8 июля в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета отпраздновали Всероссийский день семьи, любви и верности. В этот день на мероприятии центральное внимание зрительного зала было приковано к семье Алексея Цыденова.
Алексей Самбуевич впервые представил общественности свою супругу Ирину. Они воспитывают четверо детей. Старший сын уже учится в МГТУ имени Баумана, средний закончил 5 класс, дочка – первый. Младшему ребёнку четы нет ещё и года. Как уже говорилось в СМИ, семья Цыденовых приехала в республику в конце июня.
В знаменательный день исполняющий обязанности главы республики отметил, что семья для него главная ценность. Он старается больше времени уделять дорогим его сердцу людям.
- Совместное воспитание детей, нашего будущего - это своеобразный путь, вечная ценность, - отметил Алексей Цыденов.
А в своем эксклюзивном интервью, для местного издания
«Номер один», Ирина Цыденова впервые рассказала о совместной жизни, о приоритетах, о самом главном в семье возможно будущего главы Бурятии.
– Ирина Викторовна, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, о себе. В каком городе Вы родились? В какой семье?
– Я родилась в Чите. В обычной счастливой семье. Я второй ребенок, у меня есть старший брат. Как и все советские дети, ходили в детский сад. Я окончила физико-математическую школу. Там же, в Чите, поступила в медицинскую академию. На третьем курсе познакомилась с Алексеем, сыграли свадьбу. Будучи студентами, переехали в Хабаровск. Там окончила Дальневосточный государственный медицинский университет. Ординатуру прошла уже в Москве во Втором медицинском университете. Я врач-фтизиопульмонолог, работала у замечательного профессора Стаханова. А потом родились дети. Первый ребенок у нас родился еще в Чите, а в 2005 году у нас родился Георгий. Потом Алексей предложил: «Давай ты будешь полностью заниматься бытом и семьей, а я буду меньше думать о доме и заниматься хлебом насущным».
– Сложно ли Вам далось решение отказаться от собственной карьеры?
– Как и любой женщине, решение далось сложно. Хотелось себя реализовать в чем-то еще. Но сейчас я понимаю, что я реализовалась здесь – на поприще быта, детей и надежного тыла для мужа.
– Сейчас как первая леди республики Вы можете реализовать себя и в других сферах.
– Я смотрю на эту возможность положительно. Но любым делом я предпочитаю заниматься основательно, хорошо. Делать на «удовлетворительно» или некачественно – это не для меня. Я перфекционист, если я что-то делаю, значит, это дело должно быть доведено до конца. Сначала все проекты нужно глубоко обдумать. И здесь возникает вопрос: хватит ли мне времени этим заниматься и не останутся ли дети без должного внимания? Наши дети привыкли, что мама всегда рядом, что с мамой можно все решить, обсудить любые проблемы. Поэтому надо будет найти баланс.
– Как познакомились с Алексеем Самбуевичем? Сколько Вам было лет и чем он Вас покорил?
– Все знакомства проходят банально. Мы ничем не отличаемся от других. Познакомились еще студентами. Он учился в Забайкальском железнодорожном институте, я – в медицинской академии. Они часто группой проводили время вместе, отдыхали. У них это было все всегда организованно и весело. Видимо, потому что там учился Алексей. Он ребят звал на пикники, они вместе отмечали праздники, ходили в музеи. А вот у меня практически не было столько свободного времени – была учеба, большие тяжелые книжки, которые обязательно нужно было прочитать. Но звезды каким-то чудом сошлись. Мы случайно встретились с Алексеем у подруги моей мамы. Ее дочь училась вместе с Алексеем и дружила с его самым близким другом.
– Это была любовь с первого взгляда?
– Я тогда об этом не думала, у меня была на уме только учеба, карьера. Потом оказалось, что он меня и раньше видел, мы жили в одном районе.
– Действительно ли по Вашей инициативе сейчас Алексей Самбуевич учит бурятский язык? Почему это для Вас так важно?
