Эксперт Юрий Кравцов считает, что у Бурятии нет иных перспектив для поднятия жизненного уровня людей, кроме как начала процесса объединения с Иркутской областью и Забайкальским краем.
Пессимист со знаком плюс — так называет себя автор недавно вышедшей в свет книги «Личное о неличном» Юрий Кравцов, в прошлом видный российский промышленник, гендиректор Улан-Удэнского авиазавода и экс-председатель комитета по поддержке малого предпринимательства РБ. Автор описывает два кризиса — развал СССР и нынешний экономический кризис, который может отбросить Россию на задворки мировой экономики. Из нынешнего кризиса, по словам Юрия Кравцова, экономика России начнет выходить в конце 2010 года благодаря высоким ценам на нефть. США, Европа и Китай выйдут на новый технологический уровень, а мы будем по-прежнему сидеть возле трубы. Поэтому через четыре года мы cнова рискуем рухнуть вниз, и тогда нашего отставания от развитого мира страна не преодолеет.
В первой главе книги автор описывает ситуацию хаоса, возникшего на рубеже 1990-1991 годов в Москве, где он занимал должность вице-президента супервлиятельной организации — ассоциации государственных предприятий (АГПО СССР), был вхож к тогдашнему президенту СССР Михаилу Горбачеву. Именно с подачи Юрия Кравцова и был предложен министром финансов СССР Валентин Павлов.
Автор пишет, что сохранить единый союзный народно-хозяйственный комплекс СССР можно было лишь при сохранении единого эмиссионного центра на базе Госбанка СССР. Юрий Кравцов признает, что это было ошибкой, ведь уже тогда ходили слухи, что министр «употреблял». Затем Павлов стал автором принудительного обмена старых денежных купюр на новые 50- и 100-рублевые, а позже оказался в рядах ГКЧП, так же, как и президент АГПО СССР Александр Тизяков. После разгрома путча Юрий Кравцов чудом избежал ареста, его спасло служебное письмо, в котором незадолго до августа 1991 года он не побоялся отговорить путчистов от объявления военного положения, ускорившего развал страны и вползание России в кризис 1992 года.
Нынешний кризис носит совершенно другой характер, но для страны и для нашего региона он может иметь далеко идущие последствия.
Юрий Кравцов прогнозирует, что даже после выхода российской экономики из кризиса в 2010-2014 гг. доходы от продажи нефти и стали будут заметно ниже, чем в период пиковых цен 2007-2008 гг. Ведь потребность в нефти, газе и металлах заметно снизится из-за перехода на производство автомобилей, потребляющих в два раза меньше топлива.
Поэтому автор не скрывает своего негативного отношения к добыче тяжелых металлов в Бурятии — цинка и свинца, апатитов в Ошурково, опасаясь как серьезных экологических рисков, так и бесперспективности их будущего сбыта по причине качественного изменения потребностей мировой экономики после 2011 года.
По его мнению, главной составляющей успеха нашего региона будет масштабное развитие сельского хозяйства, лесопереработки, туризма, транспортной и выставочной инфраструктуры. Столпы экономики Бурятии — авиазавод, ЛВРЗ, «Улан-Удэстальмост» — с потерями, ослабевшие выйдут из кризиса, но о развитии других крупных промышленных предприятий придется забыть, слишком высоки издержки, расстояния, электроэнергия.
Нынешнюю социальную и экономическую ситуацию в регионе Кравцов сравнил с поездом, который стоит на запасном пути.
«Сегодня у нас раскачивают вагоны, чтобы люди думали, что поезд движется. Хотя он как стоял, так и стоит. Да и сама «раскачка» делается за счет финансовой помощи федерации». Впрочем, и сами федеральные трансферты с каждым годом будут уменьшаться, ведь таких тучных времен, как последние годы в России уже не будет.
Эксперт подверг критике нынешнюю кадровую политику в регионе. По его мнению, Вячеславу Наговицыну необходимо решительно избавиться от бездельников, протирающих штаны в правительстве, ведь политика нового президента — ускоренно модернизировать депрессивную и дотационную Бурятию — наталкивается на саботаж местной клановой бюрократии.
Фактически Кравцов призвал президента к мощной перетряске всего правительства РБ, замене саботажников на молодых и инициативных людей и внесения серьезных корректив в программу социально-экономического развития РБ.
То, что преобразования назрели и на российском уровне Юрий Кравцов подчеркнул на презентации книги. Помимо заявленной модернизации экономики России разворачивающаяся борьба с коррупцией, которую инициировал президент Медведев, по его словам, означает «борьбу с властью», поскольку коррупция стала неотъемлемой составляющей вертикали управления.
В книге автор старательно уходит от оценки «особого пути Бурятии», у которой нет перспективы в одиночку обеспечить высокий уровень жизни жителям территории.
Поскольку «при низком уровне жизни люди и финансы покидают республику и с каждым разом уровень жизни падает». Деградация населения особенно видна по захвату городских земель плохо образованными сельскими жителями, с трудом проходящими период адаптации и встраивания в рыночные отношения в чужой для них среде.
— Разобщенность регионов, региональных экономик — враги модернизации, — считает Юрий Кравцов, и возвращается к идее интеграции трех регионов — Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края в один суперрегион с географическим центром в Улан-Удэ.
Только в составе одного региона — Восточно-Сибирского края — есть возможность обеспечивать аккумуляцию средств на прорывные направления, например, обустройство действительно международного аэропорта в Улан-Удэ. Автор пишет, что, несмотря на традиционно негативное отношение иркутских властей к республике, на то, что «наши регионы повернуты друг другу спиной», интеграция необратима и назрела давно.
Книга будет интересна самым широким слоям населения, в том числе руководителям предприятий, экономистам, историкам и политикам. Впрочем, к последним автор относится не слишком политкорректно, называя их в книге по-простому: сволочью.
В целом, несмотря на изрядную долю пессимизма, книга полна и завидной порцией оптимизма, изречениями великих деятелей, юмора, забавными наблюдениями автора, а также регулярными ссылками на опыт организации бизнеса в США, где он осваивал рыночные азы в 90-е годы. Юрий Кравцов призывает руководителей не бояться признавать ошибки, исправлять их и дальше двигаться вперед.
Дмитрий Родионов, «МК в Бурятии»
↓