β
μ


29 ма€, 17:48

‘ото: news.yandex.ru

Ђји‘-»ркутскї: „то объединит бур€тский народ?

ЂЌа одном €зыке. Ѕуддийский лама о том, что объединит бур€тский народї

»нтервью насто€тел€ ”сть-ќрдынского окружного дацана Ђ“убдэн ƒаржелинї ламы «оригто Ѕатуева с корреспондентом Ђји‘-»ркутскї

29 ма€ буддисты отмечают день рождени€ Ѕудды. ¬ преддверии этого праздника насто€тель небольшого сельского дацана в »ркутской области рассказал об одной из главных целей буддизма в –оссии

»сторически сложилось так, что Ѕур€ти€ разделена территориально: часть народа живет в ѕрибайкалье, а часть Ц за Ѕайкалом. ѕри этом многочисленные районы раскиданы по област€м так, что зачастую существуют автономно, в отрыве от региональных центров культуры и столиц. Ќо это далеко не сама€ больша€ проблема, оказывающа€ вли€ние на разобщенность народа, который молитс€ разным богам, говорит на множестве диалектов, но при этом всЄ дальше уходит от сохранени€ родного €зыка.

¬ »ркутской области расположены сразу несколько районов, где в основном проживают бур€тские семьи. —амый большой из них Ц ”сть-ќрдынский Ѕур€тский округ. “ри года назад на должность насто€тел€ ”сть-ќрдынского окружного дацана Ђ“убдэн ƒаржелинї был назначен молодой лама «оригто Ѕатуев.  орреспондент Ђји‘-»ркутскї поговорил с ламой о том, что изменилось за эти годы в дацане и посЄлке, как можно Ђподружитьї буддизм и шаманизм, а также о том, дл€ чего мир должен сохран€ть малые народы и €зыки.

ќксана ÷епилова, Ђји‘-»ркутскї: Ќасто€телем дацана вы стали в 2015 году. „то за это врем€ изменилось и как прошли эти годы дл€ вас?

«оригто-лама:  огда € пришЄл работать в дацан, он находилс€ в довольно удручающем состо€нии, хот€ весь комплекс был довольно новым. ѕерестраивать пришлось всю внутреннюю жизнь - от экономической составл€ющей - хоз€йство дацана, внутреннее убранство и утепление дугана (храма), до правил и пор€дков проведени€ молебнов. ¬сЄ требовало изменений и даже некоторого ужесточени€. Ќо прежде всего был нужен какой-то материальный источник дл€ нормальной жизни, чтобы элементарно купить хлеб, заплатить за электричество, провести ремонт. » здесь нужно понимать, что внешним финансированием дл€ таких религиозных организаций как наша, может быть только спонсорска€ помощь. „тобы иметь независимый источник дохода, мы построили трапезную. ≈Є могут посещать прихожане и все усть-ордынцы, и благодар€ этому небольшому доходу мы теперь можем решать насущные проблемы.

- “ерритории ”сть-ќрдынского Ѕур€тского округа в основном насел€ют шаманисты Ц приверженцы традиционной бур€тской веры. — какими трудност€ми вы сталкиваетесь в св€зи с этим?

- ¬ы правы. Ќаш дацан находитс€ в необычном дл€ буддизма месте. »сторически сложилось так, что на территории ѕриангарь€ буддизм развивалс€ в меньшей степени, чем в Ѕур€тии или «абайкалье. ќсобенно сильный провал произошЄл в советские годы, когда религию повсеместно старались вычеркнуть из жизни. ¬ ѕриангарье от буддизма за это врем€ остались разве что традиционные имена. Ќаш дацан пыталс€ укрепитьс€ на усть-ордынской земле с 90-х годов. ѕервый храм был построен практически в поле, между сЄлами, и естественно не смог существовать в отрыве от людей. —овременный дацан возвели в 2011 году уже в центре поселка ”сть-ќрдынский.

