Несмотря на ужесточение наказания за взяточничество и злоупотребления, в Бурятии реально борьба с коррупцией напоминает борьбу с ветряными мельницами. До возбуждения уголовных дел доходит лишь мизерная часть коррупционного вала. В суд передается еще меньше дел, а случаев осуждения взяточников можно пересчитать по пальцам. Становится очевидным, что правоохранительные органы Бурятии в одиночку, без контроля со стороны общества, неспособны эффективно противостоять преступности.
Причин немало, но основных две - в обществе, пока не заинтересованном в исцелении, глубоко укоренились подспудные коррупционные мотивы и соглашательство с коррупцией на бытовом уровне. Люди говорят, что «толку нет, все воруют», «не подмажешь, не подъедешь», а характерный жест потирания большим, средним и указательным пальцами знают даже школьники.
Взяткоемкость принимаемых законов по-прежнему велика, чиновник, как и раньше, может принимать решение в ту или иную сторону, в зависимости от количества подношений. Деньги из бюджета растаскиваются по различным схемам - от полулегальных до криминальных.
Созданная этой весной антикоррупционная комиссия Народного Хурала, на которую возлагаются большие надежды в вопросе противодействия разбазаривания бюджетных средств, на прошлой неделе провела пресс-конференцию, где депутаты поведали о своей работе.
Депутаты Игорь Бобков, Александр Коренев, Леонид Бляхер и Алексей Краснопеев сообщили СМИ о начале парламентского расследования в связи с так называемым «адвокатским делом», когда из бюджета республики было заплачено иркутским адвокатам за работу по «защите интересов казны» 33 миллиона рублей. Эти впустую потраченные деньги и проигранный процесс в 164 млн. рублей с ОАО «Бурятэнерго» (именно для выигрыша оного был заплачен столь астрономический гонорар) стали основанием для депутатского запроса в прокуратуру.
Депутаты намерены задать серьезные вопросы тем чиновникам, кто принимал решение о выдаче бюджетных кредитов и гарантий коммерческим структурам. В 2004 году в бюджет не вернулось 500 миллионов рублей, ухнувших в черную дыру невозврата, плавно «перекочевав из государственного кармана в частный». На сентябрьской сессии Народного Хурала члены комиссии по противодействию коррупции намерены получить ответы на вопросы о судьбе исчезнувших денег и наказании виновных лиц. Однако насколько далеко пойдут прокуратура и МВД, получая от законодательной власти столь яркие сигналы для активизации своей работы?
Повторится ли в виде фарса история о вечно «трезвом» чиновнике одного из районов Бурятии, в отношении которого в 2001-2002 гг. было возбуждено пять уголовных дел по фактам злоупотреблений и хищений бюджетных средств. Однако все эти дела, по данным парламентской комиссии, пару лет назад были прекращены прокуратурой в связи с «отсутствием состава» и «истечением сроков давности», а население района в очередной раз убедилось в том, что «государево око» не видит того, что видят все...
Вряд ли чиновник, который долгие годы сидит «на кормлении», за это время поумерил свои аппетиты. Растут доходы, увеличиваются запросы, денег требуется все больше и больше, а когда нет ограничителей и уже не страшно, поскольку даже «царь» ограничивается только тем, что изредка погрозит пальчиком. Так что «сытый» ничуть не лучше «голодного». А народ безмолвствует...
Дмитрий Родионов, «МК в Бурятии»
Справка ИА «Байкал Медиа Консалтинг»:
По имеющимся данным, в отношении главы Селенгинского района РБ Бадмаева Нимы Дугаржаповича следственным управлением при МВД Республики Бурятия и следственным отделом прокуратуры РБ возбуждались уголовные дела.
В частности, глава Селенгинского района Нима Бадмаев и его заместитель- начальник УГХ Селенгинского района Владимир Айдаев, по предварительному сговору с директором ООО «Симпэкс» Михаилом Бугдаевым в соучастии с Борисом Бугдаевым, Хам Дэн Хван совершали хищение бюджетных средств в крупных размерах.
Было установлено, что в июне 2000 г. заместитель главы администрации Селенгинского района Юрий Могилевский создал и стал руководителем ООО «Базальт». В целях незаконного получения бюджетного целевого кредита г-н Могилевский в качестве залога предоставил государственное имущество на сумму 5239 тысяч рублей, переданное по его же указанию в июне 2000 г. в ООО «Базальт» на ответственное хранение. Условия договора по созданию 47 новых рабочих мест на момент проверки были не выполнены. Одним из учредителей ООО «Базальт» являлся сын Нимы Бадмаева - Жаргал.
Далее, в 2001 г. фирмой ООО «СЛЭП» в целях незаконного получения бюджетного целевого кредита в виде залога предоставлено лесоперерабатывающее оборудование и механизмы на сумму 3090 тысяч рублей, переданные им в аренду Управлением городского хозяйства администрации Селенгинского района. Ранее данное имущество принадлежало Муниципальному Унитарному Ремонтно-Строительному предприятию и по единоличному решению Нимы Бадмаева было вначале передано с баланса на баланс в УГХ а затем в ООО «СЛЭП». Учредителями ООО «СЛЭП» являются: родной брат главы администрации Бадмаев Ю.Д., родной брат руководителя центра занятости г. Гусиноозерска Намсараева З.Ц. Намсараев Д.Ц. и директор СУ №2 Волковский А. А..
По данным фактам 28 августа 2002 г. СУ МВД РБ было возбуждено уголовное дело № 60-02-42 по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 176 ч. 2 УК РФ. Данное уголовное дело прекращено за отсутствием состава преступления.
По выявленным фактам преступной деятельности главы Администрации Селенгинского района Нимы Бадмаева возбуждались пять уголовных дел по ст. 160 УК ч.3. Все указанные уголовные дела в ноябре 2002 года были прекращены по п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ (за отсутствием состава преступления).
Прокуратурой Республики Бурятия 09.06.03 г было возбуждено уголовное дело № 52-03-15 в отношении Нимы Бадмаева по признакам состава преступления, предусмотренного 4.1 ст.293 УК РФ. Глава администрации халатно отнесся к своим должностным обязанностям при распределении бюджетных средств коммерческим фирмам республики, что повлекло нецелевое использование бюджетных средств. Ущерб государству составил 15 млн. рублей. Уголовное дело 10.03.04 г. прекращено за истечением срока давности преступления.
↓