– Все-таки он бурят. У него замечательные родители. Папа, Самбу Цыденович, и бабушка знают в совершенстве бурятский язык. Когда мы познакомились, они часто переговаривались друг с другом на бурятском. Я тогда еще думала: «Как же так? Все в семье разговаривают, а Алексей не знает родного языка». Алексею сразу стала говорить, что надо обязательно выучить, тем более что вот они, здесь, носители языка. Эти разговоры у нас были и после свадьбы.
– Соблюдаете бурятские традиции? Отмечаете национальные праздники?
– Конечно, отмечаем. Я поддерживаю все традиции в семье. У нас дома есть буддийский алтарь – гунгарба. Я регулярно звоню тете Алексея, если мне что-то непонятно, она меня просвещает по этому поводу. Отмечаем Сагаалган, леплю буузы на «ура». Недавно приезжала сестра Алексея, мы с ней лепили буузы, сдавала ей "зачет". Она похвалила, сказала, что у меня здорово все получается.
– У вас четверо детей – это подвиг в наше время.
– Ничего трудного тут нет. Это с первым сложно, а со вторым, третьим, четвертым уже ничего сложного. Самое главное – режим и дисциплина, вот и все. Режим соблюдать дети должны, особенно в эру гаджетов, компьютеров, от которых их не оторвать. Все дети у нас играют в гаджеты в строго очерченное время, и при этом сначала обязательно должны что-то сделать для себя и для дома.
– Вы строгая мама, а Алексей Самбуевич – добрый папа?
– Конечно, добрый. Потому что он их мало видит. Он по ним жутко скучает, они по нему тоже сильно скучают, безумно его любят. Конечно, он для них все. А я, так как нахожусь рядом 24 часа в сутки, иногда играю роль строгой мамы, потому что воспитатель какой-то должен быть. Но я с детьми всегда договариваюсь. И если мы пришли к какой-то договоренности, то я прошу, чтобы они, если дали какое-то слово, это слово держали.
– Расскажите, пожалуйста, о детях.
– Каждая мама любит своих детей и считает, что они лучшие и самые дорогие сердцу. Старший сын Илья учится в университете имени Баумана, это его мечта, с девятого класса хотел туда поступить. Учится сам, никто ему не помогает, намеренно пошел на отличную от папы специальность. Сказал, что будет строить свой жизненный путь, он очень самостоятельный ребенок. Он у нас при своем мнении, умеет его отстоять и обосновать. Я им горжусь, в его 19 лет он большой молодец. Средний – Георгий – тоже упертый. Он у нас с искринкой, озорник, юморист, любит острые словечки вставлять. Он у нас самый позитив: что бы ни случилось, он все время улыбается – это все от Алексея. В том числе и то, что он никогда не сдается. А младший малыш – Лев – пока у нас совсем маленький.
– Кто из детей пошел в отца? Обычно девочки похожи на отца, так же и Кира?
– Да, нам Господь дал одну девочку, это такое счастье. Мы вообще не ждали, что она у нас появится, это был большой сюрприз. В семье Алексея одни мальчики, только у тети есть дочка – сестра Алексея, она единственная, остальные все – братья. Я была уже морально готова к тому, что у нас будет полк солдат. Так как Кира растет среди мальчиков, я не скажу, что она у нас мягкая, стеснительная. Она у нас растет как боевой ребенок, но все в пределах допустимого. Мне нравится, что она сообразительная и, самое главное, честная. Я в детях всегда это поддерживаю, чтобы они были добрыми, понимали, что такое хорошо и что такое плохо, были порядочными, любили людей независимо от статуса или от материального достатка. Они просто должны любить людей, потому что люди – это самое главное, что у нас есть. Порой друзья могут появляться из ниоткуда, но если мы будем плохо к ним относиться, они могут и уходить в никуда.
– Как вы проводите совместный досуг?