 огда € заступил на должность насто€тел€, самым большим удивлением дл€ мен€ был тот факт, что многие жители даже не имели пон€ти€ о том, что это за сооружение. Ќе про€вл€ли никакого интереса. ƒл€ мен€ это было абсурдным, как можно было несколько лет ходить мимо дацана и не понимать, что это храм? ѕорой было такое, что заходили на территорию и искали шаманов.

«а три года мы провели большую информационную работу и сегодн€ усть-ордынцы уже понимают разницу между ламами и шаманами. ” нас есть группы в соцсет€х, в которых состоит немало местных жителей, а также иркут€н. —ейчас люди знают о дацане, мне кажетс€ мы приобрели хорошую репутацию. ” нас по€вились друзь€, которые помогают дацану безвозмездно, причЄм среди них есть и шаманисты и православные. Ёто люди, которые понимают, что оказыва€ помощь, ты прежде всего помогаешь себе.

- »нтересен ли буддизм современной молодЄжи?

- ћен€ часто приглашают иркутские студенты и € с удовольствием рассказываю о философии и истории буддизма.   сожалению, такого интереса со стороны усть-ордынских образовательных учреждений пока нет. Ќо € верю, что он очень скоро возникнет.

-  акова в св€зи с этим ваша миссионерска€ позици€? ѕо логике, вы ведь должны стремитьс€ распространить буддизм?

- я себ€ миссионером не считаю. Ѕолее, того, в буддизме миссионерство вообще не практикуетс€. Ёто пон€тие подразумевает некое насаждение, принуждение человека к своей вере, что совершенно не свойственно буддизму. ѕоэтому любые просветительские меропри€ти€ с нашей стороны направлены на расширение кругозора. ¬ера Ц это свободный выбор каждого человека.

Ќапример, к шаманизму буддизм не относитс€ враждебно. Ќаоборот. «ачастую обр€ды, проводимые шаманами, есть и у лам. Ѕолее того, мы ведЄм совместную с шаманами работу, вместе участвуем в культурных и просветительских меропри€ти€х.

„то касаетс€ распространени€ буддизма, мы твердо убеждены в том, что его главна€ цель в –оссии Ц воссоединение бур€тского народа. »менно этой мыслью горю и €, занима€сь распространением учени€ Ѕудды Ц народу, чтобы выжить и продолжатьс€ на этой земле, нужно воссоединение.

-  ак далеко сейчас бур€тский народ от этого единства по вашему мнению?

- Ёто остра€ проблема. — одной стороны, век интернета и соцсетей играет большую положительную роль в вопросе объединени€ народа - знание стало гораздо доступнее. ¬се новости, которые касаютс€ наших традиций, праздников и культуры мы узнаем мгновенно. — другой стороны, при всЄм положительном развитии нашей культуры, бур€тский €зык терпит бедствие. » на это конечно вли€ет множество факторов. »сторически из-за расселенности бур€т возникло большое количество наречий, и по сей день в обществе идут споры, какое из них нам следует вз€ть за титульное. Ќа сегодн€шний день литературным €вл€етс€ хоринский диалект. Ќа нЄм говорит почти весь «абайкальский край, половина Ѕур€тии и частично говор€т в »ркутской области - в ќльхонском и Ёхирит-Ѕулагатском районах. Ќа нЄм пишутс€ книги. Ќо тем не менее, до сих пор носители диалектов считают, что выбор литературной нормы был неправильным. Ёто отношение надо в корне мен€ть.

ƒаже мы сейчас начали многие молебны проводить не на тибетском, а на бур€тском €зыке, чтобы народ понимал смысл службы. ¬едЄтс€ больша€ работа по переводу тибетских проповедей на бур€тский €зык. ¬ этом нас поддерживает и его св€тейшество ƒалай-лама, который всегда говорил, что службы нужно проводить на родных дл€ людей €зыках.

