Главный врач Республиканского наркологического диспансера Андрей Михеев и исполняющий обязанности заместителя главного врача диспансера по лечебной работе Андрей Алсаев
в программе «Мнение» радиостанции «Эхо Москвы» комментируют Всероссийский день трезвости, отмечаемый 11 сентября, работу наркологического диспансера и его отделений, проблему синтетических наркотиков, влияние длительных выходных в январе и мае на рост числа пациентов в наркологическом диспансере, и другие вопросы.
Андрей Михеев напомнил историю появления российского дня трезвости:
«11 сентября с 2005 года является официальным Днём трезвости в календаре России. История этого праздника уходит в прошлое столетие – 11-го сентября 1913 года по инициативе Русской православной церкви в России был учреждён этот день. Он был поддержан передовой интеллигенцией и отмечался до 1917 года. В этот день полностью запрещалась реализация спиртных напитков в кабаках в лавках. В 1913 году среднедушевое потребление алкоголя в России было значительно ниже, чем в современной России, и составляло около 4,5 литра на душу населения. Сегодня по республике эта цифра, по предварительным данным, составляет 5,5 литров, а в среднем по России – около восьми литров. Эти цифры опираются на официальные данные продажи спиртных напитков – то, что проходит через кассовый чек и контролируется системой ЕГАИС. До революции систематически употребляющих спиртные напитки было меньше половины населения - примерно 45 процентов жителей России придерживались полной трезвости».
Андрей Алсаев ответил на вопрос о том, как меняется отношение людей к алкоголю и наркотикам:
«По сравнению с периодом 20-летней давности определённые подвижки в этом плане имеются. В социальных сетях сейчас очень популярны фитнес-блогеры, то есть, культура здорового жизни намного популярнее, чем в 90-е годы. Романтизации употребления наркотиков, которую мы видели в те годы, сейчас, конечно, уже нет, но, тем не менее, определённые проблемы в этом плане есть».
По словам Андрея Михеева, первоочередная задача наркологического диспансера - это профилактика и разъяснение последствий алкоголизации, применения наркотиков и курения:
«Мы оказываем неотложную наркологическую помощь, у нас есть палата интенсивной терапии, которая, к сожалению, не пустует. Лица с алкогольными психозами, с тяжёлыми сопутствующими соматическими заболеваниями, которые проистекают на фоне алкогольных психозов - это контингент палаты интенсивной терапии. Есть и реабилитационное отделение, которому уже около шести лет – это новое направление нашей деятельности. Отделение небольшое, на 25 коек, но здесь работают психологи, социальные работники, психотерапевты с целью научить человека жить без наркотиков и без спиртных напитков, адаптируя его в социальном плане – здесь помогают с восстановлением документов, трудоустройством и даже направлением на учёбу».
Андрей Алсаев рассказал об отделении неотложной наркологической помощи:
«Оно у нас рассчитано на 24 койки, из них три койки - в палате интенсивной терапии. Сюда поступают достаточно тяжёлые пациенты и большая нагрузка ложится на медперсонал - порой приходится переводить пациентов в другие лечебно-профилактические учреждения нашего города. Употребление суррогатов и длительный запой приводят к осложнениям соматических заболеваний, развившихся вследствие длительного употребления алкоголя, возникают алкогольные психозы, и состояния, которые им предшествуют - всё это повседневная работа отделения неотложной наркологической помощи».
Андрей Михеев считает, что есть сезонные всплески госпитализаций в наркологический диспансер:
«Мы проанализировали данные за последние пять лет – их первый пик приходится на январь после длительных новогодних каникул. Следующий пик приходится на май - майские каникулы также сопровождаются алкоголизацией. И третий пик – июль-август, это отпускной период. По смертности от алкогольных отравлений и от алкогольно-ассоциированных заболеваний за последние пять лет тоже фигурирует январь, а также март, который, возможно, связан с нашим национальным Праздником белого месяца. В России уже есть опыт других субъектов – например, Москва и Московская область ограничивают в период зимних каникул время реализации алкоголя. Мэрия Кызыла в Республике Тыва в первый день праздника Белого месяца полностью запрещает реализацию алкоголя. Мы не умеем отдыхать - может быть, надо взять своих детей, сходить с ними в бассейн, на праздничные ёлки, навестить своих старших родственников с традиционной белой пищей, но без белой водки».
