Еще с начала нулевых власти Бурятии мечтают о превращении республики в центр мирового туризма. В 2007 делались радужные прогнозы о том, что Бурятию захлестнет волна туристов, причем как с запада, так и с востока, ибо у республики очень удобное расположение – фактически – это ворота в Азию (или из Азии в Россию, как вам удобнее). В 2013 Вячеслав Наговицын утверждал, что в самое ближайшее время – вот, буквально через два года республика примет ни много ни мало – 2 миллиона туристов, причем по большей части – из Китая. Однако на дворе уж 2019 год и никаких двух миллионов туристов нет и в помине. Нынче власти уже осторожнее прогнозируют будущие туристические потоки в республику и считают туристов по головам, правильно разделяя их на иностранных (западных и азиатских), российских, тех, кто приезжает в командировку и кто на учебу, транзитных и тех, у кого конечная цель – Байкал и Бурятия.
Большой потенциал
И одно то, что республика стоит на стыке востока и запада, недостаточно для того, чтобы стать туристической Меккой. Для азиатских туристов республика недостаточно Запад, для туристов с Западной Европы недостаточно Восток. Ведь, если нужен восток или запад, стоит всего лишь проехать чуть дальше, зачем же стоять на пороге.
А один только Байкал и уникальная культура Бурятии не способны привлечь сотни тысяч туристов, которые ринутся осваивать фактически дикий туризм, наплевав на комфорт и простые радости цивилизации. В действительности большинство туристов, если и готовы потратить свои денежки на то чтобы увидеть Байкал, но не готовы ради этого умереть (для начала от шока при виде деревянных удобств во дворе). И если уж говорить о Байкале как о туристическом объекте, то в первую очередь нужно помнить, что пляжный туризм – это не про Бурятию. И дело не только в том, что лето в регионе слишком короткое и холодное, Байкал – это нечто большее, чем простое озеро для отдыха. Байкал как туристический объект следует, скорее, соотносить с Ниагарским водопадом – много воды, но не для купания, можно только посмотреть, сделать селфи, и держаться в рамках введенных ограничений. А то, что ограничения для туристов на Байкале необходимы, понимают сейчас все.
Кроме того, о бурятской стороне Байкала и уникальной культуре на берегах этой стороны мало кто знает. То есть, простые туристы банально не информированы о туристических возможностях региона. И будем честны - туристические возможности региона не настолько хороши, как об этом кричат со всех сторон. От многократного повторения слова «халва» во рту слаще не станет: и как бы мы не распевали об уникальной сохранившейся культуре семейских, о том, что Бурятия – центр российского буддизма со всеми причитающимися атрибутами – дацанами и уникальным артефактом – нетленным телом Хамбо ламы Этигелова, о том, что от Улан-Удэ до Байкала рукой подать – всего 2 часа езды по нашим дорогам, Бурятия все еще недостаточно хороша, чтобы в нее повалили толпы туристов. Почему? Ответить на это можно задав простой вопрос: а много ли россиян знают об уникальной культуре амишей в Америке и готовы ли россияне совершить туристическую поездку в США, чтобы специально посмотреть на них? Или специально ехать в ту же Америку, чтобы ознакомиться с самобытной культурой индейцев? Такие путешествия если и совершаются, то, как правило, в основном в научных целях. При этом российский турист, который едет посмотреть на тех же индейцев, обязательно проедет через настоящие центры мирового туризма – Нью-Йорк, Сан-Франциско, Лас-Вегас.
Главная беда - инфраструктура
Первый и самый важный ответ на вопрос в заголовке: ибо это Россия. Остальное уже вытекающее из этого факты: в Улан-Удэ не появится нормальной цивилизованной инфраструктуры в ближайшие 50 лет, так как либо все своруют еще на стадии начала строительства, либо все построенное за миллиарды рублей рухнет в течение первых двух лет – это если своруют уже во время строительства. Про дороги к уникальным туристическим культурным и природным объектам можно и не писать – все знают состояние дорог.
Тот самый турист, который все-таки приедет в Бурятию, оплатив долгий и слишком дорогой перелет, уже достоин хотя бы уважения – это вопрос к сервису, а также комфортных условий пребывания в республике – это вопрос к инфраструктуре. Возможно, благодаря новому ведомству - министерству туризма – наконец-то появится что-то вменяемое по единому комплексному подходу к туристической инфраструктуре. Ну а пока сидим на том, что есть – хаос в гостиничной и ресторанной сфере. Несмотря на то, что туристическая сфера Бурятии нацелена на разного туриста с разным уровнем дохода и ожиданий, в республике все еще не выстроены инфраструктурные цепочки по популярным турмаршрутам. То есть, грубо говоря, встретив богатого туриста в нашем демократичном аэропорту, мы везем его в гостиницу 5*, а оттуда по турмаршруту, где обедать он будет в забегаловке с туалетной бумагой вместо салфеток, а выехав на Байкал, справлять нужду в объектах деревянного зодчества с дырой в полу. С такой инфраструктурой тогда можно было бы позиционировать регион как «эстетику ***ней» – красивые высотки в центре столицы и выгребные ямы рядом.
Массовый или элитарный туризм
Власти республики все никак не могут определиться: на какого туриста все же стоит ориентироваться и что в первую очередь развивать – то ли массовый туризм, то ли привлекать туристов классом повыше. Вроде бы ради экологии и мировой жемчужины Байкала нужно поменьше туристов, но по новому плану правительства туризм у нас важнейший сектор экономики, и, соответственно, надо как-то выкручиваться. При этом у нас все еще не на что посмотреть и особо нечем заняться – как для обычного туриста, так и для элитарного.
Слабые намеки на игровую зону на Байкале встречают такой массовый протест среди жителей республики, словно власти собираются заставить весь берег Байкала игровыми автоматами, в которые будет играть все население республики. Вот в этом и вся нынешняя политика правительства – вместо того, чтобы грамотно объяснить, на что на самом деле будет похожа обособленная игровая зона в стране, где запрещены казино, и сколько инвестиций, а потом и живых денег, привлекают такие зоны в регион, власти запускают намеки и получают шквал негодования.
Проблема в головах
А жители республики между тем не готовы пустить на родные земли ни одного китайского инвестора, в то же время с радостью читая новости о заходе южнокорейских инвесторов. Хотя для китайцев не составляет большого труда зарегистрировать совместное предприятие в Южной Корее или в Малайзии, и отправить сюда своих южнокорейских партнеров инвестировать китайские же деньги в Россию.
И это еще одна причина – почему Бурятия не станет центром мирового туризма в ближайшие полвека (а возможно и более века) - менталитет местных жителей и неграмотная политика правительства. Пока одни умалчивают о том, что происходит и почему это хорошо или плохо, другие разводят свою пропаганду среди населения и эксплуатируют китайцефобию в своих интересах. При этом только единицы из тех и этих реально готовы работать на благо Бурятии и для развития туризма в регионе.
Автор: Татьяна Олзоева
↓