Международный гроссмейстер Антон Шомоев вернулся с турнира в Таиланде не только с бронзовой медалью, но и с новой целью - открыть свою школу шахмат в Улан-Удэ. Об этом он рассказал в эксклюзивном интервью для «БМК»
- Антон, рада поздравить тебя с успехом на турнире в Таиланде. Как игралось в курортных условиях, в удовольствие?
- Спасибо! Я недавно включился в турнирный график. Мне было приятно, что этот турнир в Таиланде завершился на мажорной ноте. Вообще я ехал с целью отдохнуть. Идея появилась неожиданно, во время турнира Сагаалган в Иволгинском дацане. Мне предложил поехать в Таиланд мой друг, шахматист Юрий Бочкарев. Мы связались с организаторами и поехали. Там хорошие условия для полноценного отдыха. О турнире в спортивном смысле я особенно не думал, хотя конечно, хотелось сыграть максимально хорошо. Именно в такой расслабленной манере, без стресса, в свое удовольствие я и сыграл. Тем не менее, для того, чтобы выигрывать, нужно готовиться, а спонтанность привела к третьему месту.
- Какой план дальше?
- Уезжаю в Сочи. Там пройдет Клубный чемпионат России. Так как у нас нет своей команды, меня пригласили выступать за Центральный федеральный округ. Вернусь в середине мая и в конце месяца снова уеду на Чемпионат Европы в Минск. Туда от нашей республики поеду я, Жамсаран Цыдыпов и Юрий Бочкарев. После этих стартов планирую объявить набор в свою школу шахмат.
- Школа шахмат Антона Шомоева? У нас исторический разговор, выходит. В прошлом интервью ты говорил, что не был готов.
- Раньше я думал совсем по-другому. Люди ждут от меня создания школы шахмат. Я думаю теперь – а почему бы нет! Я многое повидал, узнал, и пора уже делиться опытом. Я пропитался идеями умных, заряженных, целеустремленных людей с правильными жизненными ориентирами, и такая почва дала росток. Сейчас у меня есть идея, желание и нужна поддержка.
- Не думаешь, что спроса не будет? У нас ведь уже есть школа шахмат Инны Ивахиновой.
- Инна успешно работает. Если я подключусь, то создастся здоровая конкуренция, и регион будет расти. Это будет всем только на пользу.
- Это будет школа только для детей?
- Она будет открыта для всех желающих, не только для детей. Для меня важно создать в школе шахмат домашнюю обстановку, куда люди будут приходить с удовольствием. Сначала это будет трудно сделать, но в дальнейшем нужно стремиться к идеальным условиям. Человек должен чувствовать себя комфортно и в то же время настроиться на занятия. Я хочу предложить условия для каждого. Например, для взрослых, которые хотели бы улучшить свои игровые навыки.
- Какие идеи ты уже подметил за рубежом и хотел бы их реализовать на базе своей школы?
- Идеи есть. На турнирах, в которых я участвую, обращаю внимание на детали. Например, в Азии мне очень понравилось наблюдать за детьми, как они думают, почему они делают это именно так? Помимо методики, какие условия им дают для занятий? А как в Европе? Мне было интересно это узнать, прийти к «золотой середине», и хотелось бы применить знания в деле. Я считаю, что нашей республике, где ярко виден симбиоз культур - западной и восточной, это нужно.
- К чему ты пришел, сравнивая разные культуры и игру в шахматы?
- Например, в Китае у шахматистов очень сильны счетные навыки, развита математика, вычислительные процессы. У европейцев мышление больше техническое. Игра педантичная. Можно провести исследование на эту тему, это очень интересно. Казалось бы - игра везде одинакова, но на игрока влияет множество факторов – и язык, и менталитет, и климат, даже письменность. В русском языке так предложение строится, в английском – по-другому. Это меняет алгоритм мышления. Я за это шахматы обожаю и пришел к тому, что формула хорошей школы состоит из всего лучшего, что уже придумано, и моего собственного опыта и знаний.
