С 1 января 2005 года почти 200 тысяч льготников Бурятии почувствовали на своем кармане, как их «осчастливило» российское правительство вместе с думцами из «Единой России». Замена льгот жалкими подачками и грабительская реформа ЖКХ в Улан-Удэ и нескольких районах республики снизили и без того тяжелое положение значительных слоев населения. А что в это время делали региональные «защитники обездоленных и неимущих» - депутаты Народного Хурала - были заняты очень важным для себя делом - поднимали себе зарплаты за счет бюджета. О замене на деньги своих неслыханных для простого избирателя льгот и привилегий народные избранники и не подумали! Льготы для депутатов остались, а зарплата увеличилась - с 1 января 2005 года почти вдвое!
В Народном Хурале работают 65 депутатов. Все имеют равные права и большие полномочия. Но есть группа депутатов, которая считает себя «равнее» других.
Это двадцать один депутат, работающий на постоянной, оплачиваемой основе. Они, как и обычные чиновники, ходят на работу и получают очень хорошую зарплату. Самый «низкооплачиваемый» депутат, сидящий на должности заместителя председателя комитета Народного Хурала (а рядовых депутатов в парламенте нет - сплошь все начальники), получает с 1 января 2005 г. зарплату выше уровня министра Бурятии. То есть свыше 37 тыс. руб. в месяц. Плюс каждый депутат получает на так называемые «депутатские расходы», сами парламентарии называют их «кормовыми» - 12960 руб. в месяц, которые вправе тратить по собственному усмотрению. Дополнительно в его копилку ежемесячно уходит 16200 рублей - на помощников. За исключением замов председателей комитетов депутатское начальство пользуется служебными «Волгами» с персональными водителями, заместителей спикера Народного Хурала возят на «Тойоте-Камри» представительского класса (каждая стоимостью свыше одного миллиона рублей), а председателя Народного Хурала Александра Лубсанова - на «Ауди А6» и джипе.
Депутаты Народного Хурала, работающие на постоянной основе, бесплатно пользуются мобильной связью и межгородом. Также для них предусмотрен бесплатный проезд по республике на всех видах транспорта (кроме такси). Не забудьте о бесплатном санаторно-курортном лечении. Теперь о квартирном вопросе. Большинство штатных депутатов приехало в столицу из далеких районных округов, по бумагам, не имея ни кола, ни двора. Но за два года почти всех депутатов обеспечили улан-удэнскими квартирами в элитных домах за госсчет. За какие заслуги? Достаточно посмотреть на рабочие графики «привилегированных депутатов», чтобы понять: тяжелой умственной работой народные избранники явно не страдают. А откуда браться напряженной работе, если в год проводится только пять-шесть сессий парламента? Конечно, за пару недель до сессии и во время нее в Народном Хурале действительно кипит работа. Особенно плотно депутаты работают в конце года, когда верстается бюджет, тогда приходится работать и в выходные. А в промежутке между сессиями и комитетами депутаты предоставлены сами себе и живут, как метко выразился экс-премьер Владимир Гейдебрехт, как студенты - весело. Ответственность, мягко скажем, небольшая, зато прав и свободного времени - выше крыши! Складывается впечатление, что и дисциплина хромает, в том числе из-за мягкости характера нынешнего спикера Александра Лубсанова, который за эти годы так и не смог поставить депутатов в жесткие рамки и не идет на конфликт с особо вольными депутатами. Неудивительно, что за депутатский срок народные избранники заняты в том числе такими «важными» делами, как получение дополнительного образования, защита кандидатской диссертации. «Элита» регулярно ездит в командировки, в том числе за границу. Депутат, работающий на постоянной основе, может, например, оформить 31 декабря командировку на «чужой округ», например, в Тункинский район - якобы для работы. Но и ежу понятно, что это новогодний отпуск на Аршане за счет бюджета. Одно время депутаты от нечего делать надумали проводить посреди рабочего дня внутренние «чемпионаты» по настольному теннису на первом этаже, но потом решили, что это слишком - народ не поймет. Для избирателя найти своего депутата в здании парламента в «мертвый сезон» так же сложно, как иголку в стоге сена. Особенно в пятницу, после обеда - специально зайдите в Хурал, уверен, будет чудо, если вы увидите корпящего над законопроектом народного избранника! Да и в середине рабочей недели вы не всегда сможете связаться с депутатом - часто бывает, что секретарша ответит вам заученно бесстрастно: «Иван Иваныч на округе». То есть решает свои конкретные депутатские дела. Депутат может уехать на неделю в свою деревню, просидеть дома, получить за это заработную плату и никто не сможет его даже пожурить!
