β
μ


3 января, 19:23

freepik.com

Вольная борьба за внимание. Почему СМИ проигрывают, но не проиграют.

Telegram каналы - главный информационный прорыв года


Опальный мессенджер, неподдающийся блокировке, стал одним из главных инструментов политического влияния в уходящем году. Скорость, простота и удобство перечисляются среди главных его преимуществ. Telegram перестал быть просто мессенджером. В постоянно нарастающем потоке информации формат Telegram каналов превратился в наиболее приемлемый способ управления контентом для потребителя: краткая, интересная и просто сформулированная (не как это предложение) информация на платформе, которая как тебе кажется, не контролируется государством или западными корпорациями. Telegram каналы внутри страны забрали на себя ту повестку, благодаря которой на Западе живет и процветает Twitter, так и не взлетевший в России. Но на одной из главных причин успеха Telegram каналов стоит остановится чуть подробнее.


Анонимность и ответственность


Главная причина, по которой в Telegram каналах можно прочитать то, чего не напишут в СМИ, проста - отсутствие ответственности. Сами Telegram каналы, пишущие, например, о политике, очень часто анонимны. Чтобы запутать следы и повысить свой статус, они распространяют информацию о своей независимости или принадлежности к той или иной группировке влияния. Необходимость фактчекинга поступающей в редакцию канала информации зависит лишь от желания следить за репутацией канала у его аудитории без оглядки на законодательство. Но даже репутация - очень странный инструмент, ведь аудитория никогда не сможет распознать, кто настоящий коррупционер, а кто жертва наезда, чей бизнес хотят отобрать. Выведение на чистую воду для аудитории - это практически всегда повод лишить влияния или отобрать актив. В мире бизнеса и политики, где априори нет святых, это означает, что всегда есть заинтересованная сторона, всегда есть мишень, всегда есть повод, за который можно зацепиться и начать "мочить" конкурента уже без затрат на "текущего Доренко" или целый телеканал.


На фоне ощущения тотальной кажущейся продажности, цензуре, само цензуре и нерасторопности СМИ, Telegram каналы стали не глотком, а потоком свежего воздуха. Но ощущение свободы имеет и неизбежную обратную сторону. Telegram каналы - это также сплетни, домыслы, манипуляции и доносы, меняющие реальность сегодня, как никогда прежде. Аудитории пока нравится и эта сторона медали, потому что читатели думают, что могут отличать разоблачение от наезда, и если наезжают, то это и есть новость, значит есть вектор, о котором нужно знать. А запрос на социальную справедливость обеспечивает терпимость к случаям, когда невинные становятся жертвами, потому что ведь "все воры", да и в целом это "нужный для страны тренд". Это мнение, как правило, меняется, когда информационный наезд начинает затрагивать личные интересы аудитории.


Что происходит в Бурятии?


Telegram каналы, пишущие о республиканских смыслах и акторах, есть, и количество подписчиков в 1000+ человек уже считается успехом. В главу здесь ставится качество аудитории, а не количество. Судить об этом качестве, а точнее процентном соотношении чиновников, бизнесменов и журналистов к диванным экспертам можно лишь по некоторым соцопросам, провидимым на этих каналах. Здесь, как и в СМИ, нет никакой прозрачности. Если читает прокуратура и администрация главы - это успех. Если сказать, что и в "АП" следят, то это уже "реальный" вес.


Для примера вспомним один из последних показательных кейсов с участием местного медиакиллера. Бизнесмен Александр Красовский подал в суд на газету "Новая Бурятия" из-за опубликованной статьи, которая, по его мнению, повлияла на результаты выборов в Народный Хурал в Иволгинском районе. Газета распространяется бесплатно, а перед выборами ее тираж активно распространялся именно среди избирателей Иволгинского района. Автор статьи Дора Хамаганова, назвав Красовского преступником и должником, использовала непроверенную информацию, которая очернила имидж кандидата Красовского и могла обеспечить перевес голосов в пользу Александра Цыденова, который и выиграл выборы. По решению суда требования истца были удовлетворены частично, и в конце ноября "Новая Бурятия" была вынуждена опубликовать опровержение к соответствующей предвыборной статье. Решение суда в пользу Красовского, а также факты, всплывшие во время судебного разбирательства,  и последующая реакция Александра Цыденова, по мнению некоторых журналистов, могут привести к досрочным выборам в Народный Хурал в Иволгинском районе.


Этот результат стал возможным только благодаря тому, что кандидату удалось привлечь СМИ в качестве ответчика, ведь у СМИ есть лицензия, и на его деятельность распространяется соответствующее законодательство. В этом смысле истцу, можно сказать, повезло. Если бы степень распространения, например, мессенджера Telegram среди иволгинцев была больше, и была бы признана штабами кандидатов решающей, то публикация компромата в официальном издании была бы просто нецелесообразна, слух бы разошелся через Telegram, а претензии предъявить было бы некому. Кто является автором материала? Кто является владельцем канала? Является ли канал СМИ? Как оценить распространение и ущерб?


Как тут не вспомнить рванувшую информационную бомбу семнадцатилетней давности вокруг фигуры Казадаева? Что мы на самом деле знаем об этом? Кто и зачем постоянно льет на одного из зампредов? Кому выгодны составленные портреты министров Бурятии и что они, якобы раскрывая, скрывают на самом деле? В атмосфере текущей неподтвержденной информационной реальности есть и положительные моменты. Например, аудитория, которая это читает будет только умнеть. Чтобы читать аналитику в Telegram нужно быть не просто в теме, нужно уметь распознать между строк смысл у того, что преподносится между строк. А такая компетентная аудитория должна сократить срок действия привычных местных медиакиллеров, которые будут вынуждены либо начать следить за своей репутацией, либо нанимать тех, кто будет "дуть в их свисток". "Висл блоуэры" сменят медиакиллеров, и игра станет еще запутанней.

 

Почему СМИ будут жить?


Несмотря на то, что аудитория СМИ мигрирует и иногда кажется, что исходит, именно работа в правовом поле, ответственность и профессионализм позволят сохранить ядро аудитории, а также погоня за ее остатками на других платформах всегда остается неблагодарным вариантом. Каждый успешный автор, источник и агрегатор информации сталкивается с проблемой роста и превращается в обычную редакцию, и уходит былая скорость. Если играть в долгую, то придется работать над репутацией, что увеличивает требования к качеству материалов, то есть к фактчекингу, времени написания, оплате расходов, авторов и так далее. А если все удается и приходит влияние, то туда, куда приходит влияние, рано или поздно приходит контроль.

 

Имея доступ ко всем слухам, сплетням и компроматам страны через Telegram, весь федеральный и региональный истеблишмент мало отличается от подростков, которые через этот же мессенджер имеют доступ ко всем наркотикам своего города. Кто-то назовет это настоящей свободой, потому что хочет иметь доступ ко всей информации, вариантам и опциям. А кто-то падет жертвой этой безнаказанности. В игру все равно придут правила, а СМИ уже играют по ним.


Комментарии для сайта Cackle

© 2004-2020 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия, 

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: info@baikal-media.ru

Учредитель - ООО "Байкал Медиа Консалтинг". Главный редактор:
Будаев Валерий Николаевич


Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^