β
μ


6 февраля, 21:40

Фото: pixabay.com

Детям Бурятии предлагают сбежать в виртуальную реальность

В Улан-Удэ дети могут бесплатно получить первые навыки разработки и программирования VR- и AR-технологий. В Кампусе молодежных инноваций Центра дополнительного образования «Эдельвейс» открылся кружок виртуальной и дополненной реальности.

В последние годы в нашу жизнь все активнее входят такие технологии как виртуальная и дополненная реальность. Что же это такое? Какая роль в будущем уготована этим технологиям? И необходимо ли их изучать детям уже сегодня? Об этом БМК рассказал наставник кружка виртуальной и дополненной реальности Вячеслав Бутуханов.

- Что же такое виртуальная и дополненная реальность?

- Как справедливо заметил английский писатель-фантаст Артур Кларк, «любая достаточно развитая технология неотличима от магии». Итак, виртуальная реальность (Virtual Reality, сокр. VR) – это искусственный мир, созданный средствами компьютерного моделирования, симуляция реального мира. Попадая в виртуальную реальность, человек воспринимает ее через органы чувств: зрение, слух, обоняние. Таким образом, человек получает иммерсивный опыт. Важнейший принцип VR – обеспечение реакции системы на действия пользователя. Для этого используются специальные устройства взаимодействия (очки и шлемы виртуальной реальности). Дополненная реальность (Augmented Reality, сокр. AR) – технология интерактивной компьютерной визуализации, которая дополняет изображение реального мира виртуальными элементами и дает возможность взаимодействовать с ними.

Во время работы на обычном компьютере человек воспринимает всю информацию через рамку экрана, то есть, все данные и изображения ограничены ею. Однако, находясь в очках виртуальной реальности, мы не смотрим на изображение, а фактически находимся внутри него. Иными словами создается так называемый «эффект присутствия (или погружения)» внутри виртуальной среды в искусственном мире.

Дополненная реальность - это одна из классификаций более широкого термина «смешанная реальность». В целом их можно обобщить, так как они выполняют примерно одни и те же цели и задачи. Если в виртуальной реальности мы воспринимаем полностью искусственную среду, то в случае со смешанной (или дополненной) реальностью цифровые объекты дополняют окружающую нас действительность, то есть, они интегрируются в то, что мы видим вокруг себя.

YLVtndBhbCI.jpg

- Когда эти технологии появились и стали доступны для всех?

- Марк Цукерберг, основатель Facebook, частенько публикует на своих страницах интересные видео 360° – он может разместить как видео собственного дома, так и кадры с поверхности Марса. Сделать что-то похожее может любой пользователь социальной сети – еще в 2015 году Facebook включил поддержку панорамных видеороликов, которые отображают происходящее вокруг зрителя. Google сделал это еще раньше: смотреть видео 360° на YouTube можно при помощи приложения – перемещая телефон или планшет, пользователь видит запись под разными углами. Можно воспользоваться и веб-версией сайта, двигая «точку зрения» мышкой. Охватывая все пространство вокруг оператора и даже его самого, ролики создают у зрителя эффект присутствия. Технология моментально нашла применение в медицине (борьбе с фобиями), архитектуре (для оценки этапов строительства), сфере культуры (виртуальные экскурсии по городам и достопримечательностям, документальные фильмы) и пр. С ее помощью можно в деталях рассмотреть проникновение злоумышленника на охраняемый объект или воссоздать картину происшествия. Практически в любой сфере деятельности можно с пользой применить возможности видео 360°. Подобные ролики существуют довольно давно, но популярными стали только сейчас. Все дело в доступности и широком выборе устройств: ролики можно смотреть на десктопе или на мобильном устройстве, используя специальные шлемы.

Вообще все указанные технологии появились не пять лет назад. Виртуальная реальность берет свое начало в конце 50-х (тогда начали появляться первые разработки). В 60-70-х годах появляются уже коммерческие VR-устройства для бизнеса. В основном подобные устройства применялись для военной сферы, например, тренировки для пилотов. Эти системы позволяли моделировать определенные ситуации. В 90-е годы виртуальная реальность появилась на игровом рынке. Тогда «бума» не произошло - сказались высокая стоимость устройств, низкое качество графики. Если говорить про последний виток технологии, то в 2012 году разработан шлем виртуальной реальности Oculus DK1, который повлиял на то, что довольно быстро стали появляться другие решения на рынке. Сейчас мы можем видеть, что крупнейшие корпорации заняты в этом бизнесе, идет безумная гонка за сегменты рынка. Еще один всплеск интереса к данным технологиям связан с популярной игрой в дополненной реальности Pokemon Go.

furniture.jpg

- Зачем детям изучать эти технологии?

