Врач-профилактолог Республиканского центра медицинской профилактики, врач-психиатр-нарколог Анна Нагаслаева
в программе «Мнение» радиостанции «Эхо Москвы» комментирует историю Всероссийского дня трезвости, берущего своё начало ещё в дореволюционной России, опыт трезвеннических движений в нашей стране, метод Шичко, общество Анонимных Алкоголиков, собственную историю трезвости, и другие темы.
Об истории Всероссийского дня трезвости и советском времени
– День трезвости был возобновлён в России в 2005 году по инициативе Русской православной церкви, и связан он с достаточно невесёлыми событиями, когда Иоанну Предтече отрубили голову. Иродиада, незаконная жена царя Ирода, очень сильно рассердилась на то, что Иоанн Предтеча её ругал, и всё так подстроила, что царю было некуда деваться, и он отдал такой приказ. Она подослала к нему свою дочь Саломею, которую танцевала для Ирода, и в награду с царя взяли обещание выполнить всё, чего бы эта девушка ни попросила, а Иродиада подучила дочь потребовать голову Иоанна Предтечи. В этот день с 1913 года верующие постились и не употребляли алкоголь. Вообще, если говорить о дореволюционной России, то тогда уровень пьянства был достаточно низким, а русское пьянство – это один из мифов, который любят культивировать сейчас – якобы русские пили всегда. В советское время, когда, как мне кажется, пили больше, чем сейчас, были буквально единицы, которые поднимали голос в защиту трезвости. Один из таких людей был хирург Фёдор Углов, который в своих записках приводит такой случай – в Бурятской АССР первый секретарь какого-то райкома партии ехал пьяным на служебной машине за рулём и насмерть сбил мальчика на велосипеде. Такие случаи Углов и называл «алкогольными смертями». Жёсткие меры сухого закона восьмидесятых годов очень отразились на младенческой смертности и на смертности вообще – она понизилась. В советское время общества трезвости тоже существовали, и даже пытались читать курсы по Шичко, но всё это было, что называется, по заданию партии – понимания самого процесса не было, а сами коммунисты оставались культуропитейщиками.
О собственном опыте трезвости
– Я лично проучилась по методу Шичко при воскресной школе у иерея Владимира Николаевича Чащина, за что ему благодарна. Это было в 2012 году, и с того времени мой стаж трезвости составляет восемь лет. Вообще, я пошла туда по инициативе Андрея Семёновича Михеева, который по сей день возглавляет наркологическую службу – он отправил меня на эти курсы административным похлопыванием, поскольку нам был нужен доктор, который владеет этой методикой. Когда я пошла учиться по Шичко, то даже не знала, что стану трезвенницей, но потом прониклась, и может быть, теперь я более убедительна для своих пациентов.
– Алкогольная тематика меня беспокоила всегда, поскольку я нарколог, и не побоюсь признаться, что у нас в семье тоже были проблемы – к сожалению, мой папа страдал алкоголизмом, но он не был плохим человеком, как мне внушали некоторые родственники, – он просто был больным человеком. С отцом мне удалось наладить очень хорошие отношения, невзирая на то, что он не признавал себя больным. В Аларском районе Иркутской области, откуда отец родом, были приняты гулянки – хождение от дома к дому на протяжении нескольких дней. Когда он мне озвучил, в каком возрасте первый раз напился до беспамятства, я всё поняла – он впервые напился в 14 лет. И это бытовое пьянство искалечило немало семей и изменило очень много жизней. Среди нашего поколения говорить о трезвости не очень принято, трезвость считается каким-то признаком социальный неблагонадёжности.
Об Анонимных Алкоголиках
– Я поддерживаю с Анонимными Алкоголиками тесную связь и отношусь к ним с большим уважением. Чем они хороши – у них есть фактические результаты – те, кто ходит к ним в сообщество, выдают очень хорошие сроки трезвости. Они очень доступные – на сегодняшний день у нас в городе уже 11 групп Анонимных Алкоголиков, есть Анонимные Наркоманы есть «Ал-Анон» – общество созависимых, у которых есть близкие, страдающих алкоголизмом. Я была очень рада услышать, что в Кижинге открылась новая группа Анонимных Алкоголиков – это очень большой прорыв, потому что в небольших населённых пунктах, где все друг друга знают, развивать такие вещи очень сложно. Иногда я своих пациентов лично вожу на собрания Анонимных Алкоголиков – бывает, что человек один пойти не может. Я никого не заставляю – просто говорю: «Давайте сходим – посмотрим».
О трезвых сёлах в Бурятии
– Появление трезвых сёл в Бурятии в основном связано с отдалённостью эти территорий – люди созрели и в то же время понимали, что, к сожалению, они не имеют доступа ни к Анонимным алкоголикам, ни к Шичко. О Тохорюкте (улусе в Хоринском районе Бурятии – ред.) в начале этого года Республиканский центр медпрофилактики снял фильм «Журавлиная долина: территория трезвости». Они не продают на своей территории алкоголь с 2002 года, и 18 лет находятся в таком состоянии, при этом они не позиционируют себя, как трезвенники, и о своём опыте нигде особо не заявляли. Самое главное, что у них нет криминала, нет детей, отнятых в связи с пьянством родителей – у них всё прекрасно! Ещё они сказали – у нас есть хороший фельдшерский пункт, но по факту никто и не болеет. В Тохорюкте принципиально не занимаются рубкой деревьев, хотя не секрет, что многие в Хоринском районе зарабатывают именно этим. У них есть скот, стоят новые дома, и люди в фильме говорят, что они счастливы от простых вещей – от того, что рядом родители, дети, есть работа. Они занимаются возрождением родовых мест, у них в прекрасном состоянии памятник героям Великой Отечественной войны – понимаете, когда люди возвращаются к духовности и к истокам без алкоголя, они всё воспринимают адекватно.
↓