β
μ


5 декабря 2019, 15:55

Буряад үнэн: "Техника любви кочевников"

Молодая монгольская пара, живущая в степи Внутренней Монголии, по китайским законам не может иметь больше троих детей. Но трое у них уже есть. Тогда Пагма посылает мужа в город за презервативами. Он едет в город вместе с русским шофёром (Владимир Гостюхин). Вместо презервативов Гомбо покупает телевизор, кепку, велосипед и, вернувшись домой, втыкает в землю ургу — шест с петлёй на конце, используемый для отлова лошадей. Урга в таком положении сигнализирует о том, что в данном месте пара занимается любовью.

Таков вкратце сюжет фильма Никиты Михалкова: «Урга – территория любви». Сюжет анекдотичный, но его тема гораздо шире и глубже в художественном и философском аспектах. Не будучи монголом, Михалков снял лучший фильм о современных монголах и «технике любви кочевников» (название одноименного спектакля Булата Гаврилова). Об этом, собственно, о технике любви и пойдёт речь в нашем материале.

Под пологом юрты


Есть ли у кочевников своя «Камасутра»? Особые кочевничьи способы любви? Ведь сами условия походной кочевой жизни, открытое пространство степи и внутри юрты не располагают к изощрённым утехам…

Г.Ф. Миллер в «Описании сибирских народов» пишет об этой стороне жизни кочевников: «Положение, в котором муж и жена спят рядом друг с другом, у лесных тунгусов особое. Они лежат оба на боку, головами в разные стороны и каждый берёт в лоно ноги другого. При этом они покрываются одним одеялом, верхний и нижний концы которого закрывают тому и другому плечи. Когда они устают лежать на одном боку, то переворачиваются оба одновременно на другой бок; это особенно часто делается зимой, потому что тогда они всё время лежат около очага, и сильный мороз в их холодной юрте побуждает их чаще переворачиваться. У других народов этой привычки нет, поскольку они спят друг подле друга так, как это принято у европейских народов.

Самоеды спят совместно таким образом, что жена прижимается задом к лону лежащего рядом на боку мужа, и в том же положении они осуществляют супружеское сожительство. Камасинцы и тайгинцы спят таким же образом, исключая время, когда очень холодно - тогда они лежат так же, как и тунгусы».

Других свидетельств этой сугубо интимной стороны жизни кочевников в описаниях путешественников и этнографов не встречается. Но есть другие, не менее любопытные обычаи и традиции…

Угостить девушкой


У Цыбена Жамцарано в его «Путевых дневниках 1903-1907 гг.», где описываются путешествия по этнической Бурятии и Монголии есть два эпизода на эту тему:«Не могу обойти один комичный случай. Я, избегая блох, спал в сарае, когда сыро – на дворе, и – перед сараем, когда небо чисто. В первую ночь приезда семьи Сакияевых ночь была сырая, облачная, но дождя не было. Однако, вечером я нашёл свою постель, разостланною в сарае. Я удивился, потому что раньше всегда сам устраивал себе постель (войлочек и подушка), удивился, тем более, что рядом с моей постелью была и вторая постель, слитая с моею. Я подумал, что эта постель предназначена для сына Сакияева. Только что разделся я и лёг, как приводят ко мне гимназистку Бадмажап. Привела-то старшая невестка Намсарая (не сестра гостьи, а другая) и, смеясь, заявила: «Спите, разостлали вам «обоим». Ушла. Мы опешили. Я вообще много видывал бурятских обычаев и нравов, но на этот раз не ожидал такого сюрприза. Набросив халат на плечо, забрав свою часть постели, я вышел на крыльцо сарая. Мы с Б. очень долго хохотали над простотой нравов бурят» (Жамцарано. с.175).

И вот второй случай: «Товарища, оказывается, «угостили» девушкой. Этот обычай существует в некоторых местах и носит такой же характер, как в культурных обществах дорогих гостей «занимают» хорошенькие барышни, дамы и пр.» (Там же. с.216).