—трашнее всего, что молодежь практически не понимает €зыка, и не говорит на нем. ћы потер€ли сразу несколько поколений, когда в течение дес€тков лет родным €зыкам не удел€лось внимание и порой даже запрещалось говорить на них. » восполнить этот пробел будет крайне трудно. Ѕур€тский €зык разительно отличаетс€ от русского €зыка в интонаци€х и акцентах, поэтому получаетс€ сильный акцент и стеснение в произношении. я сам рос и в русской среде, но при этом дома у мен€ разговаривали по-бур€тски. ¬о врем€ учебы в монастыре € выучил тибетский. Ќа всех этих €зыках при старании могу говорить без акцента. Ётому можно научитьс€. Ќикто не запрещает знать свой родной €зык и любить свой народ. »менно это при возможности € объ€сн€ю всем молодым бур€там. «нание родной культуры и €зыка обогащает человека. Ќадо знать, чтобы быть внутренне богаче, чтобы выполнить свой долг перед предками. ƒолг предкам отдавать не брызганьем водки, а знанием.

- —ейчас все человечество стремитс€ к тому, чтобы говорить на одном €зыке и понимать друг друга. ƒл€ чего миру сохран€ть разные €зыки?

- ћожет быть это прозвучит странно, но сохран€ть разнообразие €зыков и традиций нужно именно дл€ мира. ≈сли вы думаете, что когда все человечество заговорит на одном €зыке, наступит мир во всем мире, то вы ошибаетесь. “акого не будет. «аставить все народы стереть различи€ и стать едиными в одном €зыке и культуре можно только насильно. Ќам нужно ценить то, что пришло к нам из прошлого, нашу уникальность. ј единение должно быть под лозунгом Ђћы разные, но мы вместеї. ¬озьмите дл€ примера нашу –оссию, еЄ засел€ет великое множество народов. Ќо при этом нас всех должно объедин€ть понимание того, что мы одна наци€ - росси€не. Ќаци€, говор€ща€ на множестве €зыков. ћы должны сохран€ть эти уникальности, как наследие земли, как наследие человечества. Ќам ведь жалко тер€ть животных, страшно осознавать вымирание видов. “очно так же и €зыки Ц это красота мира, которую надо беречь.

»сточник: irk.aif.ru

  • ¬ечное в ћире-это Ќебо(как космос),религи€ как и Ѕоги,выдуманы людьми,не будет людей,и веры,как и Ѕогов не будет-а Ќебо будет.
  • ¬ечное в ћире-это Ќебо(как космос),религи€ как и Ѕоги,выдуманы людьми,не будет людей,и веры,как и Ѕогов не будет-а Ќебо будет.
  • ¬ечное в ћире-это Ќебо(как космос),религи€ как и Ѕоги,выдуманы людьми,не будет людей,и веры,как и Ѕогов не будет-а Ќебо будет.

© 2004-2018 информационное агентство ЂЅайкал ћедиа  онсалтингї

—в-во о регистрации —ћ» Ёл є ‘— 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано ‘едеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследи€


јдрес: 670000 респ. Ѕур€ти€, г. ”лан-”дэ, ул. —молина д.54б

“елефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90 †

E-mail редакции: info@baikal-media.ru


”чредитель - ќќќ "Ѕайкал ћедиа  онсалтинг"†

√лавный редактор: Ѕудаев ¬алерий Ќиколаевич

ѕолитика обработки персональных данных

 Ќаверх 

ѕри перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с насто€щего сайта на иных ресурсах в сети »нтернет гиперссылка на источник об€зательна. ѕерепечатка либо иное использование текстовых материалов с насто€щего сайта в печатных —ћ» возможно только с письменного согласи€ автора, правообладател€. ‘отографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласи€ автора (правообладател€) и с об€зательным указанием имени автора и источника заимствовани€

¬ случае использовани€ †материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

–едакци€ оставл€ет за собой право полностью или частично удал€ть комментарии пользователей.





^