По словам Андрея Алсаева, наркология не входит в систему обязательного медицинского страхования:
«Все услуги у нас оказываются либо на бюджетной, либо на платной основе. Платная у нас только анонимность, мы готовы всем желающим оказать помощь на бюджетной основе, но это будет влечь за собой постановку на учёт, и какое-то время после выписки придётся походить к наркологу. Одно дело - получать лечение в обычном отделении, где ты принял таблетку, лёг и лежишь, выздоравливаешь. И другое дело, когда с тобой работает психолог, каждый день общается с тобой, и тут без собственной мотивации на выздоровление и на достижение трезвости ничего не получится».
Андрей Михеев рассказал об изменении позиции минздрава в отношении использования пролонгированных препаратов – «Торпедо», «Эспераль» и прочих:
«Позиция главного нарколога минздрава России Евгения Алексеевича Брюна заключается в том, что подход (к проблемам с алкоголем и наркотикам – ред.) должен быть с участием психолога, психотерапевта и общественности. О наличии некоей «золотой таблетки» сегодня речи не идёт - её просто нет. Сегодня в Москве и Московской области метод кодирования Довженко и применение препаратов с вшиванием запрещено в связи с их недоказанной эффективностью».
Главный врач Республиканского наркологического диспансера привёл примеры других регионов:
«Чечня торгует алкоголем два часа в сутки - когда мы об этом говорим, наши оппоненты нам говорят в ответ - что вы ставите в пример мусульманскую республику? Но в Республике Тыва время торговли алкоголем ограничено четырьмя часами (с 11 до 15 часов – ред.), а это тоже буддийская республика – в Бурятии сейчас торгуют алкоголем с 9 до 21 часа. У нас есть поселения, где полностью запрещена реализация алкоголя. Это Алаг-Шулун Окинского района, где сами жители приняли такое решение чуть меньше 20-ти лет назад. Мы хотели бы провести анализ состояния их здоровья, продолжительности жизни и материального состояния. Село Улюнхан в Курумканском районе расположено в очень живописных местах рядом с известными курортами Кучигер, Алла, Умхэй – там тоже введён полный запрет на продажу алкоголя. А в Якутии таких поселений более двухсот. Но всё это работает только в комплексе – надо заполнять досуг населения спортивными и культурными мероприятиями».
Андрей Алсаев рассказал о тревожной ситуации с распространением новых видов наркотиков:
«Примерно с конца 2015 года у нас в республике появились новые синтетические наркотики, и за эти четыре года картина изменилась очень резко. Если до этого времени мы имели дело в основном с дикорастущей коноплёй, которая произрастает во многих районах Бурятии, и с лицами, употребляющих наркотики группы опия, то сейчас нам каждый день преподносит новые сюрпризы. Подпольные химические лаборатории изобретают всё новые и новые виды наркотических средств, тестируют их на нашем население - в этом году мы выявили у наших пациентов два новых соединения, которые раньше в нашей республике не встречались. Проблема достаточно серьёзная, и если в отношении дикорастущей конопли и мака мероприятия правоохранительных органов более эффективны и дают какой-то зримый эффект, то в отношении новых препаратов, которые распространяются через защищённый интернет, через о скрытые сайты, всё это отследить намного сложнее».
По словам Андрея Михеева, новые синтетические наркотики опасны тем, что с ними очень быстро развиваются психотические (глубокие психические – ред.) расстройства:
«За последние три года число лиц с такими расстройствами, госпитализированных в нашем отделении, резко возросло».
Андрей Алсаев ответил на вопрос о ситуации с продажей спиртосодержащих жидкостей:
«К сожалению, запрет на реализацию «Боярышника» вводился временно, и срок этого запрета истёк. Конечно, у нас его не продают в крупных торговых сетях, как это было до введения запрета, но, тем не менее, наши пациенты периодически нам сообщают, что употребляли его. А другие спиртосодержащие суррогаты как были в продаже, так и есть – тот же самый «Витасепт».
Андрей Михеев развеял миф о качественном самогоне:
«Наша практика показывает - в тех районах, где наблюдалось резкое снижение реализации алкоголя, увеличилась смертность от алкогольной кардиомиопатии (поражение сердечной мышцы вследствие длительного употребления алкоголя – ред.). Мы имеем такие ножницы – потребление официального алкоголя упало, а смертность выросла – наверное, это говорит о качестве самогона. Мы исследовали у себя в лаборатории состав самогона, идущего на реализацию, и увидели там очень высокое содержание ацетона и сивушных масел. Низкая реализация официального алкоголя наблюдается в Бичурском, Джидинском, Хоринском и Мухоршибирском районах, и в этих же районах наблюдается высокая смертность от фальсифицированного алкоголя».
↓