27 января, 17:52

Виталий Покацкий: «Усадьба Голдобина стала первым электрифицированным домом Верхнеудинска, хотя, конечно, эта электрификация была временной — после отъезда цесаревича электростанция была демонтирована»

Лектор–экскурсовод музея истории города Улан-Удэ Виталий Покацкий комментирует историю создания музея, историю здания постройки XIX века, в котором в настоящее время размещается музей и приезд в Верхнеудинск в 1891 году цесаревича Николая Александровича.

— По историческим меркам музей истории города Улан–Удэ довольно молодой — в 2024 году ему исполнилось 25 лет, но за эти четверть века он успел стать очень популярным местом в городе. Стабильно каждый год наш музей посещает около 15 000 туристов со всех уголков России и из–за рубежа, и количество посетителей растёт. Сначала музей занимал пару комнат в историческом здании по адресу: улица Свердлова, 13 — сейчас в этом здании находится комитет по культуре администрации Улан–Удэ, дом детско–юношеского творчества, и другие организации. Этот дом был построен в 70–х годах XIX века как усадьба купца Якова Андреевича Немчинова — в народе он известен, как дом с амфорами. Немчинов считался одним из богатейших купцов Сибири, ему принадлежали золотые прииски, а в Верхнеудинске ему принадлежал целый квартал.

— В 2001 году под нужды музея начали готовить усадьбу Ивана Флегонтовича Голдобина по адресу: улица Ленина, 26. Наверное, усадьба Голдобина является одним из самых изученных домов города Улан–Удэ — мы знаем, кто жил в этом доме, что в нём происходило до революции и в советские времена. Флигель усадьбы Голдобина был построен в 1888 году — это была очень влиятельная семья верхнеудинского и иркутского купца первый гильдии. Здесь проживали сам Иван Флегонтович, его супруга Елизавета Ивановна и сын Николай Иванович от первого брака. Елизавета Ивановна считалась в Верхнеудинске первой модницей и одной из первых красавиц. Дом Голдобина в конце XIX века становится центром притяжения городской аристократии и интеллигенции — вполне вероятно, именно этот фактор поспособствовал тому, что усадьба Ивана Голдобина была выбрана в качестве временной резиденции цесаревича Николая Александровича. Голдобин тщательно готовился к этому событию — он даже распорядился поставить во дворе небольшую электростанцию, проведя свет внутрь, и украсив дом красивыми электрическими гирляндами снаружи. Таким образом, усадьба Голдобина стала первым электрифицированным домом Верхнеудинска, хотя, конечно, эта электрификация была временной — после отъезда цесаревича электростанция была демонтирована. Вообще, в конце XIX века в Верхнеудинске не было даже наружного освещения, а дома освещались внутри лучинами, стеариновыми и восковыми свечами.

— В Верхнеудинске цесаревич — будущий российский император Николай II — очутился, возвращаясь из кругосветного путешествия, прерванного в Японии. Общая протяжённость этого путешествия составила 56 000 вёрст, и оно затронуло Европу, Африку и Азию. В Японии, в городе Оцу случился печально известный инцидент, когда цесаревича ударил по голове саблей один из нижних полицейских чинов. Его схватили и приговорили к каторге, где он умер спустя полгода. Покушение на цесаревича Николая стало огромным международным скандалом — от отца цесаревича, российского императора Александра III пришла телеграмма, в которой он приказывал сыну срочно возвращаться домой через Владивосток.

— Цесаревич с сопровождающими въехал в город со стороны Загорска и Верхней Берёзовки, а перед этим он побывал в Ацагатском дацане. Там цесаревич задержался на несколько часов — в его честь устроили торжественный молебен и соревнования по национальной борьбе, подарили ему серебряный трон, лук и колчан со стрелами — эти подарки позже демонстрировались в павильоне в Санкт–Петербурге, когда цесаревич вернулся из путешествия — подарков было несколько вагонов! Даже рассказывали, что в Ацагатском дацане Николаю Александровичу правили голову, потому что после покушения его мучили головные боли.

