Депутат Народного Хурала Бурятии, Председатель комитета республиканского парламента по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Анатолий Кушнарёв и юрист Максим Козлов
в программе «Клинч» на радиостанции «Эхо Москвы» в Улан-Удэ дискутируют на темы принудительной эвакуации автомобилей, нарушивших правила стоянки и остановки, с улиц Улан-Удэ и изменений в закон 2012 года об эвакуаторах и штрафплощадках, предлагаемых депутатами республиканского парламента.
Анатолий Кушнарёв рассказал о том, что депутаты разработали законопроект,
«учитывая то, что в обществе проявляется очень много недовольства, правда, в нашем комитете никаких письменных обращений нет, но устных обращений было очень много, эта тема стала активно подниматься и в прессе. И дошло до того, что даже один из сотрудников аппарата Народного Хурала на себе испытал все прелести этой эвакуации - от него мы получили вообще самую свежую информацию, и решили действовать. Вот так появился этот законопроект».
Максим Козлов не согласен со многими положениями нового законопроекта:
«Какой существует порядок сейчас? В соответствии с кодексом об административных правонарушениях сотрудник ГИБДД вправе принять в определённых случаях решение о задержании транспортного средства. Согласно нашему федеральному законодательству сотрудник ГИБДД не вправе сам эту машину куда-то отвозить - этот вопрос должен решаться на уровне субъекта законом о перемещении, транспортировке и хранении задержанных транспортных средств. И наш законодатель в 2012 году этот вопрос решил, на мой взгляд, просто идеально - транспортировку задержанных транспортных средств осуществляет специализированная организация, которая заключила договор с МВД. Раз МВД принимает решение о задержании транспортного средства, то логично, что оно и выбирает организацию, с которой будет взаимодействовать по этому вопросу. Такой порядок существует и на настоящий момент. МВД провело конкурс с тем, чтобы у нас в городе было всего две специализированных организации - по мнению МВД, этого достаточно. Были сформулированы требования к специализированным организациям, и по результатам конкурса были определены две организации, с которыми был заключён договор. Я, как представитель специализированных организаций, которые выиграли этот конкурс, считаю, что этот законопроект направлен на то, чтобы переиграть результаты конкурса, который состоялся в августе прошлого года в Улан-Удэ».
Анатолий Кушнарёв отверг претензии в какой бы то ни было ангажированности депутатов:
«Мы ничьи интересы не представляем - нас выбирает народ, и мы думаем прежде всего о народе. Главная задача законопроекта - чтобы предоставляемые услуги были качественными, и была здоровая рыночная конкуренция. Мы изучили субъектовую базу, и выяснилось, что есть только три субъекта Российской Федерации, где этот конкурс проводит МВД. В подавляющем большинстве регионов эти конкурсы проводит минтранс, минэкономики или минпром, но не полиция. И полиция у нас не хочет этим заниматься – они, по сути, были вынуждены выполнять роль уполномоченного. Мы в законе хотим, чтобы уполномоченным у нас было правительство в лице министерства транспорта».
Максим Козлов не согласился с тем, что в данной ситуации можно говорить о рыночной конкуренции:
«Анатолий Григорьевич нам говорит про конкуренцию, но конкуренция - это когда человек выбирает, а у нас тут человек ничего не выбирает - какую специализированную организацию вызвать, выбирает сотрудник ГИБДД. Сейчас какую из двух стоянок выбрать, сотрудникам ГИБДД говорят на инструктаже. Они знают, какая стоянка сегодня дежурит, и не гадают, какая стоянка ближайшая, в каком районе она находится. У нас много городов, которые больше чем Улан-Удэ, и в которых есть только одна специализированная организация на весь город. У нас сейчас есть две стоянки на 50 машин каждая, и никогда они не были забиты полностью».
По словам Анатолия Кушнарёва,
«если у нас будет одна стоянка, с кем она будет конкурировать? Они потихоньку спустят и качество услуг. Если бы у нас, например, не было конкуренции по позным, и была бы одна буузная на Улан-Удэ – какое бы качество там было?».
Максим Козлов считает, что
«сотрудники ГИБДД следят за деятельностью спецстоянок, сейчас гражданин, если что-то происходит, жалуется в первую очередь в ГИБДД, а ГИБДД может расторгнуть со стоянкой договор, провести новый конкурс, и выбрать нового исполнителя - это не проблема».
