Вообще, в этом зале встречи с чиновниками высокого ранга явно проходят чаще, чем, собственно, балы.
Но такой строгой организации не было даже на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым. Участники мероприятия проходили не только "рамку безопасности", но и двукратную проверку паспортов.
В зале гостей по нескольку раз пересаживали с места на место, аккуратно распределяя всех по полу, возрасту и ещё каким-то неуловимым критериям.
Некоторые (и это было слышно в прямой трансляции) даже признались, что отправляли куда-то объективку, чтобы попасть на эту встречу. С другой стороны, службу безопасности вице-премьера можно понять - некоторые "государевы люди" республики выглядят так, что хочется провести их через рамку металлоискателя ещё раз.
В итоге все настолько перенапряглись, что при появлении в зале главных персон дружно встали и даже, кажется, захлопали.
Юрий Трутнев, несмотря на упорные слухи про маниакальное стремление к пунктуальности, всё-таки опоздал. Но ненадолго - гости, разглядывавшие зал, не успели даже заскучать.
Посмотреть было на кого - наряду с министрами, спикерами и вице-спикерами здесь были представители крупного и очень крупного бизнеса, руководители СМИ, духовные персоны и просто очень, очень заслуженные люди.
В общем, очень мало про кого можно было спросить "а кто это?".
Юрий Трутнев вошёл в зал с лёгкой улыбкой. Он явно был в хорошем настроении.
Расположившийся за соседним столом президиума глава Бурятии Алексей Цыденов, напротив, был крайне сосредоточен.
Забегая вперёд, скажем, что впервые, пожалуй, Алексею Цыденову, сидящему в президиуме, не пришлось отвечать ни на один вопрос. Он, вообще, заговорил лишь раз, подсказав полпреду вопрос в тот момент, когда забарахлил микрофон в зале.
Причина сосредоточенности главы республики вскоре стала понятна - Юрий Трутнев, отвечая на вопросы, не стеснялся поднимать с мест своих высокопоставленных коллег, и, если ответ его не устраивал, тут же менял тон:
- Так не пойдёт. Скажите точно - можете помочь? Можете, вот и хорошо - останетесь в Бурятии, пока вопрос не решится! - тон, которым это было сказано, мог нагнать морозу на любого.
Да и угроза была нешуточной - ссылка в Сибирь, что может быть страшнее?
Конечно, перспектива остаться в Бурятии для решения вопросов Алексея Цыденова не пугала, но тут как раз тот случай, когда нельзя было оплошать. Фактически, у республики появился свой собственный профильный министр. И свой собственный профильный вице-премьер.
И от того, как с ними удастся сработаться, в очень и очень большой степени будет зависеть, получит ли республика реальные выгоды от своего нового дальневосточного статуса.
Удивительно убедительно
Доклад, который прочитал вице-премьер, был призван рассеять последние крупицы скептицизма. Миллиарды, льготы, потоки, опережение - всё это, вроде бы, говорилось и раньше. Но из уст Юрия Трутнева это звучало как окончательно и бесповоротно наступившая новая реальность. О которой мы даже и не мечтали.
То, как полпред отвечал на вопросы, добавило ему очков в этой новой аудитории. Он был уверен и спокоен, как ледокол.
Первый вопрос достался руководителю группы компаний "Байкал Медиа" Сергею Бурдикову. Отвечая на то, как он сам относится к решению президента о переходе Бурятии в Дальневосточный федеральный округ, Юрий Трутнев проявил невероятное изящество. Действительно, разве может чиновник такого уровня высказывать отношения к решениям главы государства?
- Я отношусь к этому как к новым возможностям для Бурятии, - ответил вице-премьер. И это был идеальный ответ.
Он пояснил, что есть потенциальные плюсы, а есть самые реальные и ближайшие. Для бизнеса важна выгода, и налоговый режим дальневосточных регионов позволяет получать на 20% больше прибыли:
- Это значит, что у вас "пойдут" те проекты, которые до этого были неинтересны. Например, месторождения, к которым нет дорог.
На вопрос, чем Бурятия интересна дальневосточному округу, Трутнев ответил, что хочет сначала познакомиться поближе с республикой, но кое-что уже видит:
- Мне нравится здесь обстановка, как общаются люди. Мне кажется, в Бурятии дружные люди, а значит, они могут решать большие задачи.
Подробно полпред ответил и на тему "дальневосточного гектара". Ему даже пришлось делать это дважды, сначала в докладе, а потом - отвечая на реплику Баира Бальжирова, который попросил "сказать уверенно, что земля на Байкале раздаваться не будет", поскольку "мы в Сибири привыкли по нескольку раз спрашивать".
Ответ был более чем исчерпывающим:
- Какие земли региональная и местная власть выделит для предоставления "гектара", те и будут выдавать. Но, в любом случае, туда не попадут земли особо охраняемых природных территорий и населённых пунктов.
И, главное - первые шесть месяцев земли могут получать только жители региона, и лишь потом - другие граждане России.
На просьбу главы фонда инвалидов-колясочников Галины Горбатых предусмотреть механизм для резервирования льготных билетов для особых категорий пассажиров (сейчас льготные билеты распродаются очень быстро), Юрий Трутнев не стал рассуждать, а ответил просто: "Я Ваш вопрос принял, как пожелание".
На предложение ректора БГУ Николая Мошкина увеличить число бюджетных мест в ряде специальностей (инженеры, врачи), полпред тут же заставил главу дальневосточного агентства по развитию человеческого капитала Сергея Ховрата пообещать помощь (это его он пообещал оставить в Бурятии).
И даже на довольно острый вопрос Натальи Тумуреевой по выделению земель населённых пунктов из территории национальных парков Трутнев очень спокойно объяснил, что предложение главы Бурятии подразумевает предоставление нацпаркам другой территории с первозданной природой. И, по сути, это сейчас единственная компромиссная возможность.
- Если там живут люди, это уже не парк - так не бывает. Решение вывести уже заселенные территории и добавить такое же количество, не уменьшая территорию нацпарка – определенная логика в этом есть, - пояснил свою позицию полпред.
А заодно он пообещал приехать ещё и даже выехать в степь, помочь в вопросах защиты Байкала, уделить особое внимание малому предпринимательству. И, главное, обязательно найти для Бурятии деньги в программах развития Дальнего Востока.
Промежуточный финиш
Наиболее важным для властей республики, по-видимому, станет решение Юрия Трутнева о проведении через две недели совещания В Москве со всеми федеральными министерствами. К этому совещанию республиканские власти должны подготовить перечень предложений по решению первоочередных социально-экономических задач региона.
И это совещание, похоже, станет очередным экзаменом для главы Бурятии. Не первым и, очевидно, не последним.
После окончания совещания участники делились эмоциями:
- Глыба, крупнейший государственный деятель страны, - поделился своим впечатлением общественник Биликто Дугаров.
- Это вам не просто полпред. Полпредище! - подтвердил другой участник мероприятия
- Серьёзный мужик, не зря сказал про своё упорство. Этот точно не даст расслабиться, нашим чиновникам такой и нужен - подняв палец, рассказывал всем третий. Известный, между прочим, в прошлом чиновник.
Да, забыли сказать - завершилась встреча вполне ожидаемыми аплодисментами. Переходящими в овации.
↓