– Очень весело. Алексей у нас не сидит на месте. Мы всегда куда-то выезжаем, что-то смотрим, где-то путешествуем. На то, чтобы посидеть, полежать, у нас практически нет времени. У нас всегда отдых полезный и активный. Дети к этому уже привыкли, они тоже активные, не домоседы. Они и должны быть такими, это нормально. Ненормально, когда дети ничем не интересуются. А когда они любознательные, когда они тебя постоянно куда-нибудь тянут – надо что-то посмотреть, успеть куда-то – это здорово.
– Какой последний был ваш совместный выход в свет?
– Мы с Алексеем были на выставке Даши Намдакова. Я потом и детей тоже отдельно туда свозила, нам очень понравилось. Гениальный художник. Когда мы едем в отпуск с детьми, то любим путешествовать, посещаем выставки, музеи. Ездили на Байкал. Красивая природа, замечательные люди. Дети в восторге.
– Спорите с мужем по каким-то вопросам, касающимся воспитания детей?
– Нет. А когда с ним спорить – его дома нет. У нас понимание человеческого воспитания совпадает. Самое главное, чтоб выросли хорошими людьми – это основное. Остальное жизнь сама поправит.
– Есть ли у вас помощницы, няня?
– Няню мы взяли только сейчас, с четвертым ребенком. Я уже ничего не стала успевать, нужно же старшим детям внимание уделять. Прекрасная няня, мы ее нашли в Москве, она калмычка по национальности. Открытый, порядочный человек. Я ей могу доверить самое дорогое – ребенка.
– Советуется ли Алексей Самбуевич с Вами по рабочим вопросам? Рассказывает о проблемах?
– Очень редко, потому что дом создан для того, чтобы отдыхать. А работа должна оставаться на работе. Когда он переходит порог дома, я его редко расспрашиваю, только в тех случаях, когда он выглядит очень грустным. Если вижу, что все хорошо, значит, можно не спрашивать его о работе, потому что иначе он снова начинает переживать, включаться в работу, и настроение может испортиться. Иногда он просит совета, я ему говорю то, что думаю. Но он поступает так, как считает нужным. Какие-то советы могу дать, но у него есть своя голова, и он ею пользуется, я думаю, на отлично.
– Как Вы относитесь к политике? Каким должен быть политик?
– Честным по отношению к себе и по отношению к людям. Все-таки политика, в первую очередь, избирают люди. Бывает очень много ситуаций, когда политики прогибаются под события, но мне кажется, нужно всегда, при любых ситуациях оставаться, прежде всего, человеком по отношению к себе, по отношению к окружающим, придерживаться моральных принципов.
– Иногда политикам нужно выкручиваться...
– Это действительно так. Но, опять же, это «выкручивание» должно быть в рамках допустимого, в пределах разумного, честности. Мир всегда пробует вас на прочность, подкидывая вам массу различных жизненных ситуаций. Смотрит, как вы выкрутитесь. Выйдете из ситуации достойно – хорошо. Всегда есть тонкая ниточка, которая тянет тебя к достойному выходу, и этим надо все время пользоваться.
– Алексей Самбуевич теперь публичный человек. Как Вы к этому отнеслись?
– Он и не может быть человеком непубличным, у него такая харизма. Алексей очень общительный. В связи с тем что он хочет принести много пользы на каждом своем рабочем месте, он общается с очень многими людьми из разных сфер, его знают многие. Кстати, в Москве мы вместе ходили на различные мероприятия. Поэтому, я думаю, что по публичности мало что изменилось, но вот ответственности стало намного больше. Он человек «беспокойный». Обязательно будет ездить смотреть районы по несколько раз в год, чтобы контролировать, были ли изменения. Я думаю и верю, что все будет прекрасно. Должна возродиться наша замечательная Азия, чтобы весь мир знал о Бурятии, о ее красотах. Начнем с России – чтобы, по крайней мере, не говорили, что Улан-Удэ – это где-то в Монголии. Чтобы Бурятия звенела, чтобы ее видели и знали. Потом займемся продвижением республики в мире – в планах Алексея уже все наброшено. У него это получится!
↓