Миллиарды рублей взносов граждан на капитальный ремонт лежат на банковских счетах и не используются по назначению.
Третий год длится история скандалов, митингов, судов по поводу очередного жилищного «оброка», свалившегося на головы россиян – обязательного платежа за капитальный ремонт многоквартирных домов. Чудес не бывает, и точку в неравном противостоянии государства и простых граждан поставил Конституционный суд РФ в апреле этого года. Вердикт однозначный (с незначительными оговорками) – всё законно, платить взносы придется всем. Но, как выяснилось почти одновременно, миллиарды уже заплаченных наиболее законопослушными гражданами денег … вот уже два года лежат на банковских счетах и не используются по назначению. То есть фонды, по мнению некоторых экспертов, по факту занимаются пустым накопительством, при этом зарплаты сотрудников региональных операторов оказались выше, чем средние по субъекту – в некоторых регионах почти в три раза.
Деньги для ремонта или ремонт для денег?
Первый звонок прозвенел еще 1 марта – в правительстве РФ на совещании о ходе реализации программ капитального ремонта. Тогда стало известно, что в 2015 году из собранных 97 млрд. рублей было использовано только 25 млрд. рублей. По итогам совещания заместитель председателя правительства Дмитрий Козак дал четкий посыл субъектам РФ, что все собранные с граждан средства должны быть использованы «копейка в копейку в тот год, когда они внесены». Резонное требование, особенно если учесть общее экономическое положение и темпы инфляции в стране. По данным Росстата в 2015 году инфляция в России составила 12,9%.
Спустя полгода эффективностью работы региональных операторов и ходом реализации региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов поинтересовались эксперты центра ОНФ «Народная экспертиза». И что же? Анализ показал, что часть собранных с граждан средств на капремонт по-прежнему лежит на банковских счетах и не используется по назначению. По данным портала «Реформа ЖКХ», в регионах на конец августа 2016 г. неиспользованными остаются 34 млрд руб. взносов граждан на капитальный ремонт.
Всего неиспользованными могут остаться до 17% средств, собранных с граждан. Конечно, это не три четверти, как в 2015 году, но ведь и общая сумма не сравнима. Самое поразительное, из этих 34 млрд. руб. неиспользованных средств 4 млрд руб. собраны в 12 регионах еще в 2014-2015 годах и не планируются быть потраченными и в текущем году. В числе таких субъектов РФ Красноярский край (990 млн руб.), Ярославская (669 млн руб.), Омская (630 млн руб.) области.
Хорошее слово «аккумулирование»
Закон о капремонте появился в декабре 2012 года, а начал действовать с 1 января 2013 года. В Бурятии обязанность платить взносы на капремонт наступила с 1 ноября 2014 года. Тогда волну критики вызвала одна из самых высоких расценок в стране – 7,7 рублей за кв. метр. После шквала недовольства по поручению главы республики тариф был дифференцирован и теперь он колеблется от 3,5 до 6,1 рубля в зависимости от типа дома и его благоустройства.
Сейчас собираемость взносов на капитальный ремонт в России по официальным данным в целом составляет 80,5%. Но это не точная цифра - "средняя температура по больнице". На этом фоне Бурятия заняла прочное место в «середняках» - у нас, по разным источникам, этот показатель составляет от 57 до 67%. Эксперты признают, что если где-то платят, то еще есть регионы, жители которых не отчисляют на капремонт ни копейки. От чего конкретно зависит сие щекотливое обстоятельство, доподлинно неизвестно. Пока же, в свете новых известий о неэффективном использовании средств, создается впечатление, что главным и определяющим понятием из 9 пунктов Устава фонда стал (был?) пункт первый, а именно «аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений в многоквартирных домах». А дальше – как уж получится.
Дальше в лес – меньше взносов
Хуже всех взносы платят жители Чукотки и Северного Кавказа. Настолько «хуже», что в 2015 году, например, в Ингушетии взносы делали только 1,8 процента жителей, в Кабардино-Балкарии - 6,7, на Чукотке - 6,8, в Северной Осетии - 12,3, Тыве - 14,6. В этих регионах сейчас ищут способы, как исправить ситуацию. "Если людям объяснить, что эти средства пойдут не в карман чиновнику, а на ремонт их собственных подъездов, на благое дело, то, уверен, и проблем с собираемостью не будет. В других же округах таких проблем нет", - заявил ранее в интервью "РГ" министр строительства и ЖКХ Михаил Мень.
Примечательно, что регионы, где «проблем с собираемостью нет», действительно существуют. К 100% близятся показатели в Костромской области (97,8 процента), Республике Татарстан (96,9), Ленинградской области (96,5), Тульской области (93,5), город Москва (93,2), Белгородской области (91,2).
Бурятия, напомним, устроилась в середине всех рейтингов со своими 67%, а в начале 2016 года заняла 42-е место в рейтинге эффективности реализации программы капремонта среди 85 региональных операторов России. Ближайшие соседи республики – Иркутская область и Забайкальский край, занимают 40 и 72 строчку соответственно.
О «бедных» регоператорах замолвите слово
Между тем, эксперты выявили ничем не объяснимое соотношение качества работ региональных операторов с уровнем их зарплат. «На деле мы видим, что с граждан собираются огромные деньги, но по каким-то причинам региональные операторы не могут или не хотят потратить их на капитальный ремонт жилых домов - заявил руководитель Центра ОНФ по независимому мониторингу указов президента «Народная экспертиза» Виктор Рожков.
