Свой профессиональный праздник наша театральная общественность отметила достойно. О судьбе запертого на замок театра оперы и балета не было сказано ни слова. Официальная версия гласит: театр закрыт на реконструкцию и реставрацию.
Свой профессиональный праздник наша театральная общественность отметила достойно. О судьбе запертого на замок театра оперы и балета не было сказано ни слова. Официальная версия гласит: театр закрыт на реконструкцию и реставрацию. В неофициальной боятся признаться даже те, кто ежедневно имеет счастье наблюдать за тенями, бродящими по стройплощадке. До срока окончания реставрации ведущего театра республики остался год. Это значит, что львиная доля этого проекта с внушительным бюджетом в 529 млн. рублей уже истрачена. Нам остается подождать совсем немного, чтобы потерять главный шедевр советской архитектуры навсегда.
Проект комплексной реконструкции и реставрации театра оперы и балета до недавнего времени был в Бурятии самым масштабным по части денежных вливаний и датам исполнения. План работы предполагал стабильное финансирование стройки в течение шести долгих лет, начиная с 2002 года. Ежегодное финансирование работ в среднем достигало 162 млн. рублей преимущественно федеральных денег. Упустить такой шанс для нечистых на руку чиновников было просто немыслимо, и потому с театром с самого начала стало происходить что-то непонятное. В самых высоких кабинетах были подготовлены все документы. В конце 2003 года уполномоченным правительством органом, Управлением капитального строительства минстроя, архитектуры и ЖКХ РБ проведен открытый конкурс. Из четырех претендентов была выбрана московская фирма под названием “Арман-М”, которой и стали перечисляться деньги. Хотя датой начала реставрации определили апрель 2004 года, деньги исправно поступали на счета, едва начавшиеся работы в театре по неизвестной причине были заморожены, а объяснять причину происходящего никто не желал. Обеспокоенные артисты аварийного театра, рискуя остаться без работы, забили тревогу. Именно благодаря им в том же 2004 году стало известно, что выбранный на конкурсе генподрядчик ООО “Арман-М” не имеет в Улан-Удэ практически ничего, даже местного счета. Эта фирма никогда не занималась реставрационными работами объектов культурного наследия и памятников старины. Иными словами, у них не было обязательной в таких случаях лицензии на подобного вида работы, а потому они не только не могли выиграть тендер, но и быть допущенными к участию в конкурсе. Еще более странным выглядело то, что в том же конкурсе участвовала улан-удэнская фирма ООО “ЖДСК” (Цыбиков Б.С.-Г.). Мало того что улан-удэнцы тоже не имели такой лицензии (читай: права участвовать в тендере), выяснилось, что “Арман-М” еще до начала конкурса заключил с ООО “ЖДСК” договор-соглашение как с субподрядчиком, о чем, не таясь, сообщил в своей конкурсной документации. Не странно ли, что из четырех претендентов (остальные два, кстати, имели положенные лицензии) конкурсная комиссия, вопреки всем правилам, выбирает именно эту парочку. Прождав все лето, ООО “ЖДСК” начинает работы в театре только с первыми заморозками, истратив из пяти млн. рублей только два и фактически заморозив стройку. То, что повергло театралов в шок, вызвало полное равнодушие со стороны контролирующих органов. Под лозунгом “грабят средь бела дня” министерство культуры РБ решается было подать на УКС иск в арбитражный суд, где просит признать тендер по театру недействительным, но от иска вскоре отчего-то отказывается. Счетная палата РБ по запросу республиканской прокуратуры изучила суть вопроса и пришла к выводу, что в роли генподрядчика УКС действительно выбрало не тех, но никаких финансовых нарушений в ходе реконструкции знаменитого театра не нашло. Главный контролер стройки века г-н Сидоркин (директор УКС) проявил к закрытому на замок театру полное равнодушие. Бояться ему было и впрямь нечего. Материалами проверки по театру занимался лично первый зампрокурора РБ Матвей Гершевич. Никаких нарушений в ходе реконструкции театра им найдено не было.
Прошло два года, прежде чем по коридорам министерства культуры РБ вновь поплыли разговоры о коррупции в отношении театра оперы и балета. Стало известно, что ООО “ЖДСК”, так и не отчитавшееся за немалые деньги, куда-то исчезло. Весь объем работы по реконструкции “просто так” передан другой улан-удэнской компании - ООО “Стамстрой”. Можно ли этих строителей близко подпускать к таким памятникам, как театр оперы и балета, никто не знает. Известно только, что этим людям по проекту предстоит не просто подновить полувековое сооружение, созданное японскими военнопленными, им нужно довести до современного уровня проводку, вентиляцию, канализацию и инженерные коммуникации. Предстоят сложнейшие работы по укреплению песчаного косогора, по которому сползает здание. Им суждено будет заделать огромные трещины в несущих стенах, усилить купол, стены, реставрировать уникальные театральные люстры. Если ничего не изменится, именно они будут выполнять работы второй очереди - строить малый зрительный зал на 200 мест, целую серию мастерских, подсобных помещений, кафе на 100 мест... Мы еще сможем увидеть, что оставят после себя новые строители, но, боюсь, то, что они оставят, потомки нам не простят.
Татьяна Никитина, "МК в Бурятии"
↓