β
μ


30 сентября 2016, 11:58

Молодежь Бурятии: "Разбор полетов на дорогах Бурятии"

Автомобильный рынок стремительно развивается. Вслед за ним развиваются и транспортные услуги, такие как например, юридические службы. И как грибы после дождя в республике растет количество контор с автоюристами всех мастей и специализаций. «Молодежь Бурятии» узнала, как в Бурятии работают частные взыскатели выплат по автострахованию.
ДТП, авария, автоподстава. Каждый из случаев – лакомый кусок для автоюристов. Но что происходит на самом деле за спиной автомобилиста, угодившего в дорожные неприятности?

Позолотите ручку на расходы

Ситуация на дороге: два автомобиля столкнулись на перекрестке. Пострадавшие позвонили в ГИБДД, дежурную часть. По телефону им сообщили, что сотрудники Госавтоинспекции прибудут на место. Однако вместо полицейских на место происшествия подъезжают некие лица, которые представляются аварийными комиссарами или автоюристами.

Подобный случай не редкость. С такой практикой решения дорожного спора столкнулся улан-удэнец Алексей М. Зимой 2014 года он стал участником ДТП не по своей вине. Легковой автомобиль, следовавший за Алексеем позади, не соблюдал дистанции и столкнулся с ним. На место оперативно прибыл человек, назвавшийся аварийным комиссаром. Сотрудник одной из юридических фирм Улан-Удэ находчиво взял дело в свои руки и предложил водителям разобраться на месте, не дожидаясь сотрудников ГИБДД. Свои услуги комиссар оценил почти в одну тысячу рублей. Оплатить операцию по установлению ущерба предложили виновнику ДТП, тот согласился. По предварительной оценке на месте, автомобиль пострадал на 63 тысячи рублей.
Пострадавшему Алексею сообщили, что необходимо приехать через два дня в юридическую контору для окончательной оценки ущерба. В назначенный день Алексей явился к юристам, которые огорошили новостью: «автомобиль пострадал гораздо сильнее, его восстановление обойдется дороже, чем в 63 тысячи рублей. Поэтому необходимо страховой компании в суде предъявить счет на 100 тысяч рублей.» При этом в компании поспешили предупредить, что работают за проценты и в данном случае заберут свои 30% от названной суммы. Фактически Алексей должен был получить 60 тысяч рублей, а юридическая компания-посредник – всю оставшуюся сумму, то есть около 40 тысяч рублей.

Правда, в подобных случаях в числе пострадавших может оказаться и страховая компания, которой придется сильно раскошелиться.

«Я вас не вызывал»

На дорогах Бурятии работают не только аварийные комиссары, но и автоюристы. Причем как легально, так и не совсем.

Практика, когда на место аварии для оформления ДТП выезжают аварийные комиссары страховых компаний уже давно действует в цивилизованной Европе. Там полицейские не занимаются оформлением мелких ДТП. При аварии люди звонят в страховую компанию и к ним приезжает компетентный специалист страховой компании — аварийный комиссар. Он должен оказать участникам ДТП всю необходимую помощь.

Однако в России служба аварийных комиссаров введена недавно, а потому без накладок не обошлось.

Службы аварийных комиссаров появились в нашей стране еще в конце 90-х годов. Сначала в Москве и Санкт-Петербурге, затем в других городах, например, с 2003 года в Новосибирске. Создавались они страховыми компаниями для установления причин, характера и размера убытков по страховым случаям при ДТП. В первую очередь, в интересах страховщиков. Но это оказалось не столь прибыльным делом, потому постепенно службы стали более независимыми.

Эксперты рынка автострахования утверждают, что сегодня мало страховых компаний со своей службой аварийных комиссаров. Этим в свое время воспользовались коммерческие структуры, которые давно организовали службу аварийных комиссаров и легитимно оформляют ДТП по ОСАГО, опираясь на правила дорожного движения. В п.2.6 ПДД РФ сказано: «Водители в случае ущерба менее 25 тысяч рублей оставляют место ДТП, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств».

Если разногласий нет, то водители, причастные к ДТП, не обязаны сообщать о случившемся в полицию.

Сегодня, когда происходит ДТП и дежурный «на пульте» сообщает об этом, на место аварии одновременно приезжают несколько представителей разных организаций (автоюристов или аварийных комиссаров). Иногда они не могут поделить потерпевшего и доходит даже до драк за клиента.

Все чаще сейчас улан-удэнцы сталкиваются с такими ситуациями. При этом у незваного гостя есть все данные, которые были указаны в заявке на вызов ГИБДД.

- Мы столкнулись нос к носу. Вызвали как полагается ГАИ, а через минут 20 к нам приехали два человека и сказали, что оба автоюристы и будут разбираться с этим делом. Причем они были удивлены увидеть друг друга на месте и стали спорить, кто раньше подъехал и имеет право работать. Документов не показали, сказали на словах, один, что он от страховой компании, другой, что от ГИБДД, - рассказала автомобилистка Алтана Аюшиева.

Во время работы сотрудники частных контор предлагают взять на себя все: и разбирательства, и оценку суммы ущерба, осмотр авто, и даже ремонт. Естественно, многие автовладельцы охотно соглашаются. Однако здесь существуют подводные камни.