Буквально на днях, в октябре текущего года эксперты ОНФ в рамках мониторинга проверили зарплаты сотрудников региональных операторов капитального ремонта. В большинстве регионов их зарплаты оказались выше, чем средние по субъекту, в то время как саму программу капремонта на 2014-2015 гг. большинство регионов в полном объеме не выполнило. ОНФ настаивает на необходимости включить в трудовой договор пункт о взаимосвязи зарплаты и эффективности трудовой деятельности регоператоров капремонта.
Средняя зарплата сотрудников регоператоров, как отмечают эксперты ОНФ, рассчитывалась, исходя из фонда оплаты труда и штатной численности сотрудников за 2015 г., информация о которых была взята из открытых источников (преимущественно из бухгалтерской отчетности и годовых отчетов региональных операторов).
В тройку рекордсменов по соотношению зарплат регоператоров и средней зарплаты по региону вышли - Курганская, Астраханская и Ярославская области. В Курганской области сотрудники регоператора в среднем получают 64 тыс. руб., что почти в 3 раза больше средней зарплаты в регионе, в Астраханской - 73,4 тыс. руб., или в 2,88 раза больше средней по субъекту, в Ярославской - 61 тыс. руб. (превышение в 2,3 раза).
В Липецкой области и Ненецком автономном округе эти показатели составляют 54,6 тыс. руб. и 157,5 тыс. руб. соответственно, или превышение в 2,2 раза. В Новосибирской - 54,8 тыс., что в 2,2 раза выше, чем средняя в регионе. В Пензенской области и Удмуртской Республике - 47,3 и 50,66 тыс., соответственно, или в 2 раза больше средней по региону зарплаты.
При этом, эксперты ОНФ подчеркивают, что при сравнении берется в расчет средняя заработная плата всех сотрудников регоператоров, в то время как зарплата руководителей может быть существенно выше, чем у рядовых сотрудников. Всего в рамках мониторинга удалось проверить зарплаты в 41 регионе: остальные регионы не предоставили данные либо о зарплатах своих сотрудников, либо об их численности.
Эксперты ОНФ также сравнили в 8 регионах лидеров рейтинга доходов с результатами их работы и обнаружили, что согласно данным, представленным на сайте Фонда содействия реформированию ЖКХ за 2014-2015 гг., большинство регионов не выполнили программу капитального ремонта за 2014-2015 гг.
«Зарплаты сотрудникам фондов выплачиваются из региональных бюджетов, поэтому необходимо сделать процесс формирования бюджетов самих фондов более прозрачным. Как могут сотрудники фонда получать большие по меркам региона зарплаты, когда в фонде отсутствует должный контроль реализации программы капитального ремонта, и в итоге запланированные работы не выполнены?» - задаются вопросом эксперты ОНФ.
Регоператоры должны отчитываться не только о планах и результатах своей деятельности, но и о численности своих сотрудников и их квалификации. В ОНФ считают необходимым привязать уровень зарплат сотрудников фондов к эффективности их работы, что повысит их ответственность и качество работы всей системы капитального ремонта.
«Система не жизнеспособна!»
В Улан-Удэ здравомыслящие люди с самого начала приняли новшество в штыки. Более того, надеялись, законодатели все-таки разберутся, что новая система коррупциогенна и нежизнеспособна. Сегодня они «в раздумьях». Вот что рассказал Александр Цыренов, собственник квартиры по ул. Ключевской:
- Я юрист, и точно знаю, чем чревата данная система. Мы должны платить какому-то фонду, который не потрудился даже заключить с нами договора и прочая, и прочая. Написал письма-обращения в надзорные органы и не платил по этим филькиным грамотам. За свою трехкомнатную малометражку накопил 4 тысячи «долга» – платил по чуть-чуть, а надо 421 рубль ежемесячно. Срок ремонта, посмотрел на сайте – 2024 и 2032 годы. До первого ремонта, дай Бог, доживу. Но ведь что решил Конституционный суд России?! Придется гасить долг, хоть и уверен, система не продумана и не сработает – жизнь докажет, и ждать долго не придется.
Житель дома по улице Вакарина, 1б, Николай Иванович Морозов тоже «повоевал» на этом поприще:
- В апреле 2015 года жильцы нашего дома получили уведомления о долге за неоплаченные месяцы с августа 2014 года (по 3-5 тысяч), когда якобы были разосланы договора каждому жильцу. Но их никто не получал! Собрания жильцов никто не проводил, решения о перечислении в «общий котел» не было. Тем не менее, доказать в судах ничего не удалось, даже несмотря на аудоизапись. Решение Железнодорожного суда поддержал Верховный суд Бурятии. Так и объяснили – против администрации мы не пойдем. Тут подоспело и решение КС РФ. Что делать, мы пошли на мировую, чтоб не платить по полной все издержки судов. Единственный вывод – судиться бе-спо-ле-зно! Платить придется 100 %, если и не согласен – юристы фонда уже набили руку при попустительстве надзорных органов.
Но наш собеседник все же намерен в ближайшее время подать жалобу в прокуратуру и выяснить – кому и когда были вручены договора от фонда капремонта РБ, при том, что эта работа была оценена фондом в 1,5 миллиона рублей. Пусть проверят эту никогда не существовавшую, по мнению Николая Ивановича, «работу» фонда.
Ирина, жительница Улан-Удэ:
- Капремонт оплачиваем ежемесячно – 450 рублей. 6,84 за 66,70. Надоели, короче, что еще придумают, даже страшно подумать. А куда деваться? Без них ни субсидий, ни пособия не оформишь. Платим региональному оператору. Когда будут ремонтировать наш дом? Да понятия не имею – да и что это меняет?
Источник: "Молодежь Бурятии", автор: Маргарита Ихенова
↓