По-научному это называется гостеприимным гетеризмом, и он практиковался у северных народов, тибетцев, уйгуров, на Кавказе, в некоторых областях Центральной России и т.д. Вот как описывает одну из её форм А. Н. Радищев в своем «Путешествии из Петербурга в Москву»: «Путешественник раздевается, идёт в баню, где его встречает или хозяйка, если молода, или её дочь, или свойственницы её, или соседки. Отирают его утомлённые члены; омывают его грязь. Сие производят, совлекши с себя одежды, возжигают в нём любострастный огонь, и он препровождает тут ночь, теряя деньги, здравие и драгоценное на путешествие время».

День не грехопадения

Но был ли на самом деле этот обычай у бурят? Специально этой темой занимался Бернгард Петри, но, несмотря на активные поиски, ничего не нашёл: «Гостеприимного гетеризма найти у бурят мне не удалось» (Петри. с.248).

А как же всё-таки свидетельства Жамцарано? Очевидно, в его случае в начале ХХ века это были отголоски ушедших традиций, о которых писал также Г.М. Осокин: «Супружеская жизнь не связана крепкими основами, чему виной отчасти бурятские ламы, которые в недавнем прошлом, в свои посещения знакомых семей, пользовались на правах почётного гостя женой хозяина; то же наблюдалось прежде и среди вообще знакомых между собой бурят. Жёны хотя и тяготились таким правом, но не имели оснований противостоять обычаю».

Близок к гостеприимному гетеризму бытовавший у бурят обычай «угостить» девушкой холостого друга из другого рода, когда хозяин уговаривал свою подругу отдаться приятелю. А также своеобразный День всепрощения, когда в течение двух дней после проведения обоо – летнего религиозного праздника, бездетные супруги могли заняться любовью на стороне. Делалось это с целью зачатия ребенка и не осуждалось обществом.

Рассказывая о свадебных обычаях у бурят, Г.М. Осокин отмечал весьма вольное поведение жениха и невесты до свадьбы: «Как один, так и другая часто не считают ничем предосудительным изменять до брака, и окружающие также смотрят на это «баловство» вполне равнодушно. Это объясняется и тем, что, как известно, физическая близость полов до брака у бурят не считается предосудительной, ревность же почти неизвестна у них».

А ночка тёмною была

Бурятский писатель S.N. во время военной службы в Монголии заночевал у аратов в юрте. Хорошо угостив, его уложили спать, а в темноте к нему скользнула женщина. Кто она была - его подруга одноночница, он так и не понял, в памяти остались лишь сладкое молодое тело и лукавые улыбки хозяек аила поутру.

А по рассказам нашего старшего поколения мы знаем, как в военные годы рано мужали мальчики подростки, и был нарасхват единственный мужчина на деревне.

Безусловно, с сегодняшней точки зрения нельзя оценивать традиции того времени. Они диктовались суровым образом жизни тогдашних кочевников – детей природы. У них не было распущенности и вседозволенности, но не было фанатизма и ханжества. Что и сделало неактуальной у нас сексуальную революцию ХХ века. Только Срединный путь - золотая середина в отношениях между мужчиной и женщиной порождает саму жизнь и делает её такой прекрасной.

Литература: 
- Б.Э.Петри. Вселенная сибирского шамана: история, легенды, обряды. Иркутск, 2014
- Г.Ф.Миллер. Описание сибирских народов. Москва. Памятники исторической мысли, 2009.
- Ц.Жамцарано. Путевые дневники 1903-1907 гг. Улан-Удэ, 2011.
- Г.М.Осокинъ, «На границъ Монголии», Очерки и материалы к этнографии Юго-Западного Забайкалья. С.-Петербургъ, 1906.

Источник: "Буряад үнэн", Александр Махачкеев.

Комментарии для сайта Cackle

© 2004-2020 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия, 

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: [email protected]

Учредитель - ООО "Байкал Медиа Консалтинг". Главный редактор:
Будаев Валерий Николаевич


Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^