По мнению Анатолия Кушнарёва,
«принципиальное различие той позиции, которую защищает Максим, и которую предлагаем мы, в том, что не МВД, а министерство транспорта будет проводить эти торги, в том числе, с понижением цены, но требования и балльная система остаются всё теми же. И второй момент – если мы принимаем закон, то те договоры, которые есть на сегодня, они не отменяются - закон обратной силы не имеет».
Максим Козлов считает, что
«аукцион на понижение цены - это то, что убивает качество, это признаёт сам минэкономразвития. У нас эвакуаторщик должен быть очень хорошо квалифицированным человеком - он вашу драгоценную машину поднимает в воздух, и загружает на эвакуатор. Ему надо где-то научиться это делать - это большая ответственность. А когда какая-то левая организация предложит самый маленький тариф, просто чтобы выиграть - это путь к тому, что жалоб будет в 10-30 раз больше. Сейчас жалоб на сохранность автомобилей нет. Второй момент - Анатолий Григорьевич говорит - давайте в отношения между ГИБДД и специализированной организацией впихнём посередине ещё и минтранс. То есть, минтранс будет заключать договор со специализированной организации, но минтранс же не принимает решение о задержании транспортного средства! Минтранс не будет на месте, где забирают вашу машину, минтранс не будет выдавать разрешения на выдачу вашего автомобиля. Если у вас начнутся какие-то вопросы, и вы будете в дежурной части кричать сотрудникам ГИБДД: «Почему так? Почему сломали? Почему оторвали?», а они будут говорить вам через окно: «Все вопросы в минтранс!».
По словам Анатолия Кушнарёва,
«минтранс не должен выполнять роль МВД - он будет только контролировать специализированные стоянки, на которые доставляется эвакуированный транспорт. И потом в конкурсе сразу отсекаются те организации, которые идут на понижение цены, и у которых нет профессиональных специалистов и специальных машин. Останутся профессионалы, и среди них будет борьба на понижение цены, но не за счёт качества, а за счёт каких-то других элементов снижения себестоимости предоставляемых услуг».
Максим Козлов привёл в пример зарубежный опыт:
«В США есть такое правило - ты можешь купить эвакуатор за свой счёт и купить у города лицензию. Увидел машину в неположенном месте, зафиксировал её на фотографии, и тут же увёз эту машину. Там не сотрудник ГИБДД принимает решение, но у нас решение о нарушении принимает сотрудник ГИБДД. Когда люди возмущаются и говорят - почему ГИБДД это делает - здесь политика ГИБДД научить людей не парковаться в неположенных местах».
Анатолий Кушнарёв рассказал о принятом решении не выносить закон на ближайшую сессию Народного Хурала:
«Комитету мы рекомендовали либо отозвать этот законопроект, либо перенести на последующую сессию в связи с тем, что выявилось очень много дискуссионных моментов. Единственное, с чем все ведомства согласились, что уполномоченным должен быть минтранс. Принято и второе решение - мы создаём рабочую группу из всех заинтересованных сторон, и до 20-го мая вносим этот закон в новой редакции. И мы можем включить в рабочую группу представителей бизнеса».
Максим Козлов поблагодарил Анатолия Кушнарёва за приглашение поучаствовать в совместной работе, и обратился к депутатам:
«Я хочу отметить вот что - у нас в этом году будет последняя сессия перед выборами Народного Хурала. Как я понимаю, что этот закон хотят принять до выборов. И я хочу обратиться к депутатам Народного Хурала, которые планируют участвовать в выборах на следующий созыв - уважаемые депутаты, ни в коем случае не голосуйте за этот закон, потому что может получиться так, что ваши избиратели будут вам вменять в вину, что этот закон не заработает так, как ожидает Анатолий Григорьевич. Не надо вводить лишнее регулирование, не надо нагружать наше правительство и минтранс дополнительными функциями - МВД справляется».
Анатолий Кушнарёв в свою очередь обратился к радиослушателям:
«Мы хотим сделать закон живым, и прежде всего думаем об интересах наших граждан. Во вторую очередь мы думаем о бизнесе, поэтому всё, что здесь прозвучало, мы ещё будем обсуждать на рабочей группе».
↓