Начальник отделения межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Управления по контролю за оборотом наркотиков МВД по Республике Бурятия майор полиции Наталья Безъязыкова и предприниматель, выздоравливающий наркоман и алкоголик Егор Иванов
в программе «Большой повод» на радиостанции «Эхо Москвы» в Улан-Удэ комментируют меры, предпринимаемые государством в области борьбы с оборотом наркотиков и профилактики наркомании, роль общественников в этом процессе, виды реабилитации нарко- и алкоголезависимых, и другие темы.
По словам Натальи Безъязыковой,
«основной задачей нашего правоохранительного органа министерства внутренних дел по Республике Бурятии является выявление и пресечение преступной деятельности лиц, участвующих в незаконном обороте наркотиков, также в наши функции входит профилактика. В целях выявления и пресечения преступной деятельности органами внутренних дел ежегодно изымаются наркотические средства, психотропные вещества, и регистрируются преступления, а также лица, их совершившие. По итогам 2017 года на территории Бурятии было изъято свыше 1150 килограммов наркотических средств. Необходимо отметить, что 99 9 процента этих средств относится к наркотикам растительного происхождения, производных дикорастущей конопли. На территории республики это растение произрастает достаточно обильно, но за последние пять лет изъятие этого вида наркотиков снизилось в 1,8 раза. Этим вопросом занимались как органы внутренних дел, так и правительство Бурятии, были выделены денежные средства на уничтожение дикорастущей конопли химическим способом. Этот способ является наиболее эффективным, и с 2012 года площадь, на которой растёт конопля, уменьшилась в республике почти в пять раз – с 5855 до 1846 гектар. На территории Бурятии почти не стало героина – если в 2012 году его было изъято 714 грамм, то в 2017 году – всего 29 грамм. Это объясняется эффективностью принятых мер в отношении наркосбытчиков и пресечением поставок наркотиков в республику. Но появилась новая опасность и новая беда для России - новые виды синтетических наркотических средств, которые, в том числе, зашли на территорию Бурятии из других регионов. Синтетических наркотиков в республике в прошлом году было изъято чуть больше килограмма, а на территории Иркутской области - почти 42 килограмма. в Забайкальском крае – 4,5 килограмма. В прошлом году были перекрыты каналы поставок наркотиков в Бурятию из Санкт-Петербурга, Новосибирской области и Красноярска. В Иркутской области наркотиков изымается примерно столько же, но у них доля героина гораздо выше. По итогам 2017 года в Бурятии было зарегистрировано 4236 наркопотребителей. Лидером по потреблению наркотиков в Бурятии является Улан-Удэ, и также в тех районах, где произрастает конопля, местные жители являются её активными потребителями».
Егор Иванов предупредил о чрезвычайной опасности, так называемых, «солей»:
«Мы начали говорить о волне новых, синтетических наркотиков ещё года три назад. Я по роду профессии часто бываю в Иркутской области, у меня там есть друзья, которые занимаются профилактикой распространения наркотиков и работают в реабилитационных центрах. Тогда Иркутск уже захлестнула волна новых наркотиков - так называемых, «солей». Через два года эта волна пришла к нам - количество употребляющих «соли» растёт в геометрической прогрессии. Для того, чтобы выехать на плантацию конопли или купить героин, нужно время, а для того, чтобы поднять «закладку» ничего не надо – закинул деньги на карту, тебе указали место, где лежат наркотики – и всё, вперёд! Молодёжь не понимает разницы – химия или нет, а непреодолимая тяга появляется уже после первого употребления «солей».
Наталья Безъязыкова подчеркнула, что воздействие наркотиков не ограничивается вредом для здоровья:
«Соль» - это синтетический наркотик, при первой же пробе у человека появляется зависимость с поражением центральной нервной системы. У человека наступает острый психоз, и самое страшное, что в таком состоянии человек может совершить тяжкое действие как в отношении других лиц, так и в отношении самого себя. Это опасный и страшный вид наркотика».