Кто невиноват, тот платит дважды

Деятельность автоюристов активно развивается именно в регионах. Автоюристы за определенное вознаграждение или процент от суммы выигранной в суде премии обещают автомобилистам решить любые споры со страховой компанией в части ОСАГО. Но, как правило, для автовладельца это оборачивается новыми проблемами.

Например, мало, кто знает, но заключение договора с автоюристом сулит в будущем дополнительные финансовые расходы.

«Автоюристы обещают взыскать со страховой кругленькую сумму в пользу автомобилиста. Но для этого необходимо подписать договор на уступку права требовать выплаты. То есть оформлением всех документов, судебными издержками будет заниматься посредник, а не сам автомобилист. И почему-то не все предупреждают, что автовладельцу придется потом оформлять документы в налоговой и платить налог 13% с заработанных автоюристом штрафов», - рассказала юрист Елена Будаева.

Терпят убытки и страховщики. Аварийные комиссары и автоюристы приносят страховым большие убытки, ведь потерпевшие «не успевают» попасть в офис страховой, их обрабатывают еще на месте аварии.

Автоюристы часто пользуются практикой максимального разделения страховой выплаты на отдельные иски. Страховщику подается иск по получению основной выплаты, иск по возмещению морального вреда, иск по присуждению штрафа. Каждый иск сопровождается требованием о возмещении представительских и других судебных расходов. Кроме того, после заключения договора на переуступку юридических прав в пользу автоюриста рассмотрение спора из юрисдикции общих судов переходит в юрисдикцию судов арбитражных. Отстоять свои права страховщикам в таком случае сложно. Поэтому страховые компании в один голос твердят, что терпят убытки.

С другой стороны, остается открытым вопрос, почему же этот прибыльный рынок до сих пор не контролируется. Автовладельцев предупреждают, что можно и отказаться от услуг навязчивых автоюристов или аварийных комиссаров. Воспользоваться услугами комиссаров можно только по собственному желанию, если нанесен небольшой ущерб. Но хотя автоюристы и не имеют права навязывать услуги, все равно это происходит. Ведь это борьба за сверхприбыль.

Другое дело, что повсеместно в Бурятии встречаются случаи с появлением аварийных комиссаров либо автоюристов на месте ДТП без вызова. А это, возможно, значит, что имеет место нарушение федерального закона №152 «О персональных данных», который запрещает разглашение персональных данных.

При этом, если служба аварийных комиссаров действительно существует при ГИБДД и действует вполне легально, то автоюристы и псевдоаварийные комиссары чаще всего работают по теневым схемам.

Невидимая война

Для эффективного регулирования рынка автострахования и пресечения незаконного выкачивания денег со страховых компаний и автовладельцев Госдума в этом году внесла ряд изменений в закон. Пересмотру подверглись около десятка статей закона об ОСАГО.

Так, с 4 июля 2016 года страховщики получили право вернуть потерпевшему заявление о выплате без рассмотрения в случае, если поврежденный автомобиль не будет представлен к осмотру в согласованную со страховой компанией дату. Закон дает потерпевшему право на повторное обращение. 

Отказ в выплате при таких обстоятельствах суды признавали незаконным, чем и пользовались недобросовестные автоюристы. 

В целях сокращения числа судебных тяжб о несогласии потерпевшего с размером страховой выплаты увеличен срок рассмотрения страховщиком досудебной претензии. Теперь он составляет десять дней вместо прежних пяти. У страховой компании будет время подумать – доплатить или идти в суд. 

Данные поправки в закон об ОСАГО, по мнению страховщиков, ограничат возможности автоюристов для манипуляций и ударят по их доходам. 

В очередной раз расширен перечень оснований для подачи страховщиком регрессного требования к лицу, причинившему вред. Регресс – это возможность для страховщика вернуть обратно выплаченную потерпевшему сумму за счет виновника.

Действия «автоюристов», которые судятся с автостраховщиками, а также криминальных «автоюристов» называют и основной причиной убыточности ОСАГО. Криминальные «автоюристы» фальсифицируют страховые случаи, совершают подлоги документов, вводят в заблуждение автовладельцев. Убытки от действий «автоюристов» страховщики ОСАГО в 2015 году оценили в 10 млрд рублей. А по данным Национального института финансовых исследований (НАФИ) и Института региональных проблем, по договорам ОСАГО за прошлый год каждая вторая выплата по суду была получена не пострадавшими в ДТП, а «автоюристами». Решить проблему с «автоюристами» должно установление приоритета натурального возмещения по ОСАГО (то есть ремонт машины) над денежными компенсациями.

В любом случае получить нормальное возмещение от страховой компании становится все проще, обычно это происходит в течение месяца. Автоюристы необходимы в крайних случаях, когда возмещение очевидно занижено. Пока этот рынок не контролируется должным образом, автовладельцам придется несколько раз подумать, прежде чем соглашаться на сомнительное предложение сотрудничества с подобными компаниями. Ведь все чаще подобные посредники в спорах по ДТП наживаются на финансовой безграмотности автовладельцев.



© 2004-2019 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес: 670000, Республика Бурятия, 

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: info@baikal-media.ru

Учредитель - ООО "Байкал Медиа Консалтинг". Главный редактор:
Будаев Валерий Николаевич


Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^