Советник главы Бурятии по экономическим вопросам Алдар Бадмаев
в программе «Мнение» радиостанции «Эхо Москвы» комментирует итоги чемпионата мира по боксу среди женщин в Улан-Удэ, продажу завода «Улан-Удэстальмост» за полмиллиарда рублей, планы по газификации Бурятии благодаря газопроводу из Сибири в Монголию и Китай, и другие темы.
Алдар Бадмаев оценил уровень прошедшего в Улан-Удэ чемпионата мира по боксу среди женщин:
«Вся прекрасная организация и зрелище, которым насладились не только наши жители, но и всё российское и международное сообщество - это всё было плодом титанических усилий. Мы получили прекрасный пример того, что Бурятия может проводить спортивные мероприятия любого уровня сложности - кубки мира, чемпионаты - всё что угодно! Наши представители были и на предыдущем чемпионате мира в Индии, и в Екатеринбурге на чемпионате мира по боксу среди мужчин - все искренне говорят о том, что наш уровень выше чем в Екатеринбурге, и даже чем в Индии. Что очень важно, в октябре, когда туристический сезон у нас заканчивается, мы провели мероприятие, загрузили все наши ведущие гостиницы и обеспечили приток туристов – первый блин у нас получился не комом, а очень даже вкусный и приличный. Уровень рисков по отношению к Бурятии в этом плане значительно снизился, даже несмотря на политические митинги».
Продажу завода «Улан-Удэстальмост» за полмиллиарда рублей советник главы Бурятии по экономическим вопросам оценил, как успешное завершение сложной многомесячной истории:
«Эта дорожная карта была сформирована в конце прошлого года, и мы последовательно шли по пути её выполнения. Самым сложным было вытянуть производство, обеспечив заказами наше предприятие, и, тем самым, создать экономические основы для его возрождения. Сейчас мы имеем работоспособное, конкурентное производство, которое было необходимо освободить от последних юридических формальностей, когда имущество предприятия было под арестом. Глава Республики сам договаривался о привлечении заказов, мы договаривались, чтобы те же самые мусорные баки, ледовый дворец, другие спортивные сооружения - всё это было бы сделано именно на мощностях нашего «Улан-Удэстальмоста». Но мы всё равно потеряли очень много заказов именно из-за того, что предприятие находилось в официальной процедуре банкротства, а имущество было арестовано. Кричащий пример - железнодорожный мост на реке Селенга буквально на расстоянии пары десятков километров от Улан-Удэ мы потеряли, и этот заказ ушёл за Урал. А сейчас бороться за заказы на тендерах уже будет на порядок легче, тем более, что мы сейчас находимся в эпицентре основных крупнейших строек. Идёт расширение БАМа, у нас тут будет строиться газопровод на Китай через Монголию - там тоже понадобятся какие-то металлоконструкции. В целом есть договорённость с Трутневым (полпред президента России в ДФО – ред.) о том, что все большие стройки на Дальнем Востоке будут осуществляться при участии нашего предприятия. За последние десятилетия история с «Улан-Удэстальмост» - это, наверное, единственный успешный пример, когда мы реально спасли предприятие, вытащив его из кризиса».
Планы по газификации Бурятии благодаря газопроводу из Сибири в Монголию и Китай Алдар Бадмаев считает вполне реалистичными:
«Ещё год назад эксперты говорили о том, что экономически выгодный, рентабельный маршрут для газопровода из России в Китай проходит как раз через территорию Бурятии и Монголии. Потом разговоры как-то затихли, но экономика - это неумолимая вещь, законы экономики, по сути, ничем не отличаются от законов физики. Этот проект был поддержан руководителями трёх государств – Монголии, России и Китая, в настоящее время уже создана рабочая группа, которая разрабатывает проект строительства этого газопровода. Всё, насколько я понимаю, происходит очень быстро, этот проект не растянется на десятилетие - он будет реализован максимум в течение пятилетки. Надо учитывать, что газоповод будет строиться вдоль основных транспортных магистралей по основному международному коридору, и дополнительные расходы здесь будут минимальные - трубы выгрузили и тут же их смонтировали. Это наиболее целесообразный, прямой маршрут и эффективный маршрут от Ковыктинского месторождения на севере Иркутской области и Чаяндинского месторождения на юге Якутии – они находятся рядом, и если их замкнуть, получается самый короткий маршрут, который идёт через южную оконечность Байкала в Бурятию. Один из вариантов газопровода проходит через Улан-Удэ вдоль линии Транссиба, и есть вариант напрямую срезать расстояние через горы, и из Кабанского района республики уйти в Селенгинский район. В любом случае строители не минуют территорию Бурятии – Селенгинский, Кяхтинский и Кабанский райбоны газопровод затронет, а это создаёт реальные возможности для газификации республики в дальнейшем».
