Коммунисты РБ и часть общественников Бурятии вновь заговорили о «гражданских» законах, не дожидаясь появления в республике должности соответствующего вице-премьера.
Гражданское общество в Бурятии продвигается без законов и институтов – таков был лейтмотив «круглого стола» «О соблюдении в Республике Бурятия конституционных прав и свобод человека и гражданина» в Народном Хурале РБ, прошедшего в минувшую пятницу. Обсуждение, инициированное фракцией КПРФ в НХ РБ, имело целью поднять вопрос о дальнейшем продвижении трех законопроектов: «О государственной национальной политике в РБ», «Об Общественной палате РБ» и «Об Уполномоченном по правам человека в РБ», а также о введении института уполномоченного по правам ребенка.
Первый законопроект – о нацполитике в РБ, уже продвигается фракцией КПРФ в Хурале и лично депутатом НХ Сергеем Будажаповым. Второй – об Общественной палате РБ - проектировался правительством РБ и неоднократно обсуждался общественностью, однако был заморожен. Что касается института уполномоченного по правам человека, то о его необходимости, либо отсутствии таковой, говорится уже давно. Институт же уполномоченного по правам ребенка сейчас активно спускается «сверху» - установку о его введении в регионах дал президент РФ.
Как отметили наблюдатели, интерес бурятских коммунистов к теме гражданского общества не случаен. Поскольку в скором времени в республике появится должность нового вице-премьера, который, в частности, будет отвечать за развитие гражданского общества. И, дескать, коммунисты, дабы предвосхитить события, уже готовят эти законопроекты, которые могли бы стать «коньком» нового зампреда правительства РБ.
Так или иначе, обсуждение состоялось весьма бурное и неоднозначное.
Помянем Конституцию РБ
Законопроект «О государственной национальной политике в РБ» продвигается фракцией КПРФ в НХ РБ уже давно. Еще в позапрошлом году он стоял в плане законотворческой работы Хурала на 2009 год. В сентябре 2009 года началось его движение по комитетам республиканского парламента и профильным инстанциям.
Предлагаемый к принятию закон призван установить общие принципы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Республики Бурятия в области национальной политики. Главный принцип – обеспечение равных прав граждан РФ, проживающих на территории Бурятии, независимо от их национальности, на развитие национальной культуры, языка, литературы и искусства. В законопроект также включены статьи о государственном мониторинге межэтнических отношений, а также предупреждения межэтнических конфликтов.
Инициатор законопроекта депутат Хурала Сергей Будажапов отметил, что законопроект претерпел серьезные изменения по сравнению с первоначальной редакцией. По его словам, были учтены рекомендации научных, общественных кругов, отзывы комитетов и Правового управления Народного Хурала РБ и других органов. У большей части общественников и депутатов законопроект нареканий не вызвал. Как отметил депутат Хурала от ЛДПР Иван Багрий, он готов «двумя руками голосовать за законопроект».
Некий диссонанс внес президент Конгресса бурятского народа Владимир Хамутаев, отметивший, что на данном этапе национальной политики в РБ достаточно уже существующей Концепции по ее развитию, которую следует дополнить и продлить ее действие. Его коллега по Институту монголоведения, буддологии и тибетологии БНЦ СО РАН, председатель БНЦ Борис Базаров, напротив, высказался за принятие закона, отметив, что существующая концепция уже не отвечает духу времени.
Тем не менее, к законопроекту, по-прежнему остается ряд вопросов. Самый главный из них – устанавливает ли он равенство народов РБ или нет? Поскольку в нем все-таки проскальзывает некий приоритет бурятского народа и других коренных народов РБ, однако, законотворец как-то стесняется этого. Все-таки стоит определиться, принимается ли рамочный закон, на основе которого будут строиться другие, разъясняющие законы и подзаконные акты, например, «О коренных народах РБ» либо конкретный закон, долженствующий определить «кто есть кто» в многонациональной Бурятии. Так уж сложилось, что в республике на сегодня проживает более 110 национальностей. Уравнять в национально-культурном развитии их всех невозможно, так как, во-первых, у многих из них есть свои национальные государства, во вторых – это задача скорее не Бурятии, а нашего общего федеративного дома. Еще одним нонсенсом является наделение республиканских органов власти несвойственными полномочиями, скажем, противодействием экстремизму.
Особо стоит отметить появившуюся в новой редакции формулировку – «Защита государственно-правового статуса Республики Бурятия». С одной стороны, вещь нужная, особенно в свете различных «укрупнений». С другой – это конституционная норма, которой, увы, Бурятию уже давно лишили. Как лишили норм о суверенитете, гражданстве, внутренней и внешней политике и так далее. Впрочем, рассказ о том, как «убивали» Конституцию РБ, которой, кстати, на днях исполнилось 16 лет, - отдельная история.
Палата общественников или палата №6?
Разговор об Общественной палате РБ ведется уже давно. В свое время на суд общественников был выдвинут правительственный законопроект об этом органе. Основная функция, которая обычно ложится на эти структуры в регионах, – это обеспечение взаимодействия граждан через общественные объединения, представленные в палате, с органами власти.
Непосредственная разработка законопроекта легла на Комитет по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Администрации президента и Правительства РБ. Была создана рабочая группа с участием представителей общественности под председательством замглавы администрации Ирины Смоляк. Однако позже работа над законопроектом была заморожена. Как пояснил председатель профильного комитета Михаил Харитонов, было решено, в силу отсутствия бюджетных средств, отложить претворение закона в жизнь до лучших времен.
Однако коммунисты, по просьбе ряда общественников, вновь подняли вопрос о данном законопроекте. А в ряду общественников, тем временем, появились серьезные сомнения в необходимости создания этой палаты.
По мнению регионального координатора международной коалиции «Мы-граждане!» Светланы Будашкаевой, Общественная палата в республике не нужна. Как она считает, этот орган превратится в некую фикцию, в «ширму», которой власти будут закрываться от неугодных общественников, различными способами проведя в Общественную палату только «лоялистов».
Тем не менее, многие из присутствовавших на круглом столе сошлись во мнении, что Общественная палата в республике все же необходима.
Но какая она будет? Почему-то, коммунисты, ничтоже сумняшеся, представили на рассмотрение «круглого стола» старый правительственный законопроект. Видимо, они были не в курсе, что существовала рабочая группа, которая внесла в него значительные изменения. Главным из них было то, что две трети членов палаты избираются самими общественниками путем рейтингового голосования. Кроме того, были расширены полномочия палаты, ликвидирован ряд искусственных барьеров для прохождения в нее.
Этот проект, по словам господина Харитонова, уже прошел согласование в Государственно-правовом комитете Администрации президента и Правительства РБ, приведен в соответствие с федеральным законодательством и вполне может быть инициирован Хуралом.
В то же время, вспоминается процесс обсуждения и внесения правок в этот законопроект на «рабочей группе Смоляк», в котором я принимал участие.
Дело это было весьма нервное. Кое-кто, величающий себя «правозащитником», понятия не имел о букве и духе закона, не говоря уже о юридической технике и движении законопроекта по инстанциям. Звучали порой совершенно нелепые, популистские и даже националистические предложения. Поэтому тоже посещают сомнения, что Общественная палата РБ станет действенным органом, если в нее попадут подобные персоны – видимо, действительно, как говорила госпожа Будашкаева, «не дозрели мы еще до такого органа».
Ребенок - тоже человек
Введение институтов уполномоченных по правам человека и правам ребенка – еще одна тема для обсуждения. Как отметил председатель Конституционного суда РБ Капитон Будаев, он за принятие законов о нацполитике, Общественной палате и за уполномоченного по правам ребенка. Однако, по его мнению, введение института уполномоченного по правам человека не нужно, поскольку с этими функциями успешно справляется Конституционный суд РБ. Но общественники в большинстве своем не согласились с этим, указав на то, что чисто логически будет странно наличие уполномоченного по правам ребенка в отсутствие омбудсмена по правам «взрослого». Споры также вызвал статус «детского» уполномоченного – будет ли он отдельным органом или заместителем «взрослого» омбудсмена. Также, по мнению ряда общественников, необходимо, чтобы статус уполномоченного по правам ребенка регулировался отдельным республиканским законом, а не Указом президента РБ.
В то же время, было отмечено, что посты уполномоченных не должны становиться «теплым местом» для бывших чиновников или депутатов. В пример была приведена Иркутская область, где, по словам общественников, обмудсменом стал человек, далекий от правозащитной деятельности.
И, действительно, не зря пост этот персонифицирован – все в работе на данной должности зависит от человека, который ее занимает.
Омбудсмен должен быть «равноудален» от чиновничества, депутатского корпуса и политических партий. Скажем, Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин на время пребывания в должности приостановил членство в партии «Яблоко», согласно норме закона.
Пока законопроекта по омбудсмену в Бурятии нет, думается, данный вопрос необходимо так же, как и прочие, серьезно и глубоко проработать.
↓