В этот день, 4 июня, ровно год назад бывшим уже президентом России Владимиром Путиным была представлена в законодательный орган республики кандидатура Вячеслава Наговицына для наделения его полномочиями президента Бурятии. Первый заместитель председателя правительства Томской области стал первым лицом Бурятии, для которой назначение президента со стороны не было неожиданностью. А республика вступила в фазу позитивных ожиданий.
В своем интервью «МК» Вячеслав Наговицын так описал события, предшествующие назначению: «Сначала меня направили на беседу в Кремль. Это был абсолютно ничего не значащий сухой разговор с людьми, отвечающими за кадровую политику. Ни намеков, ничего такого, что могло бы говорить об исходе согласования. Просто поблагодарили и сказали, что если Кремль будет нуждаться в моих услугах, то меня вызовут вновь. Несколько дней спустя мне позвонили и сообщили о встрече с Владимиром Путиным. И я понял: машина закрутилась…».
Смена власти, выпавшая на две федеральные избирательные кампании, прошла, как и было обещано Вячеславом Наговицыным, спокойно - без надломов, эксцессов, кадровой чистки и с акцентом на местную элиту. Новый президент не смог обойтись лишь без трех «своих» людей - Александра Ковалева, Ирины Смоляк и Александра Чепика. Но оставил рядом с собой многих, кто долгие годы работал с первым президентом Бурятии Леонидом Потаповым.
Двенадцать месяцев - слишком незначительный срок, чтобы мерить его построенными километрами дорог, квадратными метрами жилья, объектами соцкультбыта и новыми производственными мощностями. Хотя бы потому, что бюджет 2007-го верстался, а параметры 2008-го определялись еще в бытность Леонида Потапова, при том, что условиями для привлечения в экономику региона крупных инвестиций Бурятия похвастаться не могла. Республика все еще вплотную к чему-то важному и позитивному, но, по единодушному мнению экспертов, - «вплотную как никогда прежде». Вячеславу Наговицыну, несмотря на кадровые перестановки и серьезную ломку структуры в правительстве Бурятии, удалось не затормозить реализацию ни одной из стратегически важных для республики программ, начатых в свое время Леонидом Потаповым. А по многим из них, говорят эксперты, добиться результатов.
За год Вячеслав Наговицын полностью реформировал структуру правительства, поделив ее на три части, - экономическую, социальную и инфраструктурную, ввел для чиновников требования единообразия и строгости одежды, омолодил кадры среднего и высшего руководящего звена, упразднил несколько бесполезных совещательных органов (к примеру, «Республиканскую межведомственную дегустационную комиссию»). И изрядно перетряс программу стратегического развития Бурятии до 27-го года, придав ей больше амбициозности. За этот же период времени бесстрастная статистика констатировала сокращение безработицы и бедности, повышение уровня жизни и реально располагаемых денежных доходов населения.
Сказано было много. И о том, что Бурятии «достойна», и может стать «опорным регионом России». И что республика должна из разряда дотационных (61 процент дотаций из федерального бюджета в 2007 году. - Авт.) войти в число конкурентоспособных. Что будут созданы условия для привлечения инвесторов, поставлен заслон коррупции и введена практика персональной ответственности чиновников за результаты своего труда.
Но как громадьем стратегических планов не заслонить отдельно взятого человека, живущего сейчас? Ведь в реальной жизни часто бывает по-другому - не по статистике. Среди медиков и учителей стала нарастать волна недовольства сомнительными с социальной точки зрения нововведениями: одноканальным финансированием в здравоохранении и так называемым «подушевым» - в образовании. Учителя с ужасом ждут зарплат, рассчитанных по новому принципу, будучи уверенными, что получат меньше. А пациенты стационаров уже страдают от бумажной волокиты, значительно оттягивающей сроки оперативного лечения. И здесь очень кстати будет вспомнить цитату из первого интервью Вячеслава Наговицына «МК» в Бурятии»: «…Чтобы не ускакать далеко в неправильном направлении, окружаю себя людьми с более критическим, пессимистическим настроем, которые всегда сомневаются. Ведь, если не будет оппонентов, можно наломать таких дров!».
Без издержек не бывает, а период позитивных ожиданий не может продолжаться бесконечно. Однажды, годика через два, люди все-таки спросят: что сделано, Вячеслав Владимирович? Сколько построено километров дорог, введено квадратных метров жилья, сдано в эксплуатацию социальных, спортивных, культурных и производственных объектов?
Сколько стало бедных и богатых? И куда она, наша Бурятия, движется?..