- Сегодня, когда уже созданы различные устройства для погружения в виртуальную и дополненную реальность, идет борьба за людей, которые создают контент. Команда разработчиков, которые смогут найти новое применение технологий, создать качественный контент или захватывающий геймплей, займет сегмент рынка и будет успешной. Виртуальная и дополненная реальность - динамично развивающаяся отрасль. По прогнозам аналитиков рынок VR к концу 2020 года вырастет более чем в 20 раз (с $ 1,8 млрд до $ 37,7 млрд). Итак, VR/AR рынок развивается по экспоненте – необходимы компетентные специалисты.VR/AR разработчик - это профессия будущего. Такие гиганты, как Facebook, YouTube, Google находятся в постоянном поиске талантливых специалистов именно этого профиля. При этом войти в профессию очень легко. Школьники и студенты обожают игры. VR и AR - это новый вид развлечений, он начал свое развитие с игр. Поэтому новичкам можно начать получать опыт программирования с разработки игр в виртуальной и дополненной реальности. Думаю, что все родители знакомы с ситуацией, когда ребенка невозможно оторвать от какой-то компьютерной игры. Из своего опыта преподавания замечу, что самым эффективным способом в этом случае будет не запрет на игры, а смещение акцента с просто игры на разработку своей собственной. Когда ребенок начинает понимать, как устроена игра, то у него уже нет той страсти к игре, т.к. он уже понимает, что нажатия кнопок на клавиатуре вызывают всего лишь включение определенной анимации его компьютерного персонажа. У ребенка формируется интерес к созданию своей собственной игры, а это уже творческая работа, к тому же требующая знания программирования.

Виртуальная и дополненная реальности – особые технологические направления, тесно связанные с другими. Технологии включены в список ключевых и оказывают существенное влияние на развитие рынков Национальной Технологической Инициативы. Практически для каждой перспективной позиции «Атласа новых профессий» крайне полезны будут знания из области компьютерного зрения, систем трекинга, 3D моделирования и т.д. Например, если раньше все чертежи какой-то детали выполнялись в 2D формате, то сегодня сначала создают 3D модель, а уже из нее вытаскивают чертежи в 2D. Уже сегодня многие фирмы начали создавать трехмерные кадастровые паспорта. В перспективе кадастровый инженер будет сканировать помещения лазером, а далее специалисты по трехмерному проектированию по облаку точек строить 3D модель и раскладывать ее на чертежи и схемы. Чтобы соответствовать требованиям общества современный инженер должен обладать навыками работы в разных технологических средах. Растет спрос на работников, обладающих максимальной гибкостью и высокой креативностью, готовых как к самостоятельным действиям, так и к командной работе. В этой связи технологии виртуальной и дополненной реальности позволяют дополнять изображение реального мира виртуальными элементами – 3D моделями, видео, текстом и пр. Представьте: вы наводите планшет на какое-то оборудование, например, станок, и видите на экране гаджета принципы его работы, технические характеристики станка, все сложные внутренние процессы, которые вы никогда не увидите в обычных условиях, как на интерактивном «рентгеновском» снимке. Подобные приложения и решают разные задачи. Будущим инженерам она помогает в поиске оптимальных конструкторских решений, а, например, в биомедицине моделирование существенно снижает сроки и стоимость экспериментов в лабораториях. Виртуальная и дополненная реальность включены экспертами в список ключевых технологий. В ближайшем будущем практически для каждой перспективной профессии крайне полезны будут знания из области компьютерного зрения, систем трекинга, 3D моделирования и т.д. Итак, кем бы ни решил стать ребенок, в будущем ему очень пригодятся навыки работы с перспективными и актуальными технологиями. Моя цель как наставника обучать технологиям VR/AR для решения реальных задач.

вирт техн1.jpg

- Чему научится ребенок в кружке?

- Отмечу, что разработка приложений виртуальной и дополненной реальности - новый профиль Олимпиады Кружкового движения Национальной технологической инициативы – соревнований для школьников 8-11 классов. Победа в Олимпиаде дает 100 баллов ЕГЭ по одному из профильных предметов и возможность поступления в ведущие технические вузы России.

Также ребенок сможет научится делать проекты в геймдеве, бизнесе, ритейле, маркетинге, архитектуре, медицине. Освоив навыки создания приложений в виртуальной и дополненной реальности, он сможет приобщиться к молодой и одной из самых перспективных областей программирования. Полученные навыки VR/AR разработки, создания и ведения проектов добавят тысячу очков к любой профессии.

Перспективы технологий виртуальной и дополненной реальности очевидны. То как можно применять эти технологии вполне понятно уже сегодня. Пройдет еще примерно пять лет для того, чтобы VR и AR технологии пришли на массовый рынок. Поэтому именно те, кто изучают эти технологии сейчас, завтра получат неоспоримое преимущество.

yurta1.jpg

yurta2.jpg

Комментарии для сайта Cackle

© 2004-2020 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия, 

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: [email protected]

Учредитель - ООО "Байкал Медиа Консалтинг". Главный редактор:
Будаев Валерий Николаевич


Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^