Это так называемая «депутатская элита», которую мы, налогоплательщики, содержим за свой счет, за наши деньги. Но есть и вторая, более многочисленная депутатская группа, работающая на непостоянной (неоплачиваемой) основе. Почти все из них руководители крупных организаций, вузов, сельхозпредприятий и банков, выполняющих свои депутатские обязанности по собственной инициативе.
Интересно, что при этом многие из них, не получая в Хурале ни рубля зарплаты, работают более плодотворно на сессиях, комитетах, в рабочих группах, тратя свое время, в том числе выходные, на работу на округах. При этом они активно занимаются благотворительностью, оказывают материальную поддержку малоимущим, учреждают стипендии и т.д. Есть депутат, водители которого возят детей в школу на ведомственном автобусе.
Однако эти депутаты, когда закончатся сроки их полномочий (в 2007 г.) и подойдет пенсионный срок, получат рядовую пенсию. В отличие от своих коллег, сидящих на окладах.
Разумеется, группу обделенных депутатов мало устраивало положение, когда у одних народных избранников высокие зарплаты, служебные машины, льготы и квартиры, а у других - только одни обязанности. Недавно один депутат, руководитель предприятия, в сердцах бросил: «А мы-то кто в Хурале? Одни все в белом, а другие словно негры!».
«Элитным» депутатам показалось и этого мало, и, чтобы поднять себе зарплату за счет бюджета, внесли поправки в закон «О статусе депутата НХ», согласно которому «ежемесячное денежное содержание председателя НХ устанавливается на 5% ниже денежного вознаграждения, предусмотренного для президента-председателя правительства РБ». Для заместителя спикера - еще на 5% ниже, а зарплата рядового депутата была установлена на уровне министра правительства РБ. Причем депутаты предусмотрели в законе возможность выплаты депутатам районного коэффициента и процентных надбавок согласно закону «О госгарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера». Однако, исходя из искового заявления прокурора республики в Верховный суд РБ, «в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей г. Улан-Удэ, где расположен Народный Хурал и где осуществляют деятельность депутаты, работающие в Народном Хурале на постоянной основе, не входит».
Чтобы после повышения зарплаты лишний раз не дразнить обделенных привилегиями депутатов, работающих на неоплачиваемой основе, в закон ввели норму, согласно которой неоплачиваемым депутатам установили пенсию в размере половины от денежного содержания министра, с условием, что они проработают депутатами один срок. Закон провели на «ура». Для бюджета Бурятии эта радость обошлась в дополнительные 11 млн. 910 тыс. рублей при нехватке в бюджете 2005 года 793 млн. рублей!
Однако Верховный суд удовлетворил большую часть положений, изложенных в исковом заявлении прокурора республики на этот закон. Депутаты поставлены в неловкое положение. Но руководство Народного Хурала не унывает. Ведь начальство сохранило все свои повышенные зарплаты. А вот неоплачиваемые депутаты могут задать неприятные вопросы Александру Лубсанову - ведь у них прокурор отсудил пенсионную доплату. Сегрегация очевидна. Похоже, правы те, кто утверждают, что в Народном Хурале есть «правильные» депутаты и «неправильные». Которые, как верно отметил еще Винни-Пух, несут в улей неправильный мед.
К вопросу о «правильных» пчелах. Спикеру Народного Хурала эта законодательная «пчелка» принесла очень даже неплохую прибавку к пенсии. Доплата к пенсии у Александра Лубсанова составляет 80% от месячного денежного содержания председателя! К тому же депутаты, не знаю, умышленно или по забывчивости, не прописали в законодательстве условие продолжительности работы спикера в Народном Хурале - для приобретения права на ежемесячную доплату к пенсии. Исходя из этого любой депутат, проработав на посту спикера хотя бы один месяц, имеет право получать доплату к пенсии почти в 30 тысяч рублей! И получается, что, допустим, заменили Лубсанова, поставили условно Иванова или Бадмаева, затем те проработали по месяцу - избрали нового. Так можно и сговориться. Анекдот, конечно, но в Иркутской областной думе только за один срок сменилось четыре спикера. Прецедент есть.
Но депутатам этого мало. Им нужны гарантии, что их райская жизнь продлится вечно.
Одна из депутатских групп, работающих на постоянной основе, имеет наглость готовить законопроект об увеличении числа депутатов до 90 человек, чтобы снизить конкуренцию на одномандатных округах и не сталкиваться с себе подобными! А это значит, что мы будем тратить из бюджета на содержание депутатов гораздо большие суммы. Тех денег, которых сегодня не хватает на смягчение грабительской реформы ЖКХ и не менее грабительской монетизации натуральных льгот. А вообще всю эту возню с установлением депутатских льгот и привилегий можно охарактеризовать только тремя словами: наглость, равнодушие и безответственность!
Безответственность, возведенная на высший уровень власти!
Дмитрий Родионов, «МК в Бурятии»
↓