тысяч рублей. А жители Бурятии, несмотря на нарастающее освоение федеральных миллиардов, с удивлением видят, что летом 2008 года дороги после ремонта стали еще хуже. В частности, добротная асфальтированная дорога в районе реки Кика после срезания асфальта превратилась в полигон для ломки подвесок.

Впрочем, контролирующим органам еще предстоит узнать, как будут освоены дорожные деньги, ведь процесс-то продолжается. Как известно, при реконструкции дороги последняя часто спрямляется, кроме того, нужны площади под объездные дороги, карьеры, стройплощадки. Поскольку дорога шла по федеральным землям гослесфонда, региональный бюджет выкупил их.

Счетная палата установила, что по госконтрактам “древесина, полученная в результате подготовки полосы отвода под автомобильные дороги, подлежит реализации генподрядчиком по рыночным ценам, согласованным с заказчиком (республиканским дорожным агентством)”. То есть все деньги за спиленный и проданный лес дорожники, за исключением собственных трат на его заготовку, были обязаны вернуть в бюджет. Ведь лес-то является республиканской собственностью! Однако аудитор Счетной палаты Владимир Морозов в своем отчете пишет, что, согласно расчетам республиканского дорожного агентства, на отведенных в 2006-2008 гг. под дороги землях рос лес на сумму в 16 млн. рублей, которые и должны вернуться в казну. Как выяснилось, чиновники республиканского дорожного агентства при расчете стоимости возвратной цены реализации деловой древесины установили довольно низкие цены. Так, сосна диаметром от 13 до 26 сантиметров по замыслу чиновников должна продаваться за 522 рубля за куб, тогда как рыночная стоимость одного куба сосны на тот момент в два раза выше — 1000 рублей за куб.

Фактически деловой лес отпускался дорожникам по себестоимости (таксовой стоимости леса, валки, распила и трелевки). Но ведь далее лес продавался уже по рыночным ценам. В чьем кармане осела разница? Почему чиновники агентства заранее установили дорожникам планку стоимости государственного леса в два раза ниже рыночной? Ведь в таком случае дорожники должны вернуть государству не 16 миллионов, а в два раза больше? Таким образом, как указывается в отчете СП, “...реализация древесины не по рыночным ценам, а по себестоимости, которая значительно ниже рыночных цен, обусловит неоправданные потери республиканского бюджета”.

Примечательно, что до лета 2008 года дорожники, судя по материалам проверки, даже не собирались возвращать деньги за вырубленный в 2007 году лес. Получалось, что республика заплатила дорожникам деньги, чтобы те срубили и продали возле дороги ее же собственный лес, а деньги взяли себе?!

Лишь после начала проверки дорожники начали перечислять деньги.

Поскольку дорога идет дальше на север, число отведенных лесных участков будет только увеличиваться. Думаю, что с подобными лесными “кормушками” в ходе строительства дороги  Улан-Удэ - Курумкан пора заканчивать.

А чиновникам следовало бы спрашивать со строителей не только за качество дорог, но и за то, куда и по каким ценам уходит государственный лес.

Дмитрий Родионов, «МК в Бурятии»

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^