β
μ


5 сент€бр€ 2016, 17:04

»но—ћ»: "Ѕур€ти€: возвращение степной культуры"

‘ранцузский журналист газеты La Croix ќливье “аллес написал статью после визита в солнечную республику.

Ћучи восточного солнца заливают св€щенную гору. ¬етер развевает полотна, вознос€ ввысь буддистские изречени€. –итуал начинаетс€. ќколо сотни деревенских жителей с азиатскими чертами лица в благоговейной тишине вслушиваютс€ в молитвы монахов в шафрановых одеждах. ¬округ белой, как мел, ступы выставлены ожидающие благословени€ сладости, выпечка и водка. ѕищу раздел€т вечером с родственниками и друзь€ми. „асть остав€т здесь как приношение богами и диким животным.

÷еремони€ завершилась, и запахло водкой. ¬з€в бутылку в руки, верующие орошают степи Ѕур€тии (эта обширна€ республика –оссийской ‘едерации расположена у границ ћонголии) в качестве дара богам по старой традиции, происхождение которой сегодн€ давно забыто. ќбр€д совершен. —в€щенную гору окутывает тишина. Ќекоторые продолжают праздник в селе јцагат. ’ижины, храм и мишени дл€ стрельбы из лука Ч это насто€щий этнографический парк дл€ бур€т, которые хот€т приобщитьс€ к фольклору.

ќдетые в шелка женщины рассказывают легенды о волках потомкам кочевых народов, которые обосновались в этом уголке —ибири в VI веке. Ћюдмила ћиетева Ч старша€ в группе. ќна приехала сюда из »ркутска, столицы соседней республики. ¬ышедша€ на пенсию библиотекарь сшила свой костюм по старым книгам. Ђ«а советский период почти все было забытої, Ч говорит она.

¬рем€ кочевников прошло

¬ 1930-х годах регион, которому удалось сохранить традиции в царские времена, столкнулс€ с ужасами сталинского террора. »нтеллигенцию расстреливали, монахов депортировали, храмы рушили, кочевников заставл€ли вести оседлый образ жизни, а бур€тский €зык, буддизм и шаманизм оказались под запретом. ќсвободившись от €рма коммунизма, бур€ты ход€т в храмы, провод€т церемонии, вспоминают €зык и езд€т без виз к сосед€м-монголам, которые живут по ту сторону южной границы.

ќни формируют новое самосознание, которое отличаетс€ как от российского, так и того, что было у их предков. ѕисатель јлексей √атапов считает этот процесс слегка неестественным: Ђћир, который € знал в детстве, мир охоты, духов и природы, погиб в конце 1960-х годов. я пытаюсь передать обычаи дет€м. Ќапример, учу их, что перед тем, как зайти в лес, нужно вылить на землю немного воды. ќни слушают, повтор€ют, но не понимают, зачем это нужної. ¬ремена кочевников прошли.

¬заимопонимание буддизма и православи€

¬ степных поселени€х на смену юртам пришли дерев€нные дома. ¬ Ќарын-Ўибире скотоводы “амара и √альсан провод€т нас в обставленную в западном стиле гостиную с большим телевизором и компьютером. — помощью интернета они общаютс€ с сыном, который учитс€ на юридическом факультете в столице республики ”лан-”дэ. ¬ 4 000 километров от ћосквы они внимательно след€т за европейскими новост€ми. Ђ‘ранцузским фермерам действительно сложно из-за российских санкций?ї Ч спрашивает √альсан, кресть€нин с резкими чертами лица.

¬ углу дома они обустроили буддистский алтарь с фотографией ƒалай-Ћамы. –одители “амары были (не особенно верующими) православными, отсюда и ее русское им€. Ђ¬ детстве все, что имело хот€ бы отдаленное отношение к буддистской культуре, находилось под запретом, Ч вспоминает она. Ч ¬ буддизм € обратилась уже после распада ———–ї. —ейчас она отмечает полнолуни€ в тибетском календаре и обращаетс€ к ламам, когда нужно прин€ть важное решение.

” дверей јзии буддизму и православию свойственно взаимопонимание. Ќередко бывает, что бур€т может посетить за один день ламу, шамана и св€щенника. Ђѕовсюду стро€тс€ храмы, но большинство людей не в состо€нии назвать три главных принципа Ѕудды, Ч улыбаетс€ министр культуры “имур ÷ыбиков, социолог по образованию. Ч —егодн€ приобщение к религии ƒалай-Ћамы Ч это прежде всего способ за€вить о своем национальном самосознанииї. ƒело в том, что, по словам министра, бур€тов в их собственной республике сейчас меньше, чем русских.

¬рата јзии

ќднако ”лад-”дэ заставл€ет усомнитьс€ в точности официальной статистики. ≈вропейские лица встречаютс€ нечасто. ” иностранца, который приземл€етс€ в этом городе с четырехсоттыс€чным населением после шестичасового перелета через п€ть часовых по€сов, сразу же возникает вопрос, не занесло ли его по ошибке в ћонголию. японские праворульные машины главенствуют на дорогах, вдоль которых выстроились современные дома с неуловимо азиатскими очертани€ми. ѕовсюду, от кафе до театров, местный €зык соперничает с русским.

Ѕур€тский академический театр не испытывает нехватки в артистах и аудитории. јктер Ѕаста ÷ыденов Ч его главное лицо на афишах. —ын колхозника, дворник в ћоскве, массажист, режиссер постановщик Ч вс€ его жизнь представл€ет собой метани€ между русской и бур€тской цивилизаци€ми, ƒостоевским и степной поэзией, рационализмом и миром духов. Ђя Ч гражданин —ибири, а монголы Ч мои брать€ї, Ч говорит м€гким голосом лауреат престижной монгольской премии.

”лан-”дэ заслуживает статуса врат јзии. ѕо обеим сторонам границы люди и товары беспреп€тственно идут по бывшему чайному пути, чтобы пообщатьс€ с родственниками или сделать покупки в зависимости от курса рубл€. —трана „ингисхана сейчас в моде среди бур€тов. Ђ” нас им€ завоевател€ украшает витрины ресторанов, которые подают монгольские блюда и показывают фильмы с конными лучниками, степными пейзажами и кочевыми песнопени€миї.

ѕолный текст:†»но—ћ»


© 2004-2018 информационное агентство ЂЅайкал ћедиа  онсалтингї

—в-во о регистрации —ћ» Ёл є ‘— 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано ‘едеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследи€


јдрес: 670000 респ. Ѕур€ти€, г. ”лан-”дэ, ул. —молина д.54б

“елефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90 †

E-mail редакции: info@baikal-media.ru


”чредитель - ќќќ "Ѕайкал ћедиа  онсалтинг"†

√лавный редактор: Ѕудаев ¬алерий Ќиколаевич

 урение вредит ¬ашему здоровью!

ѕолитика обработки персональных данных

 Ќаверх 

ѕри перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с насто€щего сайта на иных ресурсах в сети »нтернет гиперссылка на источник об€зательна. ѕерепечатка либо иное использование текстовых материалов с насто€щего сайта в печатных —ћ» возможно только с письменного согласи€ автора, правообладател€. ‘отографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласи€ автора (правообладател€) и с об€зательным указанием имени автора и источника заимствовани€

¬ случае использовани€ †материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

–едакци€ оставл€ет за собой право полностью или частично удал€ть комментарии пользователей.





^