- Что в цели создания своей шахматной школы тебя мотивирует?
- Моя мотивация и уверенность поддерживаются мыслью о том, что наш регион должен подняться. Почему он не может выйти на лидирующую роль в шахматах? Может. Нет в этом проблем. Я знаю, что у нас в республике талантливые люди, просто нет кадров гроссмейстерского уровня. Так вот я хочу стать тем самым профессионалом, кадром, который сможет поднять уровень шахмат в Бурятии. У меня благородные цели. Это мой социальный долг. Я хотел бы, чтобы республика Бурятия была в центре шахматного мира. Шахматы среди политиков, например, всегда в почете. Они несут в себе элемент элитарности. Хорошая школа шахмат для многих ребят может стать, в том числе и социальным лифтом.
- Твоя школа будет «фабрикой» гроссмейстеров?
- Я не говорю о том, что каждый, кто придет ко мне, должен достичь этого звания. Но если я увижу способности и желание, то сделаю все, чтобы помочь человеку. Если пойдет волна успеха моих учеников, на любом уровне - это будет показателем качества работы. Для этого у меня уже должна быть база, поддержка. Я реально это вижу, я этого хочу. В будущем моя школа станет площадкой для регионального центра шахмат. Эту идею мы обсуждали с моим другом, чемпионом России, Европы Александром Рязанцевым. Все возможно, главное не забуксовать на старте.
- Ты тренировал ребят в Монголии. Уже есть опыт тренерской работы. Как там обстоят дела?
- У нас примерно одинаковая ситуация с Монголией. У них нет фундаментальных знаний и глобального понимания шахмат. Ученики растут до определенного уровня и возраста, а потом – нет перспектив, нет человека, который помог бы развиться. Они теряют время и если возвращаются в шахматы, то уже становится поздно. Их сверстники уже на голову выше. Шахматисты находятся в географической отдаленности от реальных событий. Не торопятся заниматься, в итоге приезжают на турнир на западе, а им там делать нечего. Конкурентов уже не догнать. Причины: нехватка тренеров, самостоятельной работы, мотивации. И у нас примерно та же ситуация.
- У нас в республике тоже ведь мало тренеров по шахматам? Кто будет в твоем штате?
- Я создам свою программу обучения шахматам. Присматриваюсь к тренерам, есть уже на примете те, кого я хотел бы подключить к работе. Я беру ответственность за качество продукта на себя. Поэтому я хочу подобрать таких людей, которые не будут заниматься самодеятельностью, а впитают мое видение, мои установки, методику. По всей России есть тенденция - тренируют дилетанты, процент сильных тренеров невелик. С таким подходом не достигнуть качественного роста, поэтому важно сформировать штат квалифицированных тренеров.
- Будешь ли ты подключать к развитию своей школы знаменитых друзей-шахматистов?
- Это часть моей идеи. Я столько лет в шахматах, у меня внушительный френд-лист. Каждый шахматист уникален в своем роде, у каждого свой путь и взгляды. Мы должны воспитывать индивидуальность и в юных спортсменах. К тому же мои друзья в мире шахмат спрашивают, а когда соревнования будут на Байкале, когда можно приехать? Это натолкнуло меня на мысль создавать события на Байкале в рамках работы моей школы. После турнира в Таиланде у меня появился опыт - как тайская федерация работает с шахматистами. У них уникальные климатические условия, люди целый год планируют участие в этом турнире как своего рода отпуск. Родители отдыхают, а ребенок играет. Почему бы у нас подобное не сделать? Я думаю, у нас есть люди, которые имеют возможности реализовать эту идею. Уверен, что ни с чем конкретным к таким людям еще не обращались. Я бы хотел, чтобы нашлись те, кто готов понять ту помощь, которую я нацелен оказать.
Желаю удачи!
↓