В 2004 году расходы на городской совет депутатов превысили затраты улан-удэнского бюджета на мероприятия по реализации программы борьбы с преступностью, на целевые программы по развитию образования, проведению года здоровья и на прочие статьи, бесспорно, более важные, чем содержание слуг народа. Затраты на горсовет в минувшем году были больше, чем выделенные городом средства на мероприятия по пресечению фактов реализации опасной для жизни недоброкачественной продукции, на программу по развитию библиотечной системы, целевые программы в области культуры, государственную поддержку в области молодежной политики, профилактику подростковой преступности и поддержку детских клубов вместе взятые. Сегодня многие депутаты бредят ростом этой статьи расходов, и уже в нынешнем году она вырастет. Похоже, городские чиновники достаточно четко и наглядно расставили приоритеты в расходовании бюджета Улан-Удэ.
Только цифры
Как следует из решения улан-удэнского горсовета, подписанного главой Улан-Удэ Геннадием Айдаевым, расходы на горсовет депутатов в 2004 году составили ни много, ни мало - 3 миллиона 46 тысяч 500 рублей.
В этом же документе рядом значатся цифры расходов на мероприятия, имеющие для улан-удэнцев, бесспорно, большее, и едва ли не жизненно важное значение, чем расходы на народных избранников. Так затраты целевого бюджетного фонда «Правопорядок» на мероприятия по реализации городской программы борьбы с преступностью и профилактику правонарушений составили 2 миллиона 194 тысячи рублей. Расчет простой - покой и порядок на городских улицах на 1,7 миллиона в финансовом выражении менее значим, чем удовлетворение нужд органа местного самоуправления. И это не единственная цифра, судя по которой можно сделать вывод, что собственное благополучие заботит аппарат горсовета и депутатов намного больше, чем безопасность населения. Мероприятия по упорядочению розничной торговли, пресечению фактов реализации недоброкачественной продукции, представляющей опасность для жизни и здоровья граждан, за весь 2004 год были профинансированы лишь на 690 тысяч рублей. Результатов пока не видно - некачественная продукция редкостью не стала. Есть подозрение, что эта бюджетная статья заслуживает больше финансовых средств.
На профилактику преступности среди несовершеннолетних и поддержку детских и подростковых клубов тоже поскупились - эта статья затрат не дотягивает даже до 1 миллиона, затормозив на сумме 700 тысяч рублей - это почти в два с половиной раза меньше «депутатских расходов». Государственная поддержка в области молодежной политики составила лишь 731,4 тысячи. У кого-то еще остались вопросы, почему огромное количество праздно шатающихся не всегда благожелательными кучками подростков никак не уменьшается?
Еще меньше повезло целевым программам в области культуры и программе «Развитие библиотечной системы», каждая из них обошлась примерно в 6,5 раз дешевле (463 и 450 тысяч рублей соответственно), чем все те же расходы на содержание горсовета.
На целевую программу «Развитие образования» - 2,5 миллиона, на «Мероприятия по проведению года здоровья» - 1 миллион 892,5 тысячи. Адресная инвестиционная программа по культуре при поддержке республиканского бюджета едва дотянула до 3,5 миллиона. На охрану окружающей природы город выделил лишь на 919 тысяч больше, чем на охрану интересов улан-удэнских депутатов. Продолжать можно сколь угодно долго.
Мы делили апельсин…
Депутаты, как известно, зарплату из бюджета не получают, будучи независимыми, серьезным производством со всеми вытекающими отсюда расходами не являются. Так что же значится за цифрой 3 миллиона 46,5 тысяч рублей на содержание аппарата горсовета?
Как пояснили в администрации города, аппарат городского совета депутатов состоит из...6 человек, которые получают заработную плату. Трое специалистов закреплены за председателями комитетов горсовета, плюс – начальник орготдела, заведующий общественной приемной и специалист по СМИ.
Оправдать немалую цифру расходов на столь скромный по численности аппарат пытаются в комитете горсовета по экономике, подчеркивая, что у аппарата горсовета расходов немало. «Расходы на текущую работу, подготовка документов, их анализ, снятие разногласий, юридические комментарии, размножение документов, затраты на бумагу, на бензин - транспортные расходы на развоз документов 22 депутатам на округа, оплатить услуги водителя, больничные листы сотрудникам аппарата», - на одном дыхании поясняют депутаты.
К другим расходам по статье «содержание аппарата горсовета» причастны народные избранники - говоря о своей полной материальной независимости от администрации города, слуги народа немного лукавят - они получают ежемесячную компенсацию за свою работу. «Мы вынуждены отрываться от основной работы на заседания, рабочие группы, работать во внеурочное время, - пояснил председатель комитета городского совета по экономике и финансам Александр Барданов. - В связи с этим депутатам положена по закону компенсация». По словам Александра Николаевича, председатель комитета получает 2400 рублей ежемесячно, их заместители - чуть меньше, простые депутаты имеют компенсацию и того скромнее.
Но скромность скромностью, а путем нехитрых расчетов получается, что в месяц на компенсации депутатов уходит порядка 50 тысяч рублей. В среднем же на содержание горсовета в 2004 году ежемесячно расходовалось в 5 раз больше - более 250 тысяч. И все это - на ручки и прочую канцелярию для депутатов? Или бумаги к очередной сессии сотрудники аппарата горсовета доставляют депутатам на «Боингах»? Или документы не распечатывают при помощи техники, а кропотливо переписывают ночами и приходится платить за эксклюзивную ручную работу? Или дело в заработной плате специалистов аппарата?
Ответов на эти вопросы депутаты не дали или не захотели дать, как не сочли нужным и представить на суд горожан бюджетную роспись, которая могла бы приоткрыть завесу тайны. Одни предлагали писать официальные запросы, другие - то ли оговариваясь, то ли всерьез - уверяли, что бюджетная роспись по расходам на содержание горсовета за прошлый год еще не готова. Единодушны они были в одном - 3 миллиона 46,5 тысяч рублей на содержание горсовета - крайне мало, и разбухания этой статьи непременно надо добиваться.
- Нам необходимо расширение аппарата. Мы хотели заложить на затраты по аппарату горсовета в 5 раз больше средств, но скудость бюджета не позволила. Сегодня же запросы горсовета удовлетворены процентов на 20, - признается Александр Барданов. - Совещаемся мы где попало, нет своего помещения, необходимо техническое переоснащение, как это сделали в Народном Хурале. Без этого о независимости горсовета говорить сложно.
Разве не пробивает слезу при виде депутатов, которым приходится работать в таких бесчеловечных условиях?..
А вместе с тем, расходы на содержание городского совета депутатов в 2005 году уже увеличились. Подросла бюджетная строка расходов на содержание горсовета в связи с нововведением - теперь помощники народных избранников на округах ежемесячно будут получать из городского бюджета свою долю - по 3 тысячи ежемесячно каждый. 22 депутата - 22 помощника - 792 тысячи в год из городской казны вон. Повысились, по данным некоторых депутатов до 5 тысяч в месяц и их компенсации. Видимо, за то, что слуги народа, затянув с принятием тарифов на жилищно-коммунальные услуги, «подарили» городским предприятиям убытков более чем на 100 миллионов или за прочую высококачественную и своевременную работу. Что ж, так держать...
Светлана Фроленко, «Центральная газета»
↓