Станислав Белобородов, «МК в Бурятии»
Иринчей Матханов, депутат Народного Хурала, председатель БРО политической партии «Справедливая Россия»:
— Мне импонирует в Вячеславе Наговицыне то обстоятельство, что он умеет советоваться с людьми, прислушиваясь к их мнению. К примеру, у президента хватило и мужества, и мудрости не только остановить процесс оптимизации (ликвидации) так называемых малокомплектных школ, но даже организовать принятие республиканского закона, установившего особые правила финансирования сельских отдаленных малокомплектных школ. Это была настоятельная просьба республиканского отделения политической партии «Справедливая Россия», к которой он, будучи представителем «Единой России», прислушался. Гибкий политик - это успешный политик.
Мы во многом разделяем «программу Наговицына» по социально-экономическому развитию Бурятии, но при этом оставляем за собой право критиковать, поправлять и блокировать принятие таких управленческих и законодательных решений, которые ухудшают положение населения республики.
Хотел бы пожелать Вячеславу Владимировичу быстрой адаптации к условиям Бурятии, лучшего, глубокого понимания традиций, хорошо ориентироваться в политических и национальных вопросах.
Василий Кузнецов, депутат Государственной Думы РФ, «Единая Россия»:
— Республика приобрела опытного руководителя и эффективного менеджера. В руководстве России Вячеслав Наговицын имеет положительный имидж, занимает ведущие позиции в рейтинге губернаторов. Правительство России видит, что Наговицын работает активно. И в свою очередь, всячески помогает президенту Бурятии. Сейчас много внимания уделяется именно сибирским и дальневосточным регионам страны, на различные федеральные программы выделяется большое финансирование, которое необходимо эффективно осваивать. Учитывая стартовые условия, скорую отдачу ждать трудно, потому что речь идет о строительстве, прежде всего, капиталоемких и трудоемких инфраструктурных объектов, которые создаются не за один день и даже не за один год - дороги, электростанции, объекты рекреационного назначения, требующие большой подготовительной и организационной работы. А организационные вопросы, должен сказать, Вячеславом Наговицыным и его командой решаются быстро. В том числе благодаря поддержке федерального центра, чего не было в предыдущие годы при прежнем руководстве республики.
Игорь Бобков, депутат Народного Хурала, председатель БРО ЛДПР:
— Я всегда был сторонником того, чтобы кандидатура на пост руководителя региона предлагалась федеральным центром. Если Бурятия, как и другие субъекты, находится в составе единой и неделимой России, то укрепление вертикали власти должно иметь место постоянно. Мои надежды об улучшении ситуации постепенно оправдываются. В своих действиях Вячеслав Наговицын демонстрирует последовательность, приводящую рано или поздно к искомым результатам. Определена ситуация с туристической зоной рекреационного типа. Осуществляются серьезные шаги по привлечению инновационных технологий. Взять хотя бы вопросы, связанные с газификацией. Прежде эта тема только муссировалась, Наговицыным же была проделана большая работа. И вот буквально на днях в Улан-Удэ приезжает делегация из АО «Газпром», а, стало быть, газификация республики начнется реально, что означает новые рабочие места, крупные инвестиции, удешевление энергоносителей.
Мне понравилось и то, что Вячеслав Наговицын лично инициирует обращения в прокуратуру по ряду коррупционных дел прошлого. Это говорит не только о его желании разобраться во всем, что происходило в прежнем правительстве, но и о стремлении не допустить интеграцию этих коррупционных схем в деятельность нового кабинета министров.
Пресс-служба БРО КПРФ:
- Бурятское отделение КПРФ поддерживает те начинания президента Бурятии Вячеслава Наговицына, которые направлены на улучшение жизни рядовых граждан республики. На посту президента Наговицын проработал еще недолго, поэтому пока оценивать результаты его работы трудно. Мы полностью одобряем проект газификации республики. Мы также поддерживаем идею создания транспортно-логистического центра с использованием выгодного географического положения Бурятии. Президент активно работает над реализацией проекта особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, с которым мы, коммунисты, как и вся республика, связываем большие надежды.
Однако БРО КПРФ принципиально выступает против мер правительства и президента Бурятии, которые направлены на ухудшение жизни учителей, врачей и других категорий граждан. Прежде всего, это касается приватизации социальной сферы. Мы считаем, что школы, медицинские учреждения, высшие учебные заведения должны предоставлять свои услуги населению на бесплатной основе, на что в нашем государстве средства имеются. Мы считаем, что приватизация социальной сферы выгодна только чиновникам от социальной сферы и олигархическому капиталу.
↓