По словам Егора Иванова, у него есть много знакомых, посещающих, так называемые, группы поддержки:
«Если говорить о «солях», то процент их потребителей, приходящих на группы, увеличился. Изменился и их возраст – если раньше на группы приходили относительно молодые люди от 28 до 35 лет, то сейчас это может быть 17-18-летняя молодёжь. Наркомания стремительно молодеет, и когда я смотрю на этих детей, мне становится страшно – у меня дочери сейчас почти 13 лет. Эта программа – возможность рассказать родителям и детям, чтобы они умели говорить: «Нет!». В моей семье моих родителей не научили говорить: «Нет!», и меня не научили говорить: «Нет!». Алкоголь - это социально приемлемый наркотик, его употребление не запрещено, и он ещё является средством коммуникации – во время застолий, когда вместе собирается вся семья, почему-то обязательным стало употребление алкоголя. В моей семье такого сейчас нет, посидеть и покушать без алкоголя - это пожалуйста. А наркотики тоже средство коммуникации - молодому человеку нечего делать, некуда идти, нечем заняться – ну, что, давай попробуй? Молодой человек думает – один раз попробую. Есть же такое выражение – «в жизни надо попробовать всё», но, кто-то потом не может отказаться. Это всё – вопросы воспитания в семье, когда молодым людям не дали любви, воспитания и правильного мышления».
Отвечая на вопрос о деятельности Антинаркотического комитета и антинаркотических комиссий, Наталья Безъязыкова сказала следующее:
«Государственный антинаркотический комитет занимается координацией деятельности органов исполнительной власти - от федеральных до местных - и это очень важный орган, который располагается в Москве. Далее, в каждом субъекте Российской Федерации созданы комиссии, в состав которых входят все министры, все первые лица ведомств, и решения этих комиссий обязательны к исполнению на уровне муниципалитетов. Основные задачи комиссий - осуществление мониторинга наркоситуации и оперативное реагирование на изменяющуюся наркоситуацию. Комиссии адресно доходят до конкретной улицы, конкретной семьи и конкретного человека».
Егор Иванов отметил продуктивность сотрудничества общественников с властями:
«Благодаря Госнаркоконтролю ребятам, которые собираются для того, чтобы поддерживать трезвость, город выделил помещение на безвозмездной основе. У 50-100 человек появилась возможность сохранить свои жизни, а у людей, которые всё ещё употребляют, появилась возможность прийти туда, когда они узнают, что выход возможен. Есть Анонимные Наркоманы, Анонимные Алкоголики, Созависимые (это те, которые живут с наркоманами и алкоголиками) – для них есть такие группы».
По словам Натальи Безъязыковой, сегодня преступные схемы распространения наркотиков опираются на возможности интернет:
«Все правоохранительные органы, и, в том числе, Управление наркоконтроля по Бурятии занимаются выявлением и пресечением деятельности сайтов, которые содержат запрещённую информацию о возможности приобретения наркотиков. Нашим управлением за полгода было выявлено 27 таких сайтов. Заблокировать их достаточно просто - необходимо зайти на официальный сайт Роскомнадзора, и написать заявление. Роскомнадзор реагирует достаточно быстро - проверяет сайт и блокирует его. Это может сделать любой человек, и мы призываем к этому всех родителей и активную молодёжь, которая с нами сотрудничает. Кроме того, членами антинаркотической комиссии в Улан-Удэ был продуман алгоритм борьбы с надписями, которые рекламируют сайты, где можно приобрести наркотики. Сотрудники МВД или простые граждане, выявляя эти надписи на фасадах зданий, заборах или гаражах, передают их нам. Мы проверяем адреса этих сайтов и передаём администрации города, а она выходит на владельцев этих зданий, гаражей и заборов, чтобы они приняли меры по закрашиванию этих надписей. Ещё у нас есть активная молодёжь, которая не дожидается этой переписки, они просто ставят нас в известность - мы закрасили, там сто надписей и здесь 20 надписей. За последние полгода силами волонтёров было ликвидировано свыше трёхсот надписей».
По словам Егора Иванова,
«у зависимого всегда есть оговорка - я один раз попробую, и всё, больше не буду, если не понравится. А потом ещё раз, и ещё раз - я всегда могу бросить, у меня есть сила воли - человек начинает себе рассказывать такие сказки. И дело здесь совершенно не в силе воли, она здесь не причем. Надо подумать - зачем мне это употребление, и откуда взялись в моем круге эти ребята, предлагающие мне наркотики? Может быть, я не там нахожусь? А если уж я оказался в месте, где употребляют наркотики или алкоголь, надо сказать: «Нет, я не хочу». Применительно к алкоголю и наркотикам одного раза слишком много, а тысячи раз - всегда недостаточно. Одно или эпизодическое употребление не поднимет мою самооценку и не сделает меня краше в глазах других людей. Моя самоценность не зависит от того, употреблю я наркотики или нет. А если я себя не ценю, конечно, я попробую себя убить хотя бы один раз, потому что наркотики и алкоголь – это один из видов самоубийства».
↓