— В Верхнеудинск цесаревич прибыл ближе к вечеру 20 июня 1891 года. Весь народ стоял в ожидании возле Триумфальных ворот, играл оркестр, были гимназисты, представители городской думы, мещане, представители купечества и другие горожане. Кстати, специально к визиту представителя царской фамилии специально прорубили в лесу дорогу — сейчас это проспект 50–летия Октября. Можно сказать, что у нас в городе до сих пор сохранился «царский маршрут» — это автобус № 3, который едет со стороны Загорска и доезжает до нынешней площади Банзарова неподалёку от Одигитриевского собора, в который в первую очередь, спустившись по нынешней улице Ленина, и пришёл цесаревич с сопровождающими. В храме прошла торжественная литургия со всеми почестями, а после церковной службы пошли в дом Голдобина, где их встречали. Здесь прошли встречи с городскими главами, с военными, гражданскими чинами, главами бурятских родов, делегациями Верхнеудинска, Селенгинска, Троицкосавска, была банкетная программа, парад и раздача подарков от цесаревича — Николай Александрович щедро раздавал серебряные часы, портсигары, броши, перстни, запонки, а ему в ответ дарили, в том числе, национальные подарки — посуду, костюмы, оружие и другие предметы.

— Триумфальная арка или триумфальные ворота к моменту приезда цесаревича были построены уже как полтора месяца — её поставили в мае 1891 года, как только стало известно о приезде Николая Александровича. Кстати, примечательный момент — и триумфальные ворота, и дом Ивана Голдобина строил один и тот же архитектор — Николая Августович Паув, и он же строил дом Немчинова, в котором изначально располагался наш музей истории города.

— В описаниях визита цесаревича в Верхнеудинск говорилось о том, что от триумфальных ворот до Одигитриевского собора была постелена ковровая дорожка. Получается, что эта дорожка должна была быть длиной в один километр — я склонен считать, что вряд ли это была цельная ковровая дорожка — скорее всего, жители города вынесли и постелили свои ковры на пути следования цесаревича. Хотя народу было очень много, но столпотворения не было, всё было организованно. Горожане стояли по обе стороны улицы — впереди были маленькие жители города, за ними стояли почётные горожане, главы бурятских родов, чиновники и остальные горожане.
Цесаревич прибыл к Триумфальным воротам на летней открытой повозке — на пути его пешего следования к Одигитриевскому собору горожане приветствовали Николая Александровича пением торжественных гимнов, криками «Ура!», кидали в воздух шапки и цветы, а возле дома Голдобина был выставлен почётный караул. В течение банкета в доме Голдобина цесаревич неоднократно выходил на балкончик, чтобы поприветствовать горожан, которые неизменно встречали его овациями.

— На следующий день, после того как Николай Александрович переночевал в доме Голдобина, в районе Батарейной горы прошёл парад, после которого цесаревич отобедал с казаками и даже разделил чарку — для казаков это стало неописуемо радостным событием. Дело в том, что казаки не только лицезрели будущего царя, но ещё и августейшего верховного атамана — о большем они и мечтать не могли! После этого цесаревич посетил училище, женскую гимназию, которая находилась на месте нынешнего художественного музея имени Сампилова, и уездное училище, здание которого на улице Коммунистическая сохранилось. Затем Николая Александровича проводили на пристань на Селенге, откуда на лодках они доплыли до Байкала, а оттуда на пароходе «Граф Спекранский» отправились в Иркутск.

— Триумфальные арки были поставлены во всех городах, в которых в 1891 году побывал цесаревич. В Верхнеудинске двуглавых орлов сбросили с арки в феврале 1917 года, надпись о цесаревиче Николае закрасили, и позже установили на арку световые элементы. Также на арку повесили герб Советского Союза и сделали надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». А саму арку снесли уже в Улан–Удэ в 1936 году из–за её ветхости, и из–за того, что она мешала проезду — в конце XIX века в Верхнеудинске был исключительно гужевой транспорт, а в 30–е годы уже было довольно много автомобилей, которые были погабаритнее современных.

— Городская Дума Верхнеудинска постановила ежегодно отмечать годовщины приезда цесаревича в июне — можно сказать, этот праздник стал предтечей современного дня города — сейчас день города отмечается в третью субботу июня. В честь визита цесаревича до 1917 года ежегодно служили литургию за здравие с крёстным ходом от Одигитриевского собора до триумфальных ворот, а сам день 21 июня был объявлен нерабочим.

— Иван Флегонтович Голдобин умер на следующий год после визита цесаревича в Верхнеудинск — в марте 1892 года в Иркутске — ему было немного за 60 лет. Он был похоронен территории Знаменского монастыря, но могила Голдобина не сохранилась. В доме Ивана Флегонтовича в Верхнеудинске непродолжительное время жила его овдовевшая супруга, Елизавета Ивановна, но супстя несколько лет она повторно вышла замуж за отставного генерал–лейтенанта Ивана Ксавельевича Кукеля и в начале XX века переехала с ним в Киев, где и скончалась после около 1916 года. В доме остался жить сын, Николай Иванович Голдобин со своей женой Евдокией Евграфовной, но у Николая Голдобина не было такой деловой хватки, как у его отца. Голдобин–младший занимался коллекционированием, собирал минералы и старинные предметы, которые скупал у местного населения, и даже открыл в доме небольшой музей, а во дворе выращивал в саду лимоны. Когда пришла революция, и дом реквизировали, Голдобины одно время жили в нём, как хозяева — их просто уплотнили. Когда же в начала 20–х годов дом стал муниципальным, прежних хозяев надлежало оттуда выселить, но здесь вмешался будущий всесоюзный староста Михаил Иванович Калинин — ему в 1923 году написала обращение Евдокия Евграфовна, где она упоминала и о Иване Голдобине, и о Николае, и о себе, а также о том, что Голдобины являются одними из самых известных благотворителей Верхнеудинска, которые никогда не жалели ни сил, ни средств на всех, за кого борется Советская власть — неимущих и беспризорных. Далее в обращении было сказано, что они уже в пожилом возрасте и местные власти с ними не считаются, выгоняя из единственного жилища. Калинин, вернувшийся в Москву из Верхнеудинска, в резолюции на это обращение указал, чтобы Голдобиных не трогали, оставив жить в одной комнате с антресолями и сохранив за ними часть придомовых построек с садом и амбаром.

— В дальнейшем в доме Голдобина располагались городские учреждения — в 1919 здесь работал музей общества изучения Прибайкалья — наш музей, таким образом, является третьим по счёту музеем, который находился в доме Ивана Голдобина. Первый небольшой частный музей открыл Николай Голдобин, а вторым стал музей общества изучения Прибайкалья, где демонстрировались вещи декабристов, и, в частности, часы, сделанные Николаем Бестужевым. Затем в этом доме работал президиум народно–революционной власти Дальневосточной республики, политнарсуд, партийный клуб и городское правительство. Есть интересное фото, где в интерьере дома запечатлён Михей Николаевич Ербанов в окружении остальных партийных деятелей — Трубачева, Амагаева и других. Сын известного бурятского писателя Жамсо Тумунова рассказал нам, что в сороковые годы в доме Голдобина находился детский сад, потом там были коммунальные квартиры, контора «Забайкаллеса», и электрохозяйство. Впоследствии довольно долгое время дом Голдобина никак не использовался, и пришёл в запустение, пока его не отремонтировали и не передали музею истории города Улан–Удэ.


В связи с ужесточением требований к сбору и хранению персональных данных мы были вынуждены отключить возможность оставлять комментарии к материалам на сайте. Обсудить новости можно в наших соцсетях:
https://vk.com/bmk.news

© 2004-2025 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия, 

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б, помещение 3А

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: info@baikal-media.ru

Учредитель - ООО «Байкал Медиа Консалтинг». Главный редактор:

Озеров Игорь Викторович


Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^