Герой программы «Мнение» рассказал о планах по решению проблем очистных сооружений в Улан-Удэ и на побережье Байкала:
«Очистные сооружения – это основное препятствие на пути развития многих проектов и одна из важнейших составных частей нашей инфраструктуры. Это застарелая проблема, которая не решалась десятилетиями – например, у правобережных очистных сооружений Улан-Удэ, по которым идёт подготовка, очень много упирается в проект, выполненный с грубыми нарушениями – всё это вылезло только сейчас. Глава Бурятии сегодня (19-го октября – ред.) находится в Москве по данному вопросу, и очень многое зависит от того, удастся ли найти компромисс с федеральными органами власти. Что касается очистных сооружений на побережье озера Байкал, то тут уже есть проекты, которые прошли согласование по централизованным очистным сооружениям, и есть поселения, где мы в принципе не можем построить централизованные очистные сооружения. Единственным выходом из данной ситуации является строительство локальных очистных сооружений - по ним существует масса различных технологий, но в общий принцип один - все стоки подвергаются обработке, фильтрации и переработке бактериями, а очищенные стоки некоторые эксперты предлагают использовать для полива сельскохозяйственных угодий. Например, туристическая база стоит у себя очистные сооружения, заключает договор с фермерским хозяйством, находящимся где-то поблизости, и вывозит очищенную воду для полива полей или теплиц. Кстати, это создаёт дополнительный стимул для развития подсобных хозяйств и сельскохозяйственных предприятий в зоне озера Байкал поблизости от туристических баз».
Советник главы Бурятии дал свою оценку акциям протеста, состоявшихся в Улан-Удэ после выборов мэра столицы Бурятии:
«Любой думающий человек сразу задаёт здесь вопрос - насколько это всё результат каких-то объективных сложностей в экономике и в жизни нашего общества или же это чистой воды какие-то политические манёвры и интриги? Конечно, я не могу сказать, что у нас всё хорошо, мы живём богато и всё у нас есть. Нет, конечно, сложностей у нас хватает, но любой из жителей Бурятии понимает, что это всё произошло не вчера и не сегодня, а складывалось в экономике лет 20 или 30. В этом году мы впервые смогли эту ситуацию переломить, пошли позитивные изменения. В частности, темп роста заработной платы стал обгонять темп роста кредиторской задолженности населения, а прирост инвестиций за первое полугодие 2019 года в полтора раза превысил уровень инвестиций 2018 года, при этом основной приток инвестиций идёт в обрабатывающую промышленность - это авиационный завод и другие наши предприятия, где производится сложная продукция с высокой степенью добавленной стоимости. Все эти моменты не случайны и связаны между собой. Что касается протестов – по количеству участников этих акций мы видим, что людей было немного. Конечно, здесь было больше политического и заказного, больше желания создать информационный повод и где-то попиариться. Я к этим вещам отношусь крайне негативно - во-первых, с точки зрения экономики, это повышает уровень региональных политических рисков. Многие инвесторы всерьёз задумались - стоит или нет идти в Бурятию и что-то здесь делать, если у нас ситуация такая нестабильная. Я считаю неправильными попытки вносить раскол в наше общество, а Дмитрий Баиров и другие наговорили много очень серьёзных вещей, и то, что к ним так мягко относятся, сдерживается личной позицией Алексея Самбуевича. Конкретных проблем экономического характера они не поднимали, и это показывает, что организаторы митинга очень сильно оторваны от реальной жизни республики. Там были провокаторы, люди, которые хотели где-то что-то подзаработать, и так далее. Я не говорю, что все - там были люди, искренне переживающие, но с этими людьми и я встречаюсь ежедневно, и глава – с